Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования каналов коммуникации в процессе организации обратной связи населения и власти определяется возрастающим интересом общественности к изучению вопросов, касающихся взаимоотношения государственной власти и общества.
В настоящее время главной проблемой реального функционирования демократии в России является взаимодействие публичной власти и населения. Власть в демократическом обществе перестает быть прерогативой только государства. В современной России местное самоуправление имеет решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, эффективного развития общества и государства. Рассматривая проблемы взаимодействия муниципальных органов власти и населения, авторы исходят их того, что решение проблем людей в местах их локального проживания в итоге формирует имидж публичной власти в целом, определяет отношение населения к власти, проводимым в стране реформам.
Степень разработанности проблемы. Проблемы социального взаимодействия разрабатывались Г. Блумером, М. Вебером, Э. Гидденсом, И. Гофманом, Ч. Кули, Дж. Мидом, Т. Парсонсом, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, П. Штомпкой и др.
Объект исследования г. Санкт Петербург.
Предмет исследования оценка и регуляция взаимодействия власти и населения.
Цель исследования рассмотреть оценку и регуляцию взаимодействия власти и населения г. Санкт Петербург.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить теоретические аспекты взаимодействия органов власти с населением;
рассмотреть нормативно – правовую базуа взаимодействия органов власти с населением;
раскрыть формы взаимодействия органов власти с населением;
представить характеристику деятельности администрации Санкт-Петербурга;
провести анализ взаимодействия органов государственной власти с населением на примере деятельности Администрации Санкт-Петербурга;
выявить основные проблемы во взаимодействии органов государственной власти с населением;
описать проект совершенствования взаимодействия в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
представить перспективы реализации проекта;
дать оценку эффективности проекта.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, системно-логический подход в формулировании выводов и предложений).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ
1.1. Теоретические аспекты взаимодействия органов власти с населением
Для того, чтобы рассмотреть какие формы взаимодействия органов государственной власти с населением существуют на современном этапе развития государственного и муниципального управления, определим, что понимается под взаимодействием.
Взаимодействие является общенаучной категорией. Однако в рамках тематики выбранной работы важнейшей характеристикой взаимодействия остается его осуществление социальными субъектами в социальной среде, поэтому рассмотрим феномен социального взаимодействия. В теории социологии можно выделить группу ученых, рассматривавших социальное взаимодействие на основе социального действия. Согласно М. Веберу действия, осуществляемые между индивидами, могут быть социальными только в случае, если они направлены друг на друга осознанно и имеют субъективный смысл для каждого, то есть цель. Синтезом теории социального действия выступила теория социальных систем Т. Парсонса, в которой он исходит из элементарного действия, включающего в себя действующее лицо, цель, ситуацию, в которой оно совершается, и нормативную ориентацию действия .
Рассматривая взаимодействие между органами власти и населением, можно признать тот факт, что свойствами такого взаимодействия выступают наличие цели у каждого субъекта (власть – реализация полномочий, население реализация прав) и направленность действия на конкретного субъекта в каждом конкретном действии. Все эти действия строго регламентированы нормативно-правовыми документами и реализуются в конкретной социальной среде, ограниченной пространством и временем.
Исходя из вышеизложенного действительно, взаимодействие между органами власти и населением относится к социальному и соответствует определенным признакам как социальный феномен.
В рамках функционализма взаимодействие — это систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие своей целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. С позиции этой парадигмы социальное взаимодействие населения и власти – регулярные действия, осуществляемые на постоянной основе для достижения целей государственного и муниципального управления .
Для П. Сорокина в принципе все общество представлялось процессом взаимодействия индивидов. В его теории появляется новый элемент взаимодействия – это проводник – то, посредством чего и происходит обмен переживаниями, мнениями, действиями. В случае с взаимодействием между органами власти и населением такими проводниками выступают каналы взаимодействия, которые будут рассмотрены позже.
Одним из видов взаимодействия в целом является информационное взаимодействие. Одним из первых основы теории информационного взаимодействия разрабатывал В. З. Коган. Согласно его теории, информационное взаимодействие возможно только в социальных системах, его нет в неживой природе. Информационное взаимодействие различных сфер общественной жизни, классов, социальных групп, индивидов представляет собой чрезвычайно важную, специфическую форму социального взаимодействия. Само информационное взаимодействие имеет определенные пространственно-временные характеристики, логику развития и последовательность развертывания.
В рамках данной теории информационного взаимодействия возможно рассмотрение взаимодействия органов власти и населения: оно происходит в социальной системе, имеет определенные пространственные и временные характеристики, ограничено нормативными требованиями и реализуется в логике информационно политики органов власти.
