Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ОТРАСЛЯХ ИНФРАСТРУКТУРУ В СУБЪЕКТАХ РФ 5
1.1Концессия – как специфичная форма ГЧП 5
1.2 Применение концессионных соглашений в РФ 12
1.3Перспективы практики заключения концессионных соглашений 23
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1.Общая характеристика проекта ГЧП: отрасль, объект, предмет, участники и оценка степени их участия в проекте, цель 28
2.2.Определение модели финансирования проекта и оценка финансового участия государственного и частного партнеров в структуре капитала проекта……………………………………………………………………………29
2.3.Оценка финансовой эффективности проекта в условиях обоснованной модели финансирования (чистой дисконтированной стоимости, дисконтированного периода окупаемости, внутренней нормы доходности) 34
2.4.Оценка рисков проекта: выявление и описание основных рисков по проекту, их ранжирование по степени вероятности возникновения и уровню воздействия на проект (построение матрицы рисков проекта) 36
2.5.Анализ чувствительности показателей проекта к изменению его ключевых параметров 40
2.6.Рекомендации по оптимизации источников финансирования проект ГЧП……………………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день неотъемлемым условием эффективного функционирования экономики государства служит взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного секторов. Во многих развитых и развивающихся странах сложилось особое качество взаимодействия между указанными секторами, которое сегодня именуется как государственно-частного партнерство (ГЧП).
Для государства ГЧП выгодно тем, что данный механизм помогает с решением важных социально значимых проблем, привлекает внебюджетное финансирование, повышает эффективность управления инфраструктурой, а также расширяет базу налоговых поступлении. Для бизнес-партнера механизм ГЧП способствует расширений бизнес-возможности, обеспечивает долгосрочность проектов и автономность в принятии оперативных решений, снижает риски, гарантирует рентабельность.
В рамках ГЧП концессия на сегодняшний день является самой юридически проработанной и широко используемой формой как в России, так и за рубежом. Концессионные соглашения наиболее часто используются в проектах ГЧП для реконструкции существующей региональной инфраструктуры национальной-экономики. По итогам 2016 года согласно Минстрою, в Российской Федерации количество заключаемых концессий выросло в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. За 2016 год было заключено 271 концессионное соглашение на 70,9 млрд. руб.
Теоретическая ценность данной работы состоит в том, что она систематизирует имеющиеся данные о концессионных соглашениях в рамках Российской Федерации, дает объективное сопоставление применения данного механизма по ряду критериев.
Объектом изучения в данной работе является механизм концессий в России и в Нижегородской области.
Предметом данной работы является процесс заключения и эффективности концессионного соглашения в Нижегородской области.
Целью данной работы является исследование роли и значения концессионных соглашений в системе управления государственной собственностью.
В рамках рассматриваемой темы выделяем следующие задачи:
- изучение понятия и сущности концессии;
- изучение сфер применения концессионных соглашений;
- изучение перспектив развития концессионных соглашений в РФ;
- изучение практического применения концессионного соглашения между Правительством Нижегородской области и ЗАО «Волга-Спорт».
Методологическую основу работы составили справочные, статистические и аналитические материалы, официальные данные Центров ГЧР РФ, законы и подзаконные акты, результаты исследовании, проведенные Центром развития ГЧП, Vegas Lex и KPMG, интернет издания и труды отечественных и зарубежных авторов: Варнавский В. Г., Дерябина М.А., Шарп Л., Тинсли Ф., и других.
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа, систематизации, обобщения, сопоставления.
1. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ОТРАСЛЯХ ИНФРАСТРУКТУРУ В СУБЪЕКТАХ РФ
1.1 Концессия – как специфичная форма ГЧП
На сегодняшний день неотъемлемым условием нормального функционирования экономического развития является взаимовыгодные партнерские отношения между государством и бизнесом. За последние десятилетия в экономике большинства стран мира сложилось особое качество отношений государства и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства (ГЧП).
Принятие Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во многом облегчил использование механизма ГЧП. Главными критериями, которые позволяют выявить форму партнерства, являются: вопрос права собственности – владение, пользование, распоряжение, - степень зависимости от публичного партнера, вопрос соотношения частных и публичных инвестиций в проекте, распределение рисков и другие критерии.
