Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день тема курсовой работы актуальна, так как за последние годы в нашей стране и в мире было проведено большое количество событий, которые оказали влияние на развитие национальной и мировой туристской системы. Анализ, проведенный в работе показывает важность событий и событийного туризма в контексте туристско-рекреационной деятельности. Особое внимание в работе уделено опыту организации и проведения конкретного мероприятия, так как на сегодняшний день туристский имидж, получаемый во время событий является важным фактором, влияющим на развитие туризма в дестинации.
Усовершенствование сферы туризма, а также их развитие напрямую зависит от предлагаемых развлечений. Так как в современных условиях экономического и демографического кризиса каждая страна каждый регион борется за внимание туристов. В этой борьбе выигрывает тот, кто способен, через привлечение инвесторов, туристов, повысить конкурентоспособность региона – города, области, государства. Таким инструментом, позволяющий поднять интерес к туриндустрии региона является идея проведения событийных мероприятий, которые на сегодняшний день стали очень популярны.
Татарская культура является одной из древнейших и богатейших в мире. Несмотря на влияние соседей, татары через века пронесли свою национальную идентичность, бережно храня заветы предков. Во многом на традиции и обычаи Татарстана повлиял ислам. В связи с богатыми и интересными традициями, событийный туризм в Республике Татарстан обладает большим значением.
Объектом курсовой работы является событийный туризм, предметом – народные обряды и обычаи в туристическом продукте.
Целью работы является определение возможностей применения народных обрядов и обычаев для повышения туристского потенциала Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить понятие событийного туризма;
- выделить особенности организации и основные виды событийного туризма;
- определить роль народных обрядов и обычае как составляющей событийного туризма;
- проанализировать развитие туризма в Республике Татарстан;
- определить возможности применения народных обрядов и обычаев для повышения туристского потенциала Республики Татарстан.
Исходя из целей и задач исследования курсовая, работа имеет следующую структуру: первая глава посвящена изучению теоретических аспектов и определений событийного туризма. Вторая – опыту использования событий в туризме для повышения туристского потенциала на примере Республики Татарстан.
При написании работы были использованы аналитический, исторический, картографический и сравнительный метод в системном подходе к изучению туристских событий.
Тема работы широко освещена в различных литературных источниках (книгах, учебных пособиях, научных статьях и тематических сайтах). Проблемам событийного туризма сегодня так же посвящены многочисленные форумы и конференции, проходящие во многих странах мира (в том числе и в Российской Федерации).
1. Теоретические основы событийного туризма
1.1 Понятие событийного туризма
Рассматривая роль туризма в экономике, можно говорить о его немаловажности, а для некоторых регионов о главенствующей роли, обеспечивающей стабильные вливания в экономику страны, региона или города. В ведущих туристических дестинациях доля туризма в экономике превышает 10%, некоторые страны являются почти на 100% зависимы от туризма, а это значит, что как туризм в целом, так и событийный туризм оказывают важное влияние на экономику страны; по прогнозам Всемирной туристской организации, (UNWTO) роль туризма в общемировом и региональном ВВП будет только расти [19].
Событийный туризм является одной из важных составляющих туризма (см. табл.1.1).
В настоящее время в индустрии туризма кроме классического событийного туризма в практику зашли его подвиды: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и др. подвиды.
Далее уточним содержание приведенных подвидов событийного туризма [9]:
– культурно-исторический (интерес к государственной истории, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и прочих мероприятий);
– культурно-событийный (интерес к древним обычаям или постановочным культурным событиям (праздники, фестивали) и роль в них;
– культурно-религиозный (интерес к религии или религиям государства, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);
– культурно-археологический (интерес к археологии, посещение памятников древности, мест раскопок, роль в археологических экспедициях);
– культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народности), объектам, предметам и процессам в народной культуре, обиходу, языку, фольклору, обычаям, народному творчеству);
– культурно-этнический (посещение Родины праотцов, знакомство с культурным наследием собственного народа, заповедных земель, тематических парков);
– культурно-антропологический (интерес к этносу в развитии, со стороны эволюции; посещение с целью знакомства с современной «живой культурой»);
– культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных комплексов, роль в культурно-экологических программах).
Данные направления событийного туризма показывают расширение диапазона мотиваций в масштабах событийного туризма и специализацию интересов путешественников по разным аспектам культуры и событийного наследия государств и территорий. В новейшем контексте событийного туризма как фактора сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания почтения и толерантности и отталкиваясь от понятия культуры как «формирования реликвий, исторически первородных и неповторимых», а также как «спектра факторов, исторически известных и открытых как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурно-познавательный туризм развивается в настоящее время в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих инструкциях [10, с.394]:
– познание культуры и событийного наследия,
– защита и возрождение культуры,
– взаимодействие различных культур.
В базе событийного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и неповторимыми природными объектами, что содействует духовному развитию человека, его самосовершенствованию. Немаловажную роль играет и природная любознательность человека, туристский энтузиазм в постижении чего-то нового.
