Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложнейших проблем современного менеджмента. По существу, это своего рода основа всех структур в организации. Для того, чтобы сотрудники предприятия в совершенстве владели искусством коммуникации и успешно применяли его на практике, персонал необходимо регулярно обучать и мотивировать на работу. Управление персоналом – это один из самых главных и ключевых аспектов успеха в рабочем процессе. Существует много разных ресурсов предприятия, таких как финансовые ресурсы, бренд, оборудование, различные технологии, персонал и т.д. В современной конкурентной экономике, чтобы поддерживать успех организации, необходимо уделять большое внимание развитию коммуникаций и климату в коллективе, а значит такой важнейшей функции, как развитие персонала.
В связи с этим актуальность данной темы очевидна, так как от эффективности коммуникационных связей и взаимодействий, а также развития персонала зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и сотрудников, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Объектом исследования является ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ».
Предметом – коммуникативный аспект оценки персонала ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ».
Цель курсовой работы — разработать методику, направленную на улучшение действующей системы коммуникаций в ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие коммуникаций;
- определить эффективность деловых коммуникаций в менеджменте;
- проанализировать коммуникационные аспекты на примере ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ»;
- разработать методику по совершенствованию системы коммуникаций на примере ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ».
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы коммуникаций в ООО «ГОРОД МАСТЕРОВ», которые данное предприятие, а также организации подобного профиля смогут использовать на практике.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика
Управленческая работа в общем смысле представляет из себя информационный обмен, который считается сложнейшей задачей в каждой организации. Таким образом, коммуникация является одной из существенных составляющих процесса управления.
Ряд южноамериканских социологов утверждают, что под коммуникацией понимается механизм, при помощи которого становится вероятным существование и развитие взаимоотношений между людьми – все знаки умственной деятельности совместно с методами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Согласно данному утверждению коммуникация включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железнодорожные пути, телефонную связь, и новые способы для завоевания пространства и времени. При этом, точной границы между средствами коммуникации и внешним миром нет. Впрочем, совместно с формированием внешней среды возникает система шаблонных знаков, предназначенная лишь для идей, с нее наступает классическое развитие коммуникации .
Исходя из вышеизложенной информации можно сформулировать следующее определение понятию коммуникации – это процесс общения и передачи информации между людьми, либо их группами в форме устных и письменных сообщений, языка телодвижений и характеристик речи. Далее исходя из приведенного определения выведем цели коммуникаций:
- организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления;
- создавать процесс психологического и интеллектуального обмена управленческой информацией;
- устанавливать взаимосвязь между людьми в организации;
- формулировать совместное видение на внутреннюю среду организации.
- организовать общую работу коллектива с целью исполнения задач организации.
Коммуникации разделяются на следующие виды :
- организационные или межличностные коммуникации – основаны на устном общении;
- коммуникации, базирующиеся на письменном обмене информацией.
Межличностные коммуникации в собственную очередь делятся на следующие виды:
1. Неофициальные или неформальные коммуникации –осуществляются сообразно установившейся системе личностных взаимоотношений между персоналом организации.
2. Обычная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: уменьшение производственных издержек; новые меры по штрафным санкциям; изменение в структуре организации; доскональное изложение смысла прошедшего совещания и т.д.
3. Официальные или формальные коммуникации – ориентируются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам.
В собственную очередь формальные коммуникации аналогично разделяются на типы:
- горизонтальные – распространяются между разными подразделениями. Такие коммуникации предназначаются для координации работы подразделений;
- вертикальные, предназначающиеся для передачи информации с одного уровня иерархии на другой.
Вертикальные коммуникации, также можно подразделить на:
1. Восходящие – поток информации от низшего уровня к высшему (т.е. от исполнителя к руководителю). Этот вид передачи информации больше всего реализуется в форме докладов о работе и рационализаторских предложениях.
2. Нисходящие – это процесс передачи информации от управляющего к подчиненным. Такой вид представляет из себя инструктаж исполнения тех, либо других заданий.
Говоря о типах коммуникаций следует особо отметить такие межличностные коммуникации, как:
- вербальные (словесные);
- невербальные, базирующиеся на передаче информации либо воздействии друг на друга через интонацию, жесты, мимику.
