Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной исследовательской работы заключается в неоднозначности такого жанра, как фанфикшн. Последний десяток лет, набирающий истинных поклонников и вбирающий в себя всё больше «читателей–авторов». Данный жанр широко распространён в сети интернет, для него существует множество крупных сайтов. А почитатели часто устраивают «сходки» – своеобразные литературные вечера (иногда тематические).
В современных условиях быстрого и активного создания новых литературных жанров и приёмов, жанр фанфикшн претерпевает огромное количество изменений. Вторичные тексты, обладающие специфической ценностью для литературоведа, в глазах современного читателя раскрываются по новому образу. Великие классические произведения, мировые шедевры кинематографа, живописи, мультфильмов изменяются под влиянием «зрителя», который становится в позицию «создателя». Читатель, выступающий в роли автора, создает текст «по мотивам» уже ранее известного канона.
Но можно ли отнести такой текст к художественной литературе? И следует ли его рассматривать в рамках литературоведческого исследования? Это основные вопросы работы.
Ю. М. Лотман в своей работе «О содержании и структуре понятия «художественная литература» говорит о том, что у понятия «художественный текст» существует две основных точки зрения для его обозначения.
Рассмотрим их чуть более детально:
1. Функционально. С этой точки зрения, художественной литературой будет являться всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию. Поскольку в принципе возможно (а исторически весьма нередко) положение, при котором для обслуживания эстетической функции в эпоху создания текста и в эпоху его изучения необходимы разные условия, текст, не входящий для автора в сферу искусства, может принадлежать искусству, с точки зрения исследователя, и наоборот.
2. С точки зрения организации текста. Текст должен быть определенным образом семантически организован и содержать сигналы, обращающие внимание на такую организацию. Это позволяет описывать художественный текст не только как определенным образом функционирующий в общей системе текстов данной культуры, но и как некоторым образом устроенный.
Если первое определение имеет больше риторическое вопрошение, и в зависимости с точки зрения литературоведа относительно вторичной литературы будет исключительным. То второе требует доказательной базы, которую и предстоит собрать в рамках данной работы. Также существенной проблемой жанра фанфикшн является её литературоведческое определение.
В. Б. Катаев в своей статье «Игра в осколки» умозаключает, что современная литература в рамках постмодернистской модели, к которым относится фанфик, характеризуется двумя основными стилизациями:
1. Пародия – текст, высмеивающий модель повествования и сюжет каноничного произведения.
2. Пастиш – текст–имитация, чествующий каноничное произведение.
Многие критики видят в постмодернизме, прежде всего разнообразие разрушительных форм по отношению к традиционным ценностям и решительно их осуждают. Речь идет об «упразднении эстетических иерархий», «обобществлении интеллектуальной собственности», «отсасывании чужой творческой энергии»
Сам Владимир Борисович Катаев больше придерживался второй концепции, а именно пастиша, говоря о том, что «Постмодернизм – это стилизация, подражание каким–то стилям без намерения их высмеять, но с желанием показать, что можно соединять самые различные стили, создавая различные «попурри».
Однако единого умозаключения относительно вопроса стилизации нет до сих пор, а в выделенном отдельном жанре фанфик абсолютно ничего не ясно.
Таким образом, неопределённость в трактовке жанра фанфикшн и проблематика стилизации и составляет главную актуальную проблему данного исследования.
Теоретической базой исследования являются труды, посвященные изучению специфики жанра фанфикшн и течения постмодернизма в целом. За основу были взяты работа В. Б. Катаева «Игра в осколки» и научно–исследовательская статья по его работе по специальности «Языкознание и литературоведение» – Т. Г. Петрова «В. Б. Катаев игра в осколки: судьба русской классики в эпоху постмодернизма». Проанализированы статьи Е. М. Четиной «Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах», А. И. Денисовой «Фанфикшен, как субкультура и феномен массовой литературы» и Т. В. Федоровой «Социокультурный феномен фанфикшн». И также большим материалом для основы курсовой стали труды Ю. М. Лотмана «О типологическом изучении литературы»; «О содержании и структуре понятия «художественная литература»; «Каноническое искусство как информационный парадокс»; «Литературная биография в историко–культурном контексте» и «Массовая литература как историко–культурная проблема».
Для анализа повествовательной структуры корпуса фанатских текстов по фандомам русской классической литературы мы используем методологию, выработанную в работах вышеназванных авторов, посвященных исследованию структуры повествования.
Объект исследования: функции и типология особенностей сюжеты фанфика по произведениям русской классики
Предмет исследования: художественный аспект фанфика
Цель исследования: определить художественную ценность жанра фанфикшн
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Определить имеет ли жанр фанфик структурность, относящую его к художественной литературе
2. Установить основные функции жанра на примере фанфиков по русской классической литературе
3. Определить роль и значение фанфика в культуре русской литературы.
4. Рассмотреть и охарактеризовать особенности сюжета фанфиков по произведениям:
– И. С. Тургенев «Отцы и дети»
– А. С. Грибоедов «Горе от ума»
– М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
5. Определить эстетическую составляющую природы фанфика
Методы исследования: В курсовой работе были использованы такие методы как, моделирование, наблюдение, анализ, обобщение и синтез.
