Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Российская Федерация является демократическим и социальным государством. Фундаментальной основной демократического социального государства является его открытость перед гражданским обществом и диалог с ним.
Поэтому одна из главных проблем государственного управления заключается в том, как организовать взаимоотношения власти и общества наиболее эффективно. Решение этой проблемы выступает обязательным условием для построения демократического правового государства.
Сегодня во многих органах власти и управления созданы профильные структурные подразделения, выступающие вспомогательными субъектами в системе коммуникации государства и гражданского общества. Их роль заключается в генерации информационных потоков между госорганами\госучреждениями, жителями страны и общественными институтами, которые прямо или косвенно с одной стороны удовлетворяют общественный интерес к продуктам деятельности государственных органов\учреждений, а с другой – формируют позитивный имидж и доверие к этим органам\учреждениям и их решениям. Особое место занимают такие подразделения в сфере здравоохранения, так как в их функции также входит профилактика заболеваний.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, тем что в период глобализации и ускоренных перемен в мире, одним из значимых критериев сохранения стойкости и эволюционного прогресса в современных социальных организациях является переход к системам управления, способным быстро и результативно реагировать на постоянные изменяющиеся внешние и внутренние угрозы и вызовы. В современное время эффективными могут являться реформы государственного управления, по итогу, которых не просто улучшаются отдельные показатели или процессы, а, что в особенности значимо, образуются качественно новые системы взаимного действия субъектов и объектов управления.
Исследовательская проблема состоит в необходимости изучения существующих моделей, методов, технологий коммуникации государства и общества и поиска путей ее совершенствования.
Объект курсовой работы: информационные технологии в государственном управлении.
Предмет: анализ государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Цель: проанализировать информационных технологий при реализации государственной политики в РФ на конкретном примере.
В рамках достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- изучить понятие и суть информационного сопровождения государственной политики в РФ;
- выделить нормативно-правовые основы информационного сопровождения государственной политики в РФ;
- провести анализ подходов к использованию информационных технологий при реализации государственной политики в РФ;
- исследовать использование информационных технологий при реализации государственной политики в РФ на конкретном примере.
Теоретико-методологическая база исследования: системный подход, институциональный подход, процессный подход, правовой подход, анализ статистических данных.
Информационная база исследования: федеральные и региональные законодательные и нормативные акты в сфере общественных связей, вторичные данные отечественных исследований; органов статистики, официальных сайтов органов власти.
Практическая значимость работы определяется потребностями в совершенствовании существующей системы информационного сопровождения государственной деятельности. Выдвинутые в курсовой работе теоретические положения и рекомендации правового и прикладного характера могут быть использованы при совершенствовании действующей системы информационного сопровождения деятельности органов исполнительной власти.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе курсовой работы представлены теоретико-правовые аспекты информационного сопровождения государственной политики в России.
Во второй – проведен анализ использования информационных технологий при реализации государственной политики в России.
1. Теоретико-правовые аспекты государственной политики в сфере использования информационных технологий
1.1 Понятие, цели и задачи, направления государственной политики в сфере использования информационных технологий
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) , в п. 4 ст. 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Этот факт, а также потребность населения в социально-значимой информации, потребность органов власти в «обратной связи» от населения о проводимых политических реформах и принятых управленческих решениях, а также курс государства на информационную открытость государственных органов перед гражданами предопределяет организацию взаимодействия государства и общества для удовлетворения вышеуказанных потребностей. Такое взаимодействие производится через коммуникацию.
В современное время основной вектор перехода к открытому государственному управлению определяют уходом от однонаправленных, «порционных» путей передачи информации при помощи формирования результативного механизма обратной связи к формированию равноправных, партнерских отношений органов государственной власти с гражданским социумом. Данные перемены достижимы при системном соблюдении следующих критериев:
– открытость и доступность общественной ценной информации;
– партнерское (равноправное) участие структуры гражданского социума в процессе государственного управления;
– общественный контроль.
