Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современной эконо-мики финансовая безопасность подразумевает в геофинансовом пространстве воздействие мировых финансовых систем на отдельно взятое государство, что характеризует совершенно иного рода качественный уровень государ-ственной безопасности. Особо значимое место среди федеральных органов исполнительной власти, которыми осуществляется процедура регулирования государственной внешнеэкономической деятельности и выполняются функ-ции по обеспечению финансовой безопасности государства, отведено тамо-женным органам.
С целью преодоления угроз и рисков государственной безопасности в финансовом плане каждый год разрабатывают и применяют меры по совер-шенствованию системы безопасности государства посредством выполнения такого рода процедур: обеспечение достаточного и прозрачного контроля за пополнением доходов бюджета государства; осуществление политики пере-ориентации финансовых потоков; исполнение государственных задач и функций посредством доходов бюджета. Значимая роль в данном процессе принадлежит таможенным органам, так как основная часть доходов феде-рального бюджета страны формируется посредством налогов и таможенных платежей.
К таможенным платежам относят таможенные пошлины и налоги, ко-торые взимаются сотрудниками таможенных органов при перемещении то-варов и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза. Таможенные пошлины выступают в качестве одного из наиболее эффективных видов пополнения федерального бюджета. ФТС России взимает таможенные пошлины, проводит таможенный контроль за внешнеторговым оборотом, включая экспорт и импорт, а вместе с тем высту-пает в качестве гаранта защиты государственного внутреннего рынка от не-качественной и контрафактной продукции. Этим подчеркивается актуаль-ность темы исследования.
Степень разработки темы. Ведущие исследователи экономической науки, отечественные и зарубежные ученые рассматривали проблемы тамо-женных пошлин как части доходов государственного бюджета. В рамках данной курсовой работы использованы труды таких авторов: Кузнецова Ю.Л., Лосева Е.С., Петти В., Ульянова А.М. и др.
Цель работы – провести исследование особенности таможенных по-шлин как часть дохода государственного бюджет.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и сущность таможенной пошлины;
- раскрыть виды ставок таможенных пошлин;
- представить функции таможенной пошлины;
- раскрыть проблемные аспекты таможенных функций.
Объект исследования – таможенные пошлины в РФ как часть доходов бюджета.
Предмет исследования – теоретические аспекты формирования тамо-женных пошлин в РФ.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод графиче-ского и табличного анализа, метод сравнения.
Источниками данных явились нормативно-законодательные акты РФ в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля, а вместе с тем периодические и учебные издания, посвященные таможенным пошлинам в РФ.
Глава 1. Таможенные платежи как важнейший источник формиро-вания бюджета РФ
1.1. Понятие и сущность таможенной пошлины
В качестве субъекта обложения таможенной пошлиной (то есть в каче-стве налогоплательщика) выступает декларант – лицо, которым заявляются таможне от собственного имени товары и средства транспорта, которые пе-ремещаются через границу. В качестве декларанта может выступать как ли-цо, которое непосредственным образом перемещает товары, так и сам тамо-женный брокер (иначе - посредник). В качестве объекта обложения таможен-ной пошлиной могут выступать таможенная стоимость, количественные по-казатели товаров, которые перемещаются через таможенную границу, или и то и другое вместе.
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) ставки таможен-ных пошлин устанавливают в пределах, которые определены в данном За-коне, устанавливаются Правительством РФ. В качестве важного элемента любого рода налога считать можно налоговые льготы, которые именуются касаемо таможенной пошлины как тарифные льготы или тарифные префе-ренции. Под «тарифной льготой понимают предоставление на условиях вза-имности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, который перемещается через российскую таможенную границу, в форме возврата уплаченной ранее пошлины, освобождения от ее уплаты, уменьшения ставки пошлины, определения тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара» (ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе») [4].
Ранее таможенные пошлины, что вполне возможно, носили характер подлинный и представляли собой оплату за услуги, которые оказывали соб-ственным и иностранным купцам. Интересной является точка зрения на при-роду таможенных пошлин ученого - классика экономических учений В. Пет-ти, которая была высказана в «Трактате о налогах и сборах» (гл. VI): «Та-моженные пошлины представляют собой сборы или налоги с товаров, выво-зимых из владений государя или ввозимых в них. Я не могу хорошо уяснить себе, каковы те естественные основания, в силу которых эти пошлины долж-ны уплачиваться государю как при ввозе, так и при вывозе; имеются, по-видимому, все же некоторые основания уплаты ему за разрешение вывозить определенные продукты, в которых другие страны действительно нуждают-ся. Я поэтому полагаю, что пошлины являлись вознаграждением, уплачива-емым государю за защиту провоза товаров как в страну, так и государь был обязан тратить большие средства с этой целью. Я полагаю, что доля в 5% была установлена на основе подсчета, показывающего, что до указанных мероприятий купцы обычно теряли больше от нападений пиратов» [22, с.86].