Теоретическая и методологическая база: Материалы, на основе которых выполняется работа – это учебная, научно–производственная, справочная и художественная литература, а также научные труды отечественных литературоведов по темам «Фанфикшн» и «Постмодернизм» и непосредственно публикации жанра фанфикшн, подходящие тематике курсовой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЖАНРОМ ФАНФИКШН
1.1. Фанфикшн как область научно–литературного осмысления
Фанфикшн представляет собой художественную литературу, существующую преимущественно в интернет–пространстве и создаваемую непрофессиональными авторами–любителями. В отличие от других жанров современной словесности, фанфикшн базируется на широко известном художественном произведении.
В современном же мире фанфики создаются по мотивам популярных книг, фильмов, аниме, телесериалов, компьютерных и видеоигр. Наиболее исследованным корпусом текстов фанфикшн–ресурсов являются фанфики на основе произведений массовой культуры, однако существует немало фанатских текстов, посвященных классическим литературным произведениям. Автором фанфика может стать любой человек, отчего жанр относится к непрофессиональной литературе.
Фанфики, как правило, не претендуют на критическое осмысление текста: «Фанфикшн в его современном виде – это определенная демократия чтения, реванш читателя, вырвавшего свое право на удовольствие из рук критика и издателя, а также из под власти традиционно понимаемого автора» [12, с.141]. Под «текстом» в данном случае подразумеваются не только произведения литературы, но и сюжеты фильмов, сериалов, видеоигр. Они в равной степени доступны для осмысления и интерпретации, как и литературные тексты.
Автор фанфика может подвергать вариации практически любые элементы текста–первоосновы: изменить героев и их поступки, происходящие с ними события, перенести действие в иное время и пространство, поменять точку зрения в произведении, изменить жанр. Творческая свобода фикрайтера ограничена лишь связью с первоисточником (каноном): фанфик может в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипина Ю.В. Жанровые особенности фанатской прозы (на примере фанфикшена по творчеству братьев Стругацких) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13 (228). С. 130–135.
2. Афанасова Н. В. О чем говорят фикрайтеры / Н. В. Афанасова // Научный диалог. – 2016. –№ 3 (51). – С. 9–7.
3. Булдакова Ю. В. Анализ феномена фан-фикшн / Ю. В. Булдакова // Современное издательское дело: новое в теории и практике. – Киров : Радуга-пресс, 2015. – С. 114–129.
4. Булдакова Ю. В. Диалог автора и читателя в тексте произведения фанфикшн / Ю. В. Булдакова // Universum: филология и искусствоведение. – 2016. – № 9 (31). – С. 12–14.
5. Бурцева Е. А. Жанры сетевой литературы / Е. А. Бурцева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – C. 8–15.
6. Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К.Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис…. канд.филол.наук / Н. И. Васильева. – Нижний Новгород, 2005. – 243 с. 58
7. Воропаев А. Н. Книгоиздание в России в 2008–2014 гг.: от кризиса до кризиса / А. Н. Воропаев // Университетская книга. – 2015. – URL: https://bit.ly/2AAq295 (дата обращения: 04.03.2022);
8. Галина М. HYPERFICTION. Читатель как писатель, или как расширяются литературные миры / М. Галина // Новый мир. – 2018. – № 8. – С. 218– 226. Голомидова В. О. Контент-анализ русскоязычных фанфикшн-сайтов: творческий подъем российской молодежи или культурная деградация? / В. О. Голомидова // Инновационное социально ориентированное развитие России : сб. науч. тр. по материалам I Всерос. науч.-практ. конф. 31 окт. 2016 г. – Томск : НОО «Профессиональная наука», 2016. – С. 238–249. – ISBN 978-5-00-006414-3.
9. Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом / Л. Горалик // Новый Мир. – 2003. – №12. – URL: http://bit.ly/2lYvWtp (дата обращения: 05. 03. 2022).
10. Денисова А. И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы / А. И. Денисова // Аналитика культурологии. – 2012. – № 24. – С. 141–143.
11. Романов В.А. Поэтика современного отечественного фэнтези (на материале романов Ника Перумова) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 1. С. 250–252.
12. Прокофьева В.Ю. Жанровые трансформации непрофессиональной сетевой литературы: фанфики и пирожки // Жанровые трансформации в литературе и фольклоре / под общ. ред. Т.Н. Марковой. Челябинск: Энциклопедия, 2012. С. 299–320.
13. Уканакова Н.В. Медиатекст как средство создания стратегий восприятия текста(на материале текстов жанра фанфикшен как зрительских проекций медиатекста) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1. С. 216–222.
14. Филиппова Е.О. Способы интерпретации литературного произведения // Вестник Московского государственного университета печати. 2015. № 2. С. 153–158.
15. Шавлюк В.Б. «Фанфикшн»: от жаргонизма к термину // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 1. С. 245– 249.
Электронные ресурсы
1. Фанфики: история, терминология и проблемы [Электронный ресурс] // Мир фантастики. – Режим доступа: https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya, свободный. – Загл. с экрана.
2. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/velikie-chitatelnitsy-fanfikshn-kakforma-literaturnogo-opyta, свободный. – Загл. с экрана.
3. Фанфики: виды, классификация, рейтинги и оформление. [Электронный ресурс] // Ролевые миры – Режим доступа: http://tfr.rolka.su/viewtopic.php?id=40, свободный. – Загл. с экрана.
4. Типология жанров фанфикшена. [Электронный ресурс] // Журнал «Самиздат» – Режим доступа: http://samlib.ru/z/zhukowa_j_b/typology.shtml, свободный. – Загл. с экрана.
5. История появления фанфиков. [Электронный ресурс] // Студопедия – Режим доступа: https://studopedia.org/14- 94665.html, свободный. – Загл. с экрана.