Коммуникация – это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий обмен информацией. Информация – сведения о чём-либо, независимо от формы их представления .
Процесс государственной коммуникации состоит из элементов, являющихся типичными для любого коммуникативного акта: коммуникатор (органы государственного управления различных ветвей и уровней власти); само сообщение (официальная и неофициальная информация, устная или письменная, вербальная и невербальная); получатель (общество в целом, различные институты гражданского общества, индивидуальный реципиент); каналы распространения информации (межличностные, институциональные и массовые); каналы обратной связи (просьбы, обращения граждан, различные формы политического участия и т.п.); процесс кодирования-декодирования информации (подготовка информационных сообщений, их адекватная интерпретация аудиторией и т.п.); различного рода помехи (технические, семантические, психологические) .
В ОГВ создаются специальные структурные подразделения (отделы, службы, управления, департаменты по связям с общественностью), которые осуществляют процесс коммуникации от имени ОГВ в рамках информационной и\или коммуникативной деятельности.
Информационная деятельность (в государственном управлении) – деятельность по информированию органом государственной власти общества о своей работе и её результатах, а также государственное информационное обслуживание граждан. Информирование определяется как процесс доведения соответствующей информации до сведения адресата, т.е. в рамках субъект-объектной модели взаимодействия.
Коммуникативная деятельность предполагает вовлечение максимально большего количества людей в процесс обмена информацией, выстраивание диалога, совместных действий, т.е. в рамках субъект-субъектной модели взаимодействия.
Обе этих деятельности реализуются в рамках информационного сопровождения. Понятие «информационное сопровождение» не имеет четкого определения. Р.В. Амелин рассматривает информационное сопровождение как организованный процесс, подразумевающий работу со СМИ, формирование информационных поводов, организацию определенных мероприятий, по итогу которых проводится анализ и подводятся итоги . Е.А. Бажинова определяет его как процесс «распространения информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращенное к кругу заинтересованных лиц» .
По мнению Н.А. Бануляк, «целью информационного сопровождения является удовлетворение общественного интереса к личности, организации, событию, проекту, предполагающее трансляцию не только той информации, в распространении которой заинтересован субъект коммуникации, но и той, в распространении которой субъект коммуникации может быть и не очень заинтересован, но которая вызывает общественный интерес» .
Некоторыми исследователями понятие «информационное сопровождение» рассматривается как синоним понятию «паблик рилейшнз» (PR, связи с общественностью, общественные связи). Существуют разные подходы к пониманию связей с общественностью, «однако так или иначе целью PR является формирование желаемого образа субъекта (организации, персоны, товара, услуги), внедрение этого образа в общественное и/или групповое сознание для привлечения и удержания интереса целевой аудитории» . А цель информационного сопровождения, как было определено ранее, предполагает трансляцию не только той информации, в распространении которой заинтересован сам субъект, но и той, которая вызывает общественный интерес.
Информационное сопровождение как институт является совокупностью субъектов, участвующих в нём и обмена информацией между ними. Также, информационное сопровождение государственной политики рассматривается как институты, в которых и через которые осуществляются эти взаимодействия. В рамках данного подхода методы информационного сопровождения такие как официальные сайты органов власти, обращения граждан, средства массовой информации, социальные сети и прочие методы коммуникации и представления информации могут считаться отдельным институтом, созданным для удовлетворения потребностей граждан. Данный подход достаточно хорошо описывает методы взаимодействия и позволяет считать информационное сопровождение определенной площадкой для обмена информацией между органами власти и жителями, нуждающимися в этой информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Законы
1. Конституция Российской Федерации // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.02.2022)
2. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 117-ФЗ) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 13.02.2022)
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ст.2. // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – ст. 3448.
4. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=5410&req=doc#07194673020284734 (дата обращения: 13.02.2022)
5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021 № 290-ФЗ) «О средствах массовой информации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.02.2022)
6. Указ Президента РФ от 15.10.1996 № 1439 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11967/ (дата обращения: 13.02.2022).