На международном уровне вопросом структуризации проектов ГЧП активно занимается Всемирный банк, который разработал следующую классификацию форм государственно-частного партнерства:
I. Контракты на управление и арендные договоры: по контракту с государством частная компания берет в управление или на условиях аренды принадлежащую государству собственность на определенный в контракте период. При этом право собственности и принятия инвестиционных решений остается за государством. Контракты на управление в аренду можно разделить на контракты на управление, в которых производство на частном предприятии финансируется за счет государства, и на контракты на аренду, когда частная компания берет в аренду за отдельную плату государственное имущество, при этом операционный риск ложится на нее.
II. Концессия: частная компания получает право владения и пользования существующим государственным предприятием за определенную плату, при этом право собственности принадлежит государству. Частный сектор имеет право модернизировать и управлять объектом во время срока действия договора.
III. Проекты, осуществляемы с нуля: частный инвестор вкладывает деньги в строительство объекта, который, согласно договору, является объектом государственной собственности. Когда срок договора истек, объект либо передается государству, либо дальше эксплуатируется частной компанией на основе аренды.
Всемирный Банк выделяет следующие виды проектов, подразумевающих строительство нового объекта:
-Строительство-владение-управление-передача (build-own-operate-transfer, BOOT). Объект государственной собственности строится частной компанией, которая имеет не только право пользования, но и право владения объектом в течение срока действия договора. По окончанию объект переходит государству.
-Строительство-управление-передача (build- operate-transfer, BOT). Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству.
-Строительство-передача-управление (build-transfer-operate, BTO). Объект, построенный частной стороной, переходит в собственность концеденту. После того, как государство получило объект в собственность, заключается договор, согласно которому частная компания получает объект в управление.
-Строительство-владение-управление (build-own-operate, BOO). Построенный объект находится в эксплуатации у частной компании, которая имеет право владения на неопределенный срок. Основными задачами частной стороны, которые закреплены в договоре, являются управление проектом, его эксплуатация и осуществление всех необходимых работ в случае необходимости его модернизации. Такая форма особенно привлекательна для бизнеса, поскольку государство играет небольшую роль в таком виде проекта.
-Проектирование-строительство (design-build, DB). Первоочередной задачей частной стороны является разработка плана объекта и его дальнейшее строительство. Критерии, согласно которым компания выполняет эти функции, утверждены государством. После завершения строительства управляет объектом и обслуживает его государство.
В теоретической направленности данной тематики выделяют основных пять моделей:
1. Модель оператора;
2. Модель кооперации;
3. Модель концессии;
4. Договорная модель;
5. Модель лизинга.
Возможности партнерства бизнеса и государства представлен на Рис.1. Данный рисунок отражает диапазон выбора вариантов взаимодействия государственных и частных предприятий. Критерии отнесения к той или иной модели ГЧП имеет зависимость от уровня приватизированной собственности и от частных вложений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях";
2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Financial Management and Accountability Act 1997 https://www.legislation.gov.au/Details/C2005C00119;
4. Быкодорова А.Ф., Тохунц А.А. Политико-правовой дуализм государственно-частного партнерства как правовой категории в сборнике: Тенденции и перспективы развития современной науки и практики IV международная научно-практическая конференция. 2014;
5. Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учеб¬ное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013;
6. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. – М. МГИМО (У) МИД России, 2012. С. 35.
7. Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.:ГУ-ВШЭ, 2010, с 25
8. Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления "Теория экономики" "Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства" 2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/27464;
9. Джеффри Д. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре: практическое руковод¬ство для органов государственной власти. Астана: ИЦ «Апельсин», 2010 – с 6;
10. NSW Rail Reform / Infrastructure Partnerships Australia. – Sydney, 2012 [Электронный ресурс].
11. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.oecd.org/dataoecd/49/16/25718007.pdf;
12. Integrating Australia’s Transport Systems: A Strategy for an Efficient Transport Future / Infrastructure Partner¬ships Australia. – Sydney, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.infrastructure.org.au/DisplayFile.aspx?FileID=812;
13. Progress and Action: June 2012 / Report to the Council of Australian Governments. – Canberra: Infra¬structure Australia, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.infrastructureaustralia.gov.au/2012_coag/files/P195_IACOAG%202012_FullReport_WS.pdf.
