Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ
1.1. История становления молодежной политики России
В советское время существовала одна из самых массовых молодежных организаций за всю историю России - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (далее - комсомол), который объединял миллионы юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет, воспитывал подрастающее поколение в условиях коммунизма и вовлекал молодежь в строительство нового государства. Союз имел представительство в высших структурах государственной власти, обладал огромными ресурсами влияния и создавал возможности для карьерного роста для молодых и перспективных людей. Об этом свидетельствует устав комсомола, действовавший до начала перестройки: "Комсомол является активным помощником и резервом Коммунистической партии Советского Союза… Комсомол видел весь смысл своей деятельности в выполнении решений партии и Советского правительства, осуществлении великой Программы построения коммунистического общества в СССР" [10].
Комсомол был неотъемлемой частью общественно-политической системы СССР, которая влияла на судьбу страны, поэтому распад СССР отразился на исчезновении комсомола. Так 27 сентября 1991 года XXII Внеочередной съезд комсомола объявил о самороспуске молодежной организации страны. После распада СССР и перестройки государство столкнулось с рядом сложных вопросов создания новой формы построения диалога с молодежью. Попытки реабилитации комсомола не увенчались успехом, первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.И. Мироненко писал о попытках восстановления комсомола: "Новый Центральный комитет ВЛКСМ оказался совершенно неспособным реализовать идеи, заложенные в "Декларации", и использовать имеющиеся возможности. Отчасти под влиянием объективных обстоятельств, отчасти из-за субъективного непонимания возможностей, заложенных в новой модели организации и молодежного движения в целом, он встал на путь самоликвидации союза" [24]. Поэтому правительство пыталось искать новые способы вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь своей страны.
В 1991 году, незадолго до подписания Беловежских соглашений и Алма-Атинской декларации, вступил в силу Закон СССР "Об общих принципах государственной молодежной политики в СССР". Закон стал основой для поддержки и укрепления связей между СССР и входящими в него республиками и РСФСР, в котором упоминалась государственная молодежная политика, и посвящена отдельная статья под названием "Законодательство о государственной молодежной политике". В целях продолжения инициативы первым Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 был посвящен системным вопросам этой политики - "О приоритетных мерах в области государственной молодежной политики". Это был первый шаг к формированию особого вида деятельности в Российской Федерации после распада СССР и комсомола, который сегодня называется "Государственная молодежная политика". Этот этап формирования молодежной политики заключался в формировании законодательного присутствия молодежи в политической жизни страны. Это привело к созданию таких молодежных движений, как Российский союз молодежи и Молодежный союз юристов, которые поставили перед собой задачу защиты интересов молодежи как особой социальной группы общества. Но их желание восстановить и установить контакт с государством в лице властей не привело к эффективности. Это связано с преобладающими условиями 1990-х годов и трансформацией политической системы. В то время правительство не всегда интересовалось формированием молодежной политики. Поэтому встречи с активистами стали инструментом манипулирования молодежным сообществом во время избирательной кампании или личного продвижения. Это было вызвано слабостью и раздробленностью государственных органов власти [17].
Второй этап в установлении связи между государством и молодежью начался с принятия следующих законов: подписан Указ Президента Российской Федерации № 1922 от 15 сентября 1994 года "О Федеральной программе "Молодежь России" по содействию реализации молодежи и Закона о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений / Федеральный закон № 98-ФЗ от 28 июня 1995 года. Согласно закону, государство гарантировало существование и функционирование движений, а также создание механизмов финансовой и административной поддержки детских и молодежных общественных объединений. Введение новых законов стало мотивацией для создания крупных общественных движений: Детских и молодежных социальных инициатив (DIMSI), Национальной лиги молодежи, Российского союза студентов (RSM) – преемника Комсомола, который вошел в федеральный реестр для получения ежегодной государственной поддержки. Механизм регистрации стал основой избирательной кампании федеральных выборов правительства и использовался в качестве потенциального электората. Победив на выборах, власти вскоре вновь потеряли интерес к развитию молодежной политики на государственном уровне. Этот факт спровоцировал появление молодежной политики в России среди оппозиции. Во второй половине 1990-х годов появились молодежные отделения: Союз коммунистической молодежи, Авангард красной молодежи, молодежное "Яблоко" и др. Эти движения поддерживались отечественными и зарубежными политическими партиями и фондами. Главной целью молодежных отделений было воспитание молодежного политического движения в рамках партийной системы.
В результате принятых законов и реформ в государственном докладе 1998 года "Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика" отмечалось, что принятые программы не смогли в полной мере обеспечить выполнение запланированных задач из-за отсутствия достаточного финансирования, независимости молодежного органа и слабой нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях [5].
Поворотным моментом в формировании государственных молодежных структур стал период "цветных революций" во всех странах СНГ, когда молодежь впервые выступила движущей социальной силой. Основным способом привлечения молодежи впервые стал Интернет и социальные сети, все методы делегирования действий осуществлялись онлайн. В те годы государство не было готово урегулировать такое дело. После этого исторического периода наступил третий этап развития молодежной политики, который отражает современный тип взаимодействия молодежи и государства. Это начинается с 2000-х годов. и это характеризуется активными действиями по построению политической системы со стороны президентской власти.
Выделяются следующие особенности развития молодежной политики в начале 2000-х годов:
Создание первых государственных политических и общественных молодежных организаций в России: "Идущие вместе" (после 2005 года "НАШИ"), "Молодежное единство" (после 2005 года МГЕР), "Молодые зеленые" и др.