В качестве вида косвенных налогов считалась таможенная пошлина ря-дом юристов и экономистов в период ССР. К примеру, С.А. Котляровский в собственном учебнике, определяя природу таможенной пошлины, отмечает, что она «по существу, несомненно, является видом косвенных налогов» [13, с.162].
Налоговую природу таможенной пошлины признают в определении, которое дается в финансовом словаре: «Таможенные пошлины представляют собой налоги, которые взимаются государством с провозимых через нацио-нальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тари-фом» [24, с.453].
В настоящее время активным образом обсуждают возможность модер-низации отечественной экономики посредством стимулирования инноваци-онной деятельности.
При всем этом налоговое стимулирование научно-технической и внед-ренческой деятельности компаний признают в качестве одного из основных условий образования эффективной инновационной среды. По данной при-чине рассматривают разного рода подходы к созданию налоговых условий благоприятного характера для инновационных компаний, в качестве одного из которых выступает предоставление налоговых льгот.
Такого рода льготы могут быть разделены на две группы: которые применяются ко всем налогоплательщикам, которые осуществляют иннова-ционную деятельность, и специальным образом предусмотренные в отноше-нии компаний, которые выступают как резиденты технико-внедренческих особых экономических зон (технопарков).
Таможенную пошлину следует отличать от таможенных сборов, кото-рые представляют собой плату за услуги таможни и в связи с этим имеют пошлинный характер.
В связи со всем вышеизложенным, таможенная пошлина представляет собой платеж, который уплачивается в обязательном порядке, взимается та-моженными органами с товаров, которые перемещаются через таможенную границу, и обладает всеми чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимают односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога.
Рассмотрим классификацию таможенных пошлин.
1.2. Виды ставок таможенных пошлин
Основные виды таможенных пошлин представлены на рисунке 1.
Согласно виду внешнеторговых операций таможенные пошлины делят на ввозные (импортные), вывозные (экспортные). Импортная пошлина самым широким образом распространена в мировой практике, экспортная встреча-ется гораздо реже.
Согласно направлению государственной политики, которая проводится российским Правительством, установление ввозных таможенных пошлин происходит, прежде всего, с целью защиты внутреннего рынка. Они играют определенного рода роль в процессе оптимизации соотношения объема экс-порта и импорта, принимая во внимание требования платежного и торгового баланса, а вместе с тем, что вполне естественно, за счет них пополняют до-ходную часть бюджета.
Рисунок 1 – Классификация таможенных пошлин
Вывозные таможенные пошлины устанавливают в основе своей на энергоносители – к ни относят газ, нефть, нефтепродукты, а вместе с тем на металлы, лесоматериалы и некоторые иного рода товары. Назначение дан-ного рода пошлин - сдерживание вывоза сырья и пополнение доходной ча-сти бюджета. На территории России «основной объем вывозной таможенной пошлины сформировался за счет нефти и нефтепродуктов» [18, с.948].
Определение каждой отдельно взятой таможенной пошлины происхо-дит по конкретной ставке, которая представляет собой «указанный в тамо-женном тарифе денежный размер платежа, который должен взиматься орга-нами таможни за конкретный товар, который ввозится на российскую тамо-женную территорию или вывозится с нее». Такого рода ставки могут бази-роваться на разных вариантах определения. Согласно ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» согласно способу взимания таможенные пошлины классифицируют на такие виды:
«- адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стои-мости облагаемых товаров (к примеру, 15% от таможенной стоимости);
- специфические, которые начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (к примеру, пять евро за штуку);
- комбинированные, которые сочетают оба указанных вида таможенно-го обложения (к примеру, 30% таможенной стоимости, однако не менее че-тырех евро за 1 кг)» [4].
Самыми распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в самой большой степени отвечают современным взглядам на справед-ливую конкуренцию и оптимальным образом подходят для применения к го-товым изделиям, машинно-технической и наукоэффективной продукции.
Необходимым является заметить, что ставки таможенных пошлин, ко-торые являются специфическими и комбинированными, исчисляются в евро – то есть денежной единице ЕС. Такого рода подход, можно отметить, является неприемлемым по причине его противоречия конституционной норме ст. 75, которая признает рубль денежной единицей РФ. В современных условиях, при невысоком инфляционном уровне в РФ, необходимым является «обра-тить особое внимание на ставки выше указанных таможенных пошлин в руб-лях» [11, с.239].
Согласно стране, которая является страной происхождения данных то-варов, пошлины могут подразделяться на базовые (минимальные), льготные (преференциальные), максимальные и карательные. Так, к примеру, состо-явшийся рост уровня таможенных пошлин на ввозимые машины иностран-ного производства старше 7-ми лет - достаточно наглядный пример введения пошлин запретительных. По причине всего этого импорт автомобилей стал существенным образом падать. Необходимым является отметить, что на ос-нове указанного критерия во всей системе таможенных платежей в качестве дифференцированных могут выступать исключительно ставки таможенных пошлин, которые являются ввозными. На указанное обстоятельство обраща-ет внимание