Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Взаимоотношения корпораций и банков на данный момент строятся с учетом взаимныx интересов и необходимы приносить выгоду обеим сторонам. Они возникают по поводу расчетно-кассового и кредитного обслуживания корпораций, а также в связи с возникновением новыx услуг, свойственныx для рыночной экономики. Одной из главныx особенностей взаимоотношений корпораций с коммерческими банками - иx договорной xарактер. Инициатива заключения договоров исxодит от корпораций, они самостоятельно подбирают банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания. Если предприятие наxодится по месту наxождения банка, то банк обязан открыть расчетный счёт предприятию. Впрочем, при открытии счетов, предназначенныx только для xранения финансовыx средств, а не для расчетов, предприятие свободно в выборе банка и может иметь депозитные вклады в одном или несколькиx банкаx. Такой порядок дает предприятию возможность, ориентируясь на собственные интересы, выбрать банк, где согласованно выполняются операции, выше культура обслуживания, больше список предоставляемыx услуг.
Объектом исследования этой работы является АО «ОТП Банк».
Предмет исследования - взаимоотношения корпораций с коммерческими банками.
Цель работы - исследовать взаимоотношения корпораций с коммерческими банками.
Задачами, призванными обеспечить достижение поставленной цели являются:
изучить теоретические аспекты взаимоотношений корпораций с коммерческими банками;
провести анализ взаимоотношения корпораций с коммерческими банками на примере АО «ОТП Банк»;
предложить основные направления совершенствования взаимоотношений корпораций с коммерческими банками.
В работе использованы следующие методы исследования: системный анализ рыночной ситуации, статистические методы обработки информации, а также теоретические аспекты оценки эффективности банковских продуктов и услуг.
Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономики, таких, как Н.Д. Эриашвили, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин и других.
Информационной базой работы являются данные об операциях АО «ОТП Банк».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты взаимоотношений корпораций с коммерческими банками
1.1 Сущность взаимоотношений корпораций с коммерческими банками
Важнейшая особенность отношений корпораций с коммерческими банками – их договорный характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия. Оно самостоятельно выбирает банк для своего расчётно-кассового и кредитного обслуживания. Если предприятие находится по месту нахождения банка, то банк обязан открыть счёт предприятию. В ином случае, требуется согласие банка.
Рисунок 1 - Форма взаимодействия банков и корпораций [27, с. 35]
При выборе банка предприятия руководствуются целым рядом причин:
максимальная сохранность денежных средств;
свобода и оперативность в использовании;
возможность получения комплексного обслуживания;
Минимизация затрат. Для того чтобы банк соответствовал выше перечисленным критериям он должен иметь устойчивое финансовое состояние, обладать универсальным статусом, высокотехнологичным, информационным и иметь высококвалифицированный кадровый потенциал, способным на динамичное развитие.
Так, банки могут быть интересны корпоративным клиентам:
высоким качеством выполнения банковских операций;
гибкими конкурентоспособными тарифами на основные виды банковских продуктов;
простотой процесса кредитования основных и оборотных средств;
совершенствованной системой обслуживания корпораций и расширением спектра электронных услуг;
обслуживание с пластиковыми картами;
заинтересованностью в сохранении и расширении бизнеса.
Помимо выше перечисленного, при выборе банка предприятиям необходимо учитывать следующие пункты:
банк должен быть осведомлен деятельностью фирмы, её особенностями, отраслями данной фирмы, в которой работают;
банк должен давать предприятию полезные рекомендации, при получении кредита или другой банковской услуги;
предоставление различные видов и способов получения денежных средств, как в наличной форме, так и в безналичной форме с наименьшими транзакционными расходами;
назначение постоянного специалиста, который будет заниматься всеми вопросами кредитования фирмы;
удобное для предприятия месторасположение банка;
величина процентной ставки по оказываемым банковским услугам;
оказание разнообразных видов банковских услуг;
возможность получения кредита в банке [28, с. 30].
Безусловно, интересы корпоративных корпораций, работающих с банками на протяжении многих лет, не ограничиваются только расчетно-кассовым обслуживанием. По мере развития корпораций, потребности корпоративных корпораций возрастают, тем самым это служит стимулом для появления новых банковских продуктов. Сотрудничество корпораций с коммерческими банками создает возможность выхода из инвестиционного кризиса. Развитая банковская система России имеет не столь большой опыт взаимодействия с предприятиями. Это происходит по следующим причинам:
отсутствие системы преобразования всех накоплений предприятия в производственные активы;
ограничения в области банковского контроля, препятствующие привлечению международных инвесторов;
не полное рассмотрение особенностей рынка финансово-хозяйственной деятельности при разработке внешнеэкономической стратегии совершенствования организаций и банков;
самая важная роль банка при взаимодействии с предприятием – это не высокий уровень банковского обслуживания, отсутствие внутрибанковскего регулирования.
Выгода организаций при взаимодействии с банками по привлечению средств внешних инвесторов и размещению собственных ресурсов происходит следующим образом: организации помогают банкам в процессе получения лицензии ЦБ на такие операции, как движение капитала. Банк обладая генеральной лицензией, предоставляет организациям и предприятиям полученные средства, включив их в свой баланс [20, с. 45].
Одним из важных особенностей для инвестора является и то, что банк при оформлении договора осуществляет контроль за целевым использованием инвестируемых средств корпораций и организаций. Участие банка в таких сделках повышает рентабельность инвестиций, проводимых по таким условиям, и прежде всего - для инвестируемых корпораций и организаций. Таким образом, совершенствование структуры кредитования возможно при условии стабилизации экономической обстановки в стране, финансового оздоровления народного хозяйства и укрепления финансового состояния корпораций, что также способствует развитию новыx форм взаимоотношений корпораций и банков, присущих рыночной экономике.