Активное взаимодействие с молодежными организациями, созданными с целью прямого влияния государства на молодежь и воспитания наследников режима.
Принятие государством новейших инструментов для интеграции социально активной группы населения – молодого поколения в общественно-политическую систему. В качестве инструментов, которые по сей день формируют гражданскую позицию молодежи, были выбраны проектная деятельность и парламентаризм.
Ограничения молодежи в рамках единой стратегии социально-политической области или страны. Административная поддержка и финансирование молодежных парламентариев идет исключительно на определенные общественные дела, которые включены в план государственных структур.
Проявление авторитарных признаков режима усилило федеральные и региональные центры, что положительно сказалось на коммуникации государства с молодежью и общественными организациями [33].
Но тенденция вспоминать о проблемах молодежной политики во время избирательных кампаний или во время смены режима осталась безымянной. Так, в течение первого года правления В.В.Путина распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года была создана Правительственная комиссия по делам молодежи во главе с Премьер-министром В.И. Матвиенко. Комиссия регулировала включение молодежной политики в социальную политику, проводимую правительством, но комиссия не справилась с возложенной на нее ответственностью. Только во второй срок (2004 г.) правления В.В. Департамент государственной молодежной политики, образования и социальной защиты детей при Министерстве образования и науки Российской Федерации был создан Путиным. В 2007 году был образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, позднее преобразованный в Федеральное агентство по делам молодежи "Росмолодежь", подчиненное Министерству спорта, туризма и молодежной политики, созданное в 2008 году. Сегодня Росмолодежь является главным органом исполнительной власти, защищающим интересы молодежи, и с 2018 года подчиняется Правительству Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.Абрамейцева В.В. Средства массовой информации в формировании общественного мнения в современной России: дис.. - Саратов, 2021. - 139 c.
2. Амелина, А.Н. Целевая аудитория СМИ. - М.: Смарт, 2019. - 280 с.
3.Аникина М. Е. LIFESTYLE Интернет-завсегдатая (Штрихи к портрету молодого Интернет-пользователя). – М.: Глобол, 2021. –147 с.
4.Байканова А.О. Влияние СМИ на формирование мировоззрения человека // Урбанизация территории России в XXI веке - 2020. - С. 157-160.
5.Байчурина А. И. Тематика социальной направленности в СМИ // Контентус. - 2020. - № 12 (41). - С. 67.
6.Березин В.М. Сущность и реальность массовых коммуникаций - М.: РУДН, 2017. - 183с
7.Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. - М.: Аспект-Пресс, 2020. - 191 с.
8.Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование ориентаций молодежи // Вестник МГТУ. - 2020. -№ 1. - С. 175–178.
9.Душина Е. А. Состояние социальной журналистики в современных условиях // Молодой ученый. - 2018. - С. 348–351.
10.Евневич, М.С. Манипуляция сознанием молодежной прессе: материалы научно-практической конференции. - СПб.: Роза мира, 2019. - 138 с.
11.Желтухина М. Р. Популяризация культуры в современных массмедиа и медиажанр // Вестник ЧелГУ. - 2020. - № 5 (360). - С. 214–219.
12.Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. - Томск, 2018. - 270 с.
13. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории: дис.- М., 2020. - 232 с.
14.Какаулина, К. А. Молодежные СМИ России. - СПб: Питер, 2017. – 548 с.
15.Латутина О.В. Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2017- 278 с.
16. Зобов Р.А. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020 - 680 с.
17.Какаулина, К. А. Редизайн молодежных СМИ // Молодой ученый. - 2017. - № 25 (159). - С. 329-330.
18.Канивец Е.С. Влияние СМИ на ценности современной молодежи. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. - 225 с.
19.Кучугова К. А. Лексические особенности современного медиатекста // Медиасреда. - 2019. - № 2. - С. 31–35.
20.Макарин А.И. Молодежь в России сегодня: ценностные установки и проблемы // Международный студенческий вестник. – 2017. – № 6. – С. 12-17
21.Михальская А. К. Язык Российских СМИ как манипулирующая система. – М. Изд. МГУ, 2021 – 164 с.
22.Молодежная политика в современной̆ России : учебное пособие для вузов / Под ред. Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. - М.: Юрайт, 2020. - 155 с.
23. Ржанова, С.А. Трансформация региональной молодежной прессы. - СПб.: Роза мира, 2019. - 138 с.
24.Суслов Е.В. Социальная роль СМИ: учеб. пособие- М: Наука, 2017 - 68 с.
25.Сурикова Т.И. Этический аспект языка СМИ. - М.: Крокус, 2018. - 470 c
26. Суходолов А. П. СМИ и виртуальная реальность: возможности и перспективы // Вопросы теории журналистики. - 2018.- № 4. – С. 20-26
27.Тертычный А. А. Методы популяризации научного знания в современных СМИ // Информационное поле современной России. - 2020. - С. 330– 337.
28.Федотов Л.Н. Социология СМИ. - М.: Наука, 2019. - 603 с.
29. Федотова Л.Н. Механизмы регуляции информационных потоков // Сравнительная политика. - 2020. - № 1 (18). - C. 16-31.
30. Шайхитдинова, С.К. Развитие молодежных газет. - М.: МГУ, 2019. - 96с.
31. Шостак М. И. Журналы в системе СМИ. – М. : Аспект Пресс, 2018. –79 с.
32.Юдина Е. Ю. Подача социальных материалов в интернет-изданиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 1 (15). – С. 38-44
33. Яковлев, П.А. Молодежные СМИ. - М.: Смарт, 2019 - 280 с.