7. Приказ Минздрава России от 16.07.2015 № 449 «Об утверждении Положения о Департаменте международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства здравоохранения Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_251749/ (дата обращения: 13.02.2022)
8. Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137853/ (дата обращения: 13.02.2022)
Учебники
9. Амелин Р. В. Информационное право в схемах / Р. В. Амелин – М.: Проспект, 2018. – 422 c.
10. Арапова Г. Ю. Путеводитель По Информационному Праву / Г. Ю. Арапова – М.: РГГУ, 2018. – 220 c.
11. Горев А. И. Обеспечение Информационной Безопасности / А. И. Горев – М.: СИНТЕГ, 2017. – 700 c.
12. Дубровина М. А., Заботина В. А. Анализ средств коммуникаций и связей с общественностью органов государственного управления / М. А. Дубровина // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление / М. А. Дубровина, 2016. Т. 1. – С. 16–19.
13. Килин А. П., Колобова Д. В., Чистякова О. В. Информационно-аналитическая деятельность в органах государственного управления субъектов Российской Федерации. / А. П. Килин // Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с.
14. Клюев В.К. Правовые Коллизии Без Иллюзий / В. К. Клюев – М.: Гостехиздат, 2018. – 876 c.
15. Смирнов А. А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза / А. А. Смирнов – М.: Юнити-Дана, 2018. – 337 c.
16. Терещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: / Л. К. Терещенко - М.: Инфра-М, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. – 228 c.
17. Шедько Ю. Н. Система государственного и муниципального управления / Под ред. Ю. Н. Шедько – Москва: Юрайт, 2014. – 570 с.
Статьи
18. Азимбердиев М., Койшыбайулы Е. Государственное регулирование рынка медицинских услуг / М. Азимбердиев // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2012. Т. 94, № 6. С. – 69–76.
19. Акуленко Е. В. Роль общественного сектора в реализации медицинской реформы на местном уровне / Е. В. Акуленко // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2012. № 5. – С. 14–19.
20. Андреева Ю. А., Кузнецова Е. В. Управление качеством и доступностью государственных услуг в сфере здравоохранения. / Ю. А. Андреева // Вопросы управления – 2015. № 6 (18). – С. 171–178.
21. Баева А. А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения / А. А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2017. № 6. – С. 80-85.
22. Бажинова Е. А. Коммуникативное взаимодействие власти и общества как фактор демократизации / Е. А. Бажинова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2013. № 2 (145). – С. 221–227.
23. Бануляк Н. А. Службы по связям с общественностью в органах государственной власти / Н. А. Бануляк // Социология власти. – 2011. № 5. – С. 165–171.
24. Василенко М. А. Основы развития предпринимательства в здравоохранении России / М. А. Василенко // Перспективы науки. – 2017. № 8 (95). – С. 51-54.
25. Гайнутдинов А. Р. Социально-психологическая удовлетворенность граждан в процессе взаимодействия с системой электронного здравоохранения / А. Р. Гайнутдинов // Казанский педагогический журнал. – 2013. № 4 (99). – С. 138–144.
26. Гегерь Э. В. Актуальные вопросы совершенствования управления здравоохранением с использованием информационных технологий / Э. В. Гегерь // Фундаментальные исследования. – 2017. № 3. – С. 30-34.
27. Глушонкова А. В., Максаков В. В. Здравоохранение будущего, электронное здравоохранение / А.В. Глушонкова // Вестник новых медицинских технологий. – 2015. № 3. – С. 27.
28. Горбачев О. Российская концепция электронного правительства: региональный аспект / О. Горбачев // Wschodni Rocznik Humanistyczny. – 2018. Т. XV, № 3. – С. 143–153.
29. Горин Е. А. Принципы государственного управления и связи с общественностью органов власти / Е. А. Горин // Экономика и социум. – 2017. № 3 (34). – С. 461–464.