Взаимодействие органов власти с населением является одной из основ государственного и муниципального управления. Справедливым является утверждение Мардышкиной П.Р. о том, что «общество на современном этапе своего развития переживает процесс переосмысления взаимного влияния граждан и государства, которое можно обозначить как взаимодействие. Стремительное усовершенствование новых технологий и повышение общего уровня образованности в обществе обусловило повышение требований населения к органам власти. Ответом государства на этот вызов со стороны граждан является поиск эффективных инструментов и механизмов управления обществом с целью максимального удовлетворения растущих потребностей различных слоев населения» .
Взаимодействие органов власти с населением можно разделить на несколько типов. Первый тип традиционный, к нему относится личное обслуживание населения должностными лицами органов государственного управления, использование телефонной и почтовой связи. Например, использование услуг почтовой связи при приеме обращений в орган государственной власти обращений граждан. Второй тип - инновационный. Он характеризуется использованием ИКТ при взаимодействии с населением. Пример инновационного взаимодействия может стать размещение информации о деятельности органов государственной власти на официальных сайтах данных органов власти.
Инновационный тип взаимодействия еще только набирает свою популярность. Население в большей степени отдает предпочтение традиционным формам взаимодействия, особенно представители старшего поколения.
1.2. Нормативно – правовая база взаимодействия органов власти с населением
На сегодняшний день в Российской Федерации разработана соответствующая база для информационного взаимодействия с населением как в традиционных формах, так и в интернет пространстве: нормативно-правовые акты, интернет-платформы, мобильные приложения, аккаунты в социальных сетях.
К основополагающим нормативно-правовым актам, регулирующими информационное взаимодействие органов власти с населением, содержащие указания на обязательность информирования и поддержания диалога во всех возможных формах, относятся:
Конституция РФ определяет основы информационного взаимодействия, определяет права граждан на пользование формами информационного взаимодействия с органами власти. В сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы. Конституция дает основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества .
Положения Конституции стали еще более актуальными с преобразованиями, внесенными административной реформой. Начавшаяся в 2000-х годах реформа предполагала развитие практик нового государственного управления. Для развития информационного взаимодействия особую значимость играет положение нового государственного управления, которое рассматривает гражданина как клиента, потребителя услуг. Органы власти в рамках концепции выступают производителем общественных благ.
Детализация основ информационного взаимодействия, установленных Конституцией РФ, проводится путем принятия нормативно-правовых актов Президента РФ, федеральных законов. Рассмотрим данные нормативно- правовые акты:
федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Закон регламентирует процесс предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках закрепленных полномочий органа государственного или муниципального управления. Устанавливаются основные принципы и требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг. Определяются права и обязанности субъектов, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;
федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентирует проведение референдума, опроса с целью получения информации о мнении населения;
федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет механизмы работы с заявлениями, обращениями, жалобами, предложениями, представленными в орган государственной власти, гражданами и формирование обратной связи;
федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В данном законе представлены основные понятия в сфере информационных технологий, такие как информация, информационная технология, информационная система, обладатель информации и т.д. Раскрываются принципы регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Этот закон направлен на регулирование осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации;
федеральный закон от 09.02.2008 года № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Закон утверждает обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
указ Президента РФ от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг». Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов;
постановление Правительства РФ от 9.06.2016 года № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» и др.
Методические рекомендации обеспечивают на региональном уровне доступность информации о деятельности органов власти.
Основная функция органов региональной власти сделать некоторые акценты, связанные со спецификой региона, в разработке нормативно-правовой базы. Основное внимание уделяется формированию административных регламентов в части оптимизации механизмов проектирования информационного взаимодействия, определение плана реализации достижения эффективного применения информационно-коммуникационных технологий,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 25 октября.
2. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, – 2018. – 128 c.
3. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
4. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
5. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
6. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2019. – 415 с.
7. Васильев, В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: Юстицинформ, 2019. – 680 с.
8. Вещунова, Н.Л. Государственное регулирование экономики / Н.Л. Вещунова. – СПб.: Герда, 2018. – 280 с.
9. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
10. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
11. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
12. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. – М.: Инфра-М, 2018. – 368 c.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра-М, 2019. – 222 c.
14. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
15. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
16. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
17. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. – М.: Русайнс, 2019. – 112 c.
18. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2019. – 294 c.
19. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 684 с.
20. Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.Н. Мысляева. – М.: МГУ, 2020. – 440 с.
21. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
22. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
23. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
24. Шамарова, Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник / Г.М. Шамарова. – М.: Синергия, 2018. – 320 с.
25. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2018. – 570 с.
26. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2018. – 200 с.