Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим направлением политики государства на рынке труда является содействие в трудоустройстве граждан. Закрепление в ст. 37 Конституции Российской Федерации права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантии защиты и поддержки работников при наступлении безработицы.
Актуальность работы. В условиях рыночной экономики трудовая деятельность представляет собой весьма сложную систему взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В центре этих сложных взаимоотношений находятся интересы людей, являющихся одновременно производителями и потребителями всех необходимых на рынке товаров и услуг. Производители выпускают и поставляют на рынок столько товаров, сколько потребители в это время желают и могут приобрести. На рынке достигается равновесие между спросом и предложением на различные товары и требуемые услуги. Рынок служит основным механизмом регулирования процессов труда и производства.
Переход к регулируемой рыночной экономике влечет за собой кардинальные изменения в сфере занятости, т.к. она непосредственно отражает модель хозяйствования. По мере перехода к рыночной экономике вопросы рынка труда все острее ставятся на повестку дня: идет процесс формирования рынка труда, возникают учреждения рынка труда - биржи труда, центры занятости и другие органы, ведающие вопросами занятости.
Гарантии государства в области занятости предусмотрены также в Законе Российской Федерации от 19.04.91 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации». Так, гражданам Российской Федерации гарантируются защита от безработицы, социальная поддержка, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, а также социальная поддержка безработным, бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение (ст. 12).
Вопросы организации выполнения мероприятий, предусмотренных программой занятости субъекта Российской Федерации, направленных на социальную защиту граждан, остающихся без работы, являются актуальными в рыночной экономике. В связи с этим тема работы представляет интерес для исследования.
Объектом курсовой работы является рынок труда.
Предметом курсовой работы – особенности формирования параметров на рынке труда в условиях ситуаций монополии и монопсонии.
Цель данной работы – проанализировать особенности формирования параметров на рынке труда в условиях ситуаций монополии и монопсонии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и структуру рынка труда;
раскрыть специфику рынка труда;
раскрыть механизмы формирования параметров на рынке труда в условиях ситуаций монополии и монопсонии.
Теоретической основой работы являются работы отечественных авторов: Н.А. Василенко, Н.И. Глазунова, Е. Ю. Жарова и др.
В процессе работы использовались методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также cиcтeмaтизaция, oбoбщeниe и oпиcaниe.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографического списка и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА
1.1. Сущность и структура рынка труда
Для Российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция также прослеживается в области рынка труда.
Современный рынок труда является особой экономической сферой, которая играет важную роль в национальной экономической системе России. Исследователи чаще всего изучают такие категории, как заработная плата, уровень занятости граждан, безработица, динамика вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью этой сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе в России, государственное регулирование рынка труда [21, с. 88].
Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в следующих основных направлениях. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение числа рабочих мест в организациях и учреждениях, принадлежащих государству. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ для решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих работы.
Для чего, собственно, и происходит государственное регулирование рынка труда в России. Прежде всего, это создание условий, при которых максимально возможное число граждан может себя обеспечить. Чем меньше безработица тем ниже нагрузка на госбюджет в плане обеспечения мер различной поддержки населения.
Государство заинтересовано в построении конкурентоспособной экономики, социальная и политическая стабильность зависит от качества ее функционирования. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной степени зависит от нее уровень производительности труда.
Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы стабильности политики, которые во многом зависят от качества функционирования национальной экономической системы. Среди ключевых критериев здесь адаптация экономики, особенно с точки зрения занятости, к изменениям на рынке. Дело в том, что в условиях капиталистической модели, в соответствии с которой в настоящее время развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре различных отраслей промышленности, насыщение отдельных рынков, возникновение новых. Эти процессы формируют новые требования к рынкам труда.
Если они происходят на национальном уровне, то государство становится ключевым институтом, который призван обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка.
Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может быть выражено в двух основных формах активных и пассивных. Что касается первого, то подразумевается, что работа будет проводиться в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей.
Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий [20, с. 12].
Объекты и субъекты рынка труда и механизм их взаимодействия представлены в приложении 1.
Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие задачи ставятся перед ним. Прежде всего, это привлечение новых инвестиций в экономику, что позволяет нам открывать новые производства, осваивать отрасли, в результате создавать рабочие места. Кроме того, государство должно обеспечить занятость населения путем организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.