30. Гоцадзе Н. Цели, функции и задачи связей с общественностью в государственном управлении / Н. Гоцадзе // Власть и общество. – 2014. Т. 1, № 4 (32). – С. 72–80.
31. Губайдуллина А. Р. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы / А. Р. Губайдуллина // Наука через призму времени. – 2018. № 1 (10). – С. 221-224.
32. Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству как процесс социальной адаптации технологии / Е. Г. Дьякова // Антиномии. – 2014. № 4. – С. 78–90.
33. Зайцева Е. М. Модели связей с общественностью, реализуемые в государственном управлении / Е. М. Зайцева // Вопросы управления. – 2016. № 6 (43). – С. 76–81.
34. Захаренко Г. А. Оценка вклада работы «горячих линий» в развитие коммуникационных каналов между органами государственной власти и институтами гражданского общества / Г. А. Захаренко // Управленческое консультирование. – 2019. № 8 (128). – С. 127–135.
35. Ишкинеева Ф. Ф. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества / Ф. Ф. Ишкинеева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. № 21 (312). – С. 254–257.
36. Логвинова Т. В. Связи с общественностью в системе государственного управления / Т. В. Логвинова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. № 4. – С. 40–45.
37. Манахова И. В. Информационное государство благосостояния: инновации для человека и общества / И. В. Монахова // Информационная безопасность регионов. – 2014. № 1 (14). – С. 70–77.
38. Милова О. А. Pr-службы в органах государственной власти: цели, задачи, функции / О. А. Милова // Огарёв-Online. – 2018. № 6 (111). – С. 8.
39. Никитина А. С., Кузнецова Ю. М., Сергеева Т. А. Pr-коммуникации в органах государственной власти / А. С. Никитина // Коммуникология. – 2019. № 2. – С. 123–138.
40. Оболёшева А. А. Пути совершенствования коммуникаций в системе государственного управления // Таврический научный обозреватель. – 2015. № 4-1. – С. 70–73.
41. Пинкас И. И., Захарчук Н. А. Связи с общественностью в государственном управлении / И. И. Пинкас // Наука и общество в условиях глобализации. – 2016. № 1 (3). – С. 57–58.
42. Спицына Ю. К., Москаленко М. Р. Об особенностях связей с общественностью и информационной безопасности в государственном управлении современной России / Ю. К. Спицына // Современные научные исследования и разработки. – 2016. № 5 (5). – С. 195–196.
43. Торбова И. И. Особенности развития связей с общественностью в системе государственного управления в России / И. И. Торбова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2017. Т. 2, № 3. – С. 46–50.
44. Черкасов С. Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления / С. Черкасов // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2019. № 2. – С. 65–72.
Монографии, диссертации
45. Василенко В. И. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность: монография / В. И. Василенко. – М.: Проспект, 2018. – 736 c.
Электронные ресурсы
46. Бенефициары открытых государственных данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/201854/menedzhment/benefitsiary_otkrytyh_gosudarstvennyh_dannyh (дата обращения: 14.02.2022)
47. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью // Российская академия общественных связей – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/KRjJa (дата обращения: 13.02.2022)
48. Камалова Г. Р. Открытые данные органов государственной власти: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-dannye-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 14.02.2022)
49. Лиссабонский кодекс. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR // Лиссабонский кодекс. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.habit.ru/1/8.html (дата обращения: 13.02.2022)
50. Открытые данные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/open_data/ (дата обращения: 14.02.2022)
51. Региональная экономика и управление. Институты развития в государственном управлении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4852/ (дата обращения: 14.02.2022)
52. Сводный кодекс профессионального поведения IPRA // International Public Relations Association [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Сводный кодекс профессионального поведения IPRA https://www.ipra.org/static/media/uploads/code_of_conduct/russian.pdf (дата обращения: 13.02.2022)