Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что многие медицинские работники и фармацевты спорят относительно того, всегда ли нужны и полезны витаминно-минеральные комплексы для здорового человека, насколько эффективны они для профилактики различных заболеваний, в том числе у детей и подростков.
Несмотря на то, что фармацевтические компании предлагают большое количество различных витаминно-минеральных комплексов для детей и подростков, каждый родитель должен понимать, что, по сути, их основной функцией является восполнение недостатка отдельных витаминов и минералов в организме ребенка и подростка, а потому необходимо провести лабораторную диагностику биохимического состава крови перед их применением, чтобы не вызывать избытка витаминов и минералов, который может привести к негативным последствиям.
Цель исследования – проанализировать ассортимент витаминно-минеральных комплексов для школьников на российском фармацевтическом рынке.
Объект исследования – витаминно-минеральные комплексы для школьников.
Предмет исследования – ассортимент витаминно-минеральных комплексов для школьников на российском фармацевтическом рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проследить историю возникновения витаминно-минеральных комплексов.
2. Определить роль витаминно-минеральных комплексов в профилактике заболеваний.
3. Провести обзор витаминно-минеральных комплексов для детей и подростков на современном фармацевтическом рынке России.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, исторический обобщение, классификация,
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме назначения и содержания витаминно-минеральных комплексов, а также их роли в профилактике заболеваний у школьников.
Практическая значимость исследования связана с анализом современного ассортимента витаминно-минеральных комплексов для школьников, который представлен на российском рынке.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. История возникновения витаминно-минеральных комплексов
Термин «витамин» происходит от латинского «vita» – жизнь. Роль витаминов в жизнедеятельности организма чрезвычайно велика. Ко второй половине XIX века было известно, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
Считалось, что если в пищу человека входят определенные количества всех этих питательных веществ, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма.
Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер. Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность представлений о биологической полноценности пищи. В 1842 году Бадд заявил, что причиной некоторых болезней является недостаточное питание. Его концепция резко противоречила взглядам, устоявшимся в XIX веке [7, c. 34].
Важный шаг на пути к открытию витаминов был сделан русским ученым Н.И. Луниным. В 1890 году он проводил эксперимент, который заключался в кормлении мышей пищей, содержащей в очищенном рационе все известные к тому времени необходимые пищевые вещества – белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Однако большинство мышей через некоторое время погибло.
Только две мыши, получавшие исключительно молоко, оставались здоровыми в течение 2 месяцев (до конца эксперимента). Н.И. Лунин пришел к заключению, что здоровая натуральная пища содержит, помимо указанных компонентов, какие-то, еще неизвестные науке, жизненно необходимые вещества [1, с. 33].
Ученый утверждал, что исследования, посвященные роли этих компонентов в рационе, представляют огромный интерес для науки. Стала очевидной необходимость присутствия в рационе иных питательных компонентов, помимо протеина, углеводов, жиров и минеральных солей.
Только в 1911 году польский ученый Казимир Фук выделил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которое при добавлении в ничтожно малых количествах к корму больных бери-бери голубей излечивало их. В самих рисовых зернах это вещество отсутствовало. При химическом анализе К. Фук обнаружил в его составе азот, поэтому выделенное вещество было названо исследователем витамином, то есть «жизненным амином».
Первая половина ХХ века ознаменовалась открытием всех известных к настоящему времени витаминов. Оказалось, что витамины являются гетерогенной группой органических веществ, причем некоторые не содержат азота, т.е. не являются аминами [5, с. 80].
Однако концепция витаминов осталась неизменной: витамины – это органические компоненты, требуемые в малом количестве большинству живых организмов для нормального роста и жизнедеятельности и выполняющие специфические физиологические функции.
В настоящее время известно около 20 различных витаминов, установлена их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путем переработки продуктов, в которых они содержатся не только в готовом виде, но и создаются искусственно, путем их химического синтеза.
Организм человека не синтезирует витамины или синтезирует в недостаточном количестве (например, никотиновую кислоту) и должен обязательно получать их с пищей. Витамины обладают высокой биологической активностью. В отличие от других незаменимых пищевых веществ витамины участвуют в обмене веществ как катализаторы и регуляторы отдельных биохимических и физиологических процессов [1, с. 34].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, В.И., Молотков, И.М., Хвастунова, Е.П. Основные этапы развития исследований витаминов: история и современность // Вестник Самарского медицинского государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 33–45.
2. Велигодская, П.А., Сорокин Н.В. Биологически активные добавки и витамины как объект научного исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины и фармакологии на современном этапе». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 99–114.
3. Демьянова, С.И., Фролова, А.А. Современный российский рынок БАДов: практическое исследование // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 3. Медицина и фармакология. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 70–80.
4. Ковалева, С.И. Фармакология. – М.: Форпост, 2019. – 460 с.
5. Ломаченкова, С.И. Биологические активные добавки. – Липецк: Смена, 2020. – 370 с.
6. Морозов, И.И. Ассортимент витаминных комплексов и БАДов на российском рынке // Вопросы медицины. – 2019. – № 3. – С. 3–10.
7. Полякова, С.М. Основы современной фармакологии. – Мурманск: Правда, 2020. – 490 с.
8. Радомская, Е.Е. Витамины и минералы для подростков. – Тюмень: Светофор, 2019. – 150 с.
9. Соколова, И.П., Щербакова, П.А. Ассортимент БАДов на российском рынке // Современная фармакология. – 2021. – № 3. – С. 60–72.
10. Яковлева, Р.А. Здоровье подростков. – М.: Мысль, 2020. – 288 с.