В работе современного руководителя часто возникают различные барьеры в процессе деловой коммуникации. Для того, чтобы коммуникация была эффективной, менеджеру важно осознавать и четко знать все особенности ее формирования и ведения. Существует целый ряд причин, по которым менеджеру необходимо четко осознавать процесс деловой коммуникации. Далее обобщим их и представим в таблице 1.
Таблица 1
Значимость деловых коммуникаций в работе менеджера
№ п/п Определение значимости Описание
1 Успех любой консультационной службы зависит от коммуникации В любом начинании, включая двух или более человек, коммуникация необходима для координации индивидуальных усилий.
Продолжение таблицы 1
1 2 3
2 Коммуникация является основным средством выполнения различных организационных мероприятий Составление бюджета, к примеру, является исключительно важным информационным видом деятельности.
3 Руководители должны мотивировать других выполнять работу Мудрые руководители полагаются на слова, которые ясно и убедительно позволяют мотивировать подчиненных, коллег и начальников.
4 Изменение является универсальным аспектом деятельности всех организаций В конечном счете, коммуникация лежит в основе всех методов введения изменений.
5 Коммуникация часто оказывается одной из слабых сторон руководства Понимание коммуникационного процесса и различных барьеров на пути коммуникации может содействовать усовершенствованию деятельности руководителя.
6 Коммуникация важна для эффективных отношений вне организации Так как консультационная служба должна контактировать с клиентами, законодателями, представителями органов власти и управления, поставщиками средств производства, значимость должным образом организованной коммуникации с внешними организациями не может быть переоценена.
7 Общение и коммуникация Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. Коммуникация как передача информации предполагает, что тот, кто передал ее, лишается этой информации и не получает полноценной обратной связи. Передача информации происходит при общении равноправных, равноценных и свободных партнеров.
Однако, даже если менеджер осознает все важность деловой коммуникации, занимается ее изучением и усовершенствованием, очень часто в процессе возникают так называемые коммуникационные барьеры – препятствия. Коммуникационные барьеры могут быть сгруппированы в следующие категории (рисунок 1).
КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
Рис. 1. Основные коммуникационные барьеры
Внутриличностные факторы – возникают между конкретными людьми в процессе коммуникации. Представляют из себя выборочное восприятие и личностные отличия в коммуникационном процессе.
Благоприятная рабочая обстановка, напротив, располагает к эффективным коммуникациям и, как следствие, к повышению работоспособности и увеличению производственно-экономических показателей.
Деловая коммуникация представляет из себя своеобразный код, который используют в работе представители бизнес-окружения. С помощью разнообразных нормативных, организационных и коммуникативных приемов выстраивается общение между разными людьми (коллегами по работе, конкурентами, партнерами). Основные принципы делового общения основаны на устоявшихся нормативах корпоративной культуры и принятых традициях государства.
Современный подход к анализу процесса делового общения подразумевает его рассмотрение как общей развивающейся системы, составляющие, которой конкретным образом упорядочены (рисунок 2).
Рисунок 2 – Схема процесса делового общения с участием двух деловых партнеров
Исходя из данных, представленных на рисунке 2 можно резюмировать то, что взаимосвязь и взаимодействие базовых структурных блоков позволяет достигнуть целостности системы делового общения, ее значительную самодостаточность. При этом, деловое общение подразумевает наличие трех направлений, которые взаимосвязаны:
- коммуникативное направление – обмен информацией;
- интерактивное направление – обмен действиями;
- перцептивное направление – обмен на эмоциональном уровне.
Приведенные три составляющие находятся в основе сути делового общения, представленной на рисунке 3. Отметим, что такое разделение имеет не просто теоретико-познавательную значимость, но и практический смысл. Причем нельзя преувеличивать или недооценивать значение какой-либо из этих составляющих.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Рисунок 3 - Структура делового общения
Таким образом, в процессе коммуникативного общения люди занимаются, не просто обменом информации, также они стремятся к глубокому пониманию общего смысла, что возможно только в ситуации, если информация принимается и хорошо осмыслена.