14. Public-Private Partnerships for research and innovation: an evaluation of the Australian experience. – Paris: Organisation for economic co-operation and development, 2004;
15. Jacques Cook «Spotlight on Brazil: Brazil Launches New PPP Projects», Institute for Public-Private Partner¬ships, March 2006
16. Вхождение IFC в капитал «Ава-Петер» // Коммерсантъ. - №52. – 2012;
17. Концессии и инфраструктурные инвестиции// Концессионный проект в Нижегородской области Центр планирования семьи и репродукции - 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.investinfra.ru;
18. Иванова Я. Рссийская бизнес газета – Государственно-частное партнерство - №951 (22) - 2014 «Бизнес сам все сделает» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://rg.ru/gazeta/rbg-partner/2014/06/10.html;
19. Лютова М. «Инвесторы смогут запускать государственно-частные проекты без конкурса»» 2015г - №3824 [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/05/gosudarstvo-dalo-biznesu-vozmozhnost-zapustit-gosudarstvenno-chastnii-proekt-bez-konkursa;
20. Русинова А. В процессе узаконивания // Эксперт Северо-Запад - №42 - 2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2013/42/v-protsesse-uzakonivaniya/;
21. Холодная Н.Д. Государственное – частное партнерство – новый тип отношений в российской эконо¬мике// Вопрос государственного и муниципального управления - №2 - 2009;
22. Шмелева Е. Российская бизнес-газета: Государственно-Частное Партнерство// Инфраструктура попала в тренд - №1028 – 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://rg.ru/2015/12/15/seleznev.html
23. Local Government Amendment (Public-Private Partnerships) Act – 2004 - № 113 // [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.legislation.nsw.gov.au/sessionalview/sessional/act/2004-113.pdf;
24. Rick Norment «Fundamentals of Public-Private Partnerships (PPPs)» 2007: [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.ncppp.org/resources/papers/puertorico_norment.pdf
25. Sharp L., Tinsley F. PPP policies throughout Australia: A comparative analysis of public private partnerships // Public Infrastructure Bulletin. – 2005 - № 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://epublications.bond.edu.au/pib/vol1/iss5/8 .
26. ГЧП Журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_initiative_encourage/?sphrase_id=1661;
27. Около 40% концессионных соглашений в России действует в сфере ЖКХ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/press/okolo-40-kontsessionnykh-soglasheniy-v-rossii-deystvuet-v-sfere-zhkkh/;
28. Основные субъекты ГЧП. Роль ГЧП-центров в развитии механизмов государственно-частного партнер¬ства [Электронный ресурс] - Режим доступа pppcenter.ru/assets/files/docs/17.12.09_Seleznev.ppt;
29. Опыт ГЧП в Австралии ;
30. Официальный сайт Victoria State Government [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.dtf.vic.gov.au/Infrastructure-Delivery/Public-private-partnerships;
31. Официальный сайт Центра ГЧП [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.pppinrussia.ru;
32. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа https://home.kpmg.com/xx/en/home.html;
33. Официальный сайт Victoria State Government Treasure and Finance [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.partnerships.vic.gov.au;
34. Развитие ГЧП в России. В 2015-2016 гг. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf;
35. Региональный контекст ГЧП на транспорте [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-kontekst-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-transporte;
36. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП 2014-2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG-Block_26-03-2015_web.pdf;
37. Реализация проектов в сфере здравоохранения в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/16/2539/;
38. Частная инициативы в концессия: Международный опыт и перспективы становления в России [Электронный ресурс] - Режим доступа http://pppcenter.ru/assets/docs/Initiative-A4-Block_20-04-2015_web++.pdf;
39. Центры развития государственно-частного партнерства: сравнительный анализ [Электронный ресурс] - Режим доступа http://pppcenter.ru/assets/files/docs/PPP_units_Semenin.pdf
40. Australian Constructors Association [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.constructors.com.au;
41. Information Paper Public Private Partnerships and Service Concession Arrangements [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.aasb.gov.au/admin/file/content102/c3/M139_8.2_Info_Paper_PPP_SCA.pdf;
42. Improving The Outcomes Of Public Private Partnerships [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.claytonutz.com/docs/improving_%20outcomes_ppp_2013.Pdf;
43. Infrastructure Partnership Australia [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.infrastructure.org.au/Content/aboutus.aspx;
44. Is PFI the procurement vehicle to stimulate economic activity? [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.cips.org/Documents/Knowledge/Procurement-Topics-and-Skills/5-Strategy-and-Policy/Models-SC-Sourcing-Procurement-Costs/Is_PFI_the_procurement_vehicle.pdf;
45. NSW Government The Treasure [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.treasury.nsw.gov.au/ppp/nsw_projects/projects_which_have_been_awarded/education/new_schools_project;
46. Public Private Partnership in Infrastructure Recourse Center [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/agreements;
47. PPPs and Traditional Procurement [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.infrastructure.org.au/content/ppp.aspx;
48. Victoria State Government [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.dtf.vic.gov.au/Infrastructure-Delivery/Public-private-partnerships/Projects/Eastlink