Следующим необходимым направлением работы властей является содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Такие фирмы, по мнению экономистов, могут обеспечить занятость людей в небольших городах, где нет стратегических государственных предприятий, и в отраслях, для которых наличие государственных активов нехарактерно и не всегда целесообразно на свободном рынке (общественное питание, Услуги, розничная торговля). Еще одной важной задачей государства является эффективное регулирование миграционных процессов.
Очень много проблем, характерных для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом российской экономики. Есть города, где просто нет работы из-за того, что расположение предприятий там невыгодно. И в этом случае людям, живущим там, нужно как-то найти работу. Это может сделать государство, организовав эффективные программы, способствующие переселению граждан в промышленно развитые районы.
Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях может быть реализована соответствующая политика властей. Эксперты определяют три.
Во-первых, это макроуровень. Он играет ключевую роль в высших институтах государственной власти. Их функциями являются разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также внедрение принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносится с текущими направлениями социально-экономического развития. Это организация правильного взаимодействия политических институтов и институтов, которые решают практические проблемы, связанные с развитием рынка труда.
Во-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все заметные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только компетентные органы в этом случае выделяются не федеральными, а региональными властями. В то же время рынок труда и занятость населения могут создавать проблемные области, характерные для отдельных субъектов федерации. Учреждения, отвечающие за реализацию политики на макроуровне, могут не принимать во внимание соответствующие региональные особенности, и поэтому силовые структуры субъектов Российской Федерации будут работать здесь более качественно.
Для рассматриваемого уровня характерно решать вопросы эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в области занятости граждан к местным особенностям.
В-третьих, это местный уровень. Как правило, он фокусирует задачи, связанные с правильной реализацией государственной политики в отношении конкретных объектов регулирования. То есть, например, за то, как качественная городская служба занятости функционирует, прежде всего, должны отвечать местные органы власти конкретного населенного пункта. На том же уровне вопросы, связанные с расчетом и выплатой пособий, с советами граждан, с информацией о вакансиях, открытых в городе [22, с. 90].
Качественно функционирующий государственный или муниципальный центр занятости, по мнению многих экспертов, должен быть одной из ключевых структур для работодателей этого места с точки зрения привлечения новых кадров. В то же время, по мнению аналитиков, роль частных агентств по трудоустройству и рекрутинговых услуг очень важна.
В случае конструктивного взаимодействия между ними и государственными структурами, призванными обеспечить занятость, это, безусловно, будет играть положительную роль в развитии рынка труда города. Частные и государственные организации в этом смысле не должны быть конкурентами, считают эксперты.
Факторы, влияющие на формирование и развитие рынка труда, представлены в Приложении Б.
Каковы особенности рынка труда в России. Интересно, например, обратить внимание на структуру спроса на работников в различных отраслях. Имеются аналитические исследования, в которых отмечается, что, в частности, наибольший спрос на рынке труда можно проследить в сфере торговли, закупок и поставок [24, с. 76].
Затем в «рейтинге» спроса на отрасль, как аналитики могли рассчитать производство. Довольно популярны строительство, транспорт, сырье. Среди наиболее перспективных и приоритетных, по мнению многих экспертов, для государства, что связано с известными политическими событиями сельским хозяйством.
В то же время структура предложений соискателей, как выяснили аналитики, несколько отличается. В одном из исследований говорится, в частности, о том, что в сфере торговли, где спрос на персонал самый высокий, ощущается нехватка предложений от кандидатов на работу. Он выглядит достаточно сбалансированным, поскольку можно было определить экспертов, ситуацию в транспортном секторе. Среди наиболее конкурентных областей, в которых количество предложений значительно больше, чем количество вакансий государственная служба, юриспруденция, финансовая индустрия, средства массовой информации, высшее руководство.
Вышеупомянутые модели, по мнению некоторых аналитиков, отражают довольно заметную проблему, характерную для рынка труда в России дисбаланс между потребностями работодателей и предложением соответствующих трудовых ресурсов, определяемый пожеланиями граждан. В некоторых отраслях не хватает специалистов, в других больше ищущих работу, чем вакансий. Занятость и безработица это сферы, решение сложностей, в которых требует повышенного внимания к рассматриваемой проблеме, как со стороны бизнеса, так и с точки зрения деятельности государства.
Ситуация, сложившаяся на российском рынке труда, говорят эксперты, обусловлена целым рядом факторов. Ключевыми аналитиками являются падение