1.2. Финансовые отношения организаций и коммерческих банков
В современных экономических условиях коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры.
Поскольку коммерческие банки создаются и действуют в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, их деятельность возможна только в том случае, если они получают собственную прибыль. Таким образом, отношения между предприятиями и банками строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.
Отношения между организацией и банком возникают в отношении кассовых и кредитных услуг, а также в связи с появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики. Важной особенностью этих отношений является их договорный характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своих кассовых и кредитных услуг [6, с. 26].
Для расчетного обслуживания компания заключает с банком договор банковского счета, который необходим для организации безналичных расчетов. В соответствии с соглашением банк открывает расчетные и другие счета для предприятия в качестве клиента, зачисляет на них средства, полученные как от предприятия, так и от предприятия, списывает суммы со счета предприятия от своего имени на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме того, банк обязуется принимать наличные деньги от компании-клиента и выдавать их или от ее имени выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
Основным счетом компании как юридического лица является расчетный счет. Компания имеет право открывать несколько расчетных счетов в разных банках. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зачисляется на расчетный счет, по нему производятся расчеты по обязательствам предприятия. Другие счета - текущие, кредитные, валютные - организация имеет право открывать в любом количестве в разных банках. Чтобы открывать счета в иностранной валюте для предприятий, банк должен иметь соответствующую лицензию.
Расчетный субсчет открывается предприятию, имеющему обособленные структурные подразделения за пределами своего местонахождения. По месту их нахождения счета открываются в банках на имя компании. Поскольку расчетный субсчет имеет дочернее значение, на нем накапливается выручка от подразделения для последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия [10, с. 121].
Текущие счета открываются филиалам, филиалам и другим неучетным подразделениям предприятия. По ним осуществляются ограниченные расчетные операции, в основном связанные с заработной платой и административными и хозяйственными расходами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности на территории России» // Российская газета. – 1990. – 23 декабря.
2. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права [Текст]. – Москва: Наука, 2019. – 404 c.
3. Андреев, В. К. Корпоративное право современной России: моногр. [Текст] / В.К. Андреев, В.А. Лаптев. – Москва: Проспект, 2020. – 240 c.
4. Анохин, В. С. Предпринимательское право. Курс лекций. В 2 частях [Текст] / В.С. Анохин. – Москва: Wolters Kluwer, 2021. – 688 c.
5. Астапов, К.Л. Повышение конкурентоспособности российского фондового рынка [Текст] / К.Л. Астапов // Финансы. – 2020. – № 9. – С. 57–61.
6. Бабичев М.Ю. Банковское дело: справочное пособие [Текст] / М.Ю. Бабичев. – Москва: Экономика, 2021. - 256 с.
7. Баканаев, И. Л. Роль финансового рынка в развитии РФ [Текст] / И.Л. Баканаев // Молодой ученый. – 2020. – № 3. – С. 457–459.
8. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело /[Текст] И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2020. - 313 с.
9. Басс, А.Б. Тенденции развития банковской системы России: монография [Текст] / А.Б. Басс, Д.В. Бураков, Д.П. Удалищев – Москва: Русайнс, 2019. – 216 с.
10. Белозеров С.А. Банковское дело: учебник [Текст] / С.А. Белозеров. - М.: Проспект, 2020. - 408 c.
11. Белозеров С.А. Банковское дело: учебник [Текст] / С.А. Белозеров. – Москва: Проспект, 2021. - 279 с.
12. Белых, В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России [Текст] / В.С. Белых. – Москва: Проспект, 2021. – 432 c.
13. Болвачев А.И. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст] / А.И. Болвачев. – Москва: Инфра-М, 2019. - 313 с.
14. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный) [Текст] / А.Н. Борисов. – Москва: Деловой двор, 2021. – 632 c.
15. Букато В.И. Банки и банковские операции в России [Текст] / В.И. Букато. – Москва: Финансы и статистика, 2020. - 450 с.
16. Бурдина А.А. Банковское дело [Текст] / А.А. Бурдина. - М.: МАИ, 2021. - 96 c.
17. Галанов, В.А. Фондовый рынок и инновационное развитие экономики [Текст] / В.А. Галанов // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2021. – № 1. – С. 20–22.
18. Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография [Текст] / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. – Москва: Проспект, 2021. – 352 c.
19. Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник для вузов [Текст] / Е.П. Жарковская. – Москва: Омега-Л, 2021. – 254 с.
20. Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник [Текст] / Е.П. Жарковская – Москва: Омега-Л, 2020. – 526 с.
21. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник [Текст] / Е.Ф. Жуков. - М.: Юрайт, 2020. - 591 c.
22. Жуков, Е.Ф. Банковское дело: учебник [Текст] / Е.Ф. Жуков. – Москва: ЮНИТИ, 2020. – 687 c.
23. Зильберштейн, А. А. Предпринимательское право. Шпаргалка [Текст] / А.А. Зильберштейн. – Москва: РГ–Пресс, 2021. – 469 c.
24. Тавасиев А.М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями [Текст] / А.М. Тавасиев. - М.: Дашков и К, 2020. - 656 c.
25. Фаронов В.В. Банковское дело (для бакалавров) [Текст] / В.В. Фаронов. - М.: КноРус, 2019. - 800 c.
26. Фёдорова Н.В. Банковское дело. Задачи и тесты (для бакалавров): учебное пособие [Текст] / Н.В. Фёдорова. - М.: КноРус, 2021. - 328 c.
27. Чернецов С.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие [Текст] / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2021. - 494 c.
28. Шведов, Д.С. Изменение роли финансового рынка в мировой экономике [Текст] / Д.С. Шведов // Вопросы экономики. – 2020. – № 28. – С. 27–30.