Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, сегодня не смотря на большое количество исследований про авитоминоз и гиповитаминоз современная фармацевтика плохо представляет себе свои возможности по профилактике этого заболевания. Не понимают формацевты, что с авитаминозом хорошо могут бороться не только заводские препараты, но и специально сделанные в аптеке мази, сборы или капли.
С другой стороны, те же фармацевтика хорошо научилась создавать искусственные препараты, которые заменяют в организме человека недостающие ему витамины. Хотя сегодня все чаще принято говорить об естественности процесса лечения пациента.
Цель исследования – выявить особенности авитаминоза и его последствий. Выявить роль фармацевта в профилактике гипо- и авитаминозов.
Объект исследования – гипо- и авитаминоз.
Предмет исследования – авитаминоз и его последствия. Роль фармацевта в профилактике гипо- и авитаминозов.
Задачи исследования:
1. Дать определение авитаминозу.
2. Дать характеристику последствий авитаминоза.
3. Выявить особенности лечения и профиактики гипо- и авитаминоза.
4. Выявить место фармацевта в лечении и профилактике авитаминоза.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие об авитаминозе и его особенностях
В медицинской литературе используются два понятия: авитаминоз, который означает полное отсутствие определенного витаминного соединения, и гиповитаминоз, при котором организм получает недостаточное количество нутриента. Гиповитаминозы распространены в РФ повсеместно: признаки умеренного дефицита хотя бы одного витамина наблюдаются у 70-100% населения, однако симптомы авитаминоза встречаются намного реже. Из-за высокой распространенности и негативного влияния на здоровье проблема витаминной недостаточности остается одной из наиболее актуальных в медицине.
Основной причиной авитаминозов является несбалансированное питание, вследствие чего человек не получает необходимые витамины. Такая ситуация наблюдается как при добровольном ограничении в пище, например, при строгих диетах с целью похудения, так и при вынужденном — при низком уровне дохода, у людей без постоянного места жительства, страдающих наркоманией. Остальные причины витаминного дефицита объединяются в следующие группы [1, с. 21]:
1. Наследственные факторы. В литературе описаны врожденные формы гиповитаминозов, обусловленные генетическим мутациями. Они могут затрагивать обмен любых жирорастворимых витаминных нутриентов, а также фолиевой кислоты, соединений группы В – В1, В2, В6, В12. Признаки состояния манифестируют в детском возрасте, его коррекция затруднена.
2. Нарушения пищеварения. Мальабсорбция витаминов наблюдается при хронических гастроэнтеритах, болезни Крона, целиакии, других заболеваниях. Симптомы проявляются на разных этапах – переваривания, высвобождения нутриентов, всасывания готовых биоактивных форм.
3. Расстройства доставки витаминов. При дефектах транспортных белков, что чаще всего бывает при поражении печени, витаминные вещества не перемещаются к органам-мишеням, поэтому симптомы витаминодефицита бывают даже при нормальном уровне нутриентов в крови. Реже встречаются расстройства взаимодействия транспортных протеинов с клеточными рецепторами.
4. Нарушения клеточного метаболизма. При отсутствии определенных ферментов изменяется течение внутриклеточных биохимических процессов, что приводит к неспособности соединения превращаться в активную форму, либо «выключает» нутриент из метаболических реакций, провоцируя появление соответствующих признаков.
5. Антивитамины. Так называются соединения, имеющие структурное сходство с витаминами, но не выполняющие их функции (например, сульфаниламиды, изониазид, метотрексат). К этой группе также принадлежат вещества, способные связывать или разрушать полезные нутриенты — тиаминазы, деактивирующие витамин В1, яичный белок авидин, нарушающий функции биотина.
Все вышеописанные этиологические факторы авитаминозов относятся к патологическим. Однако существуют физиологические причины витаминной недостаточности — несоответствие между поступлением нутриентов в организм и повышенной потребностью в них. Это наблюдается у женщин во время беременности, грудного вскармливания, у детей в периоды «скачков роста», у людей, интенсивно тренирующихся в спортзале или занятых тяжелой физической работой.
Отдельно выделяют дисвитаминозы — состояния, при которых гипо- или авитаминоз определенных нутриентов сопровождается симптомами гипервитаминоза другого либо нескольких витаминов. Расстройство возникает вследствие избирательного всасывания нутриентов в кишечнике, при несбалансированной диете с преобладанием одной группы продуктов. Иногда признаки дисвитаминоза развивается у тех, кто самостоятельно бесконтрольно принимает витаминные монопрепараты.
Витаминонутриенты подразделяются на 2 группы [3, с. 20]:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Березов, Т.Т. Биологическая химия : учебник / Т.Т.Березов, Б.Ф. Коровкин. – Москва : «Медицина», 2016. – 704 с. : ил.
2. Биологическая химия : с упражнениями и задачами : учебное пособие / Под ред. Е.С. Северина.− 2-е изд., перераб. и доп.− Москва : ГЭОТАР- Медиа, 2014. − 624 с.
3. Биологическая химия. Ситуационные задачи и тесты : учеб.пособие / А.Е. Губарева [и др.] ; под ред. А.Е. Губаревой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 528 с.
4. Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – Москва : ГЭОТАР - Медиа, 2018. – 780с. : ил.
5. Верин, В.К. Гормоны и их эффекты : справочник / В.К. Верин, В.В. Иванов. – Санкт-Петербург : ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2012. – 126 с.
6. Клиническая биохимия / Под ред. член-корр. РАН В.А. Ткачука. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 506 с.
7. Морозкина, Т.С. Витамины: Краткое руководство для врачей и студентов медицинских, фармацевтических и биологических специальностей / Т.С. Морозкина, А.Г. Мойсеѐнок. – Минск : ООО «Асар». 2002. – 112 с. : ил.
8. Опарин, А.И. Ферменты, их роль и значение в жизни организмов / А.И. Опарин. – Москва : Книга по Требованию, 2016. – 52 с.
9. Чиркин, А.А. Биохимия : Учебное руководство / А.А. Чиркин, Е.О. Данченко. – Москва : Медицинская литература, 2010. – 624 с.: ил.