Виды событийных туров по территориальному признаку бывают внутренними, которые происходят в рамках национальных государственных границ одной страны, или же международными – эти путешествия происходят в рамках одной или даже нескольких зарубежных стран, то есть за пределами страны постоянного места жительства туриста.
Экономическая значимость туризма велика, его финансовые результаты оказывают влияние на местные бюджеты и бюджет страны в целом. При этом туризм может способствовать как притоку дополнительных средств, так и вести к их оттоку из бюджета региона или целой страны. В этой связи выделяют два вида туризма: активный и пассивный.
1. Приток иностранных туристов в страну – это активный туризм, что ведет к притоку денежных средств в эту страну.
2. Путешествия туристов одной страны в иные страны, поэтому происходит отток денежных средств из одной страны в иную – пассивный туризм.
Также существует внутренний туризм – перемещение туристов в рамках одной страны. Понимая всю значимость туризма, в настоящее время правительство России активно содействует развитию внутреннего туризма.
В качестве туристских ресурсов выступают культурные ценности, само гостеприимство местного населения, кроме того гостиничные предприятия, сюда же относятся предприятия общественного питания. Для активного развития туризма необходимо благоприятное отношение к туристам со стороны бизнес-кругов, правительства и коренных жителей.
В качестве цели событийных туров выступает ознакомление с интересными или же просто красивыми природными и культурными объектами, в ходе таких туров получить информацию о таких объектах, посетить уникальные места для расширения своего кругозора. В качестве объектов, что посещаются с познавательной целью, выступают памятники истории, природы, архитектуры, места, что связаны с жизнью известных людей, картинные галереи, музеи, выставки, театры и иные места.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Основная литература:
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. С. 24.
2. Культурология: ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университ; Книга,1998.С. 265.
3. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. С. 21
4. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. М.: Вече, 2005. С. 315
II. Периодическая литература:
5. Балашов Д. Традиционное и современное // Наука и религия. 1969. № 12.С. 28.
6. Белецкая Е.А. Специфика организации событийного туризма в России и зарубежных странах: современный этап // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2016. №2 (8). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-sobytiynogo-turizma-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah-sovremennyy-etap – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
7. Кабанова Е.Е., Ветрова Е.А., Васильева С.С. Подходы к классификации видов туризма // Beneficium. 2018. №4 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-klassifikatsii-vidov-turizma – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
8. Малинин В.А. К диалектике традиций в общественном сознании // Диалектика материальной и культурной жизни общества. М., 1966.
9. Печерица Е. В. Теоретические аспекты развития спортивно-событийного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-sportivno-sobytiynogo-turizma – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
10. Соловьева, П. С. Событийный туризм: понятие, сущность, виды / П. С. Соловьева // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 394-402.
11. Стрембицкая Л.И. Фестивальный туризм как составляющая событийного туризма // StudNet. 2020. №10. Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/festivalnyy-turizm-kak-sostavlyayuschaya-sobytiynogo-turizma – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
III. Интернет-ресурсы:
12. Бунаков О. А. «Анализ ситуации в сфере туризма в Республике Татарстан». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-situatsii-v-sfere-turizma-v-respublike-ta- tarstan/viewer – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
13. Вагапова Ф. Г., Тимофеева Е. Р., Иминова Г. Ш., «Анализ развития культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан». Режим доступа: https://cyber- leninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-respublike-ta- tarstan/ – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
14. Гильфанов А. Р. «Перспектива развития туризма в Республике Татарстан». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektiva-razvitiya-turizma-v-respublike-tatar- stan/viewer – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
15. День туризма. Росстат представляет данные о туристской индустрии в России и мире за 2020 год. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/doc- ument/100185 – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
16. Иванов С. Е. «Развитие туризма в Республике Татарстан: межрегиональное сопоставление». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turizma-v-respub- like-tatarstan-mezhregionalnoe-sopostavlenie/viewer – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
17. Культурно-познавательный туризм в России. Режим доступа: www.pismo-vlasti.net/Kruiznyi_turizm_v_Rossii-7.html. – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
18. Латыпов В. С., Новиков А. В. «Инновационный путь развития туризма в Республике Татарстан». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-put-raz- vitiya-turizma-v-respublike-tatarstan/viewer – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
19. Отчёт UNWTO: международный и внутренний туризм в 2021 году. Режим доступа: https://b2b.ostrovok.ru/blog/otchyot-unwto-mezhdunarodnyj-i-vnutrennij-turizm-v-2021-godu/ – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
20. Розанова Л. Н., Мухаметова Л. Р., Чинкина Д. И. «Событийный туризм: опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-opyt-vo- vlecheniya-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-respubliki-tatarstan-v-sferu-turizma/ viewer – свободный. Проверено 01.02.2022 г.
21. Росстат. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ – свободный. Проверено 01.02.2022 г.