Фрагмент для ознакомления
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Тема курсовой работы «Анализ оформления, корректура и разработка макета научно-популярного издания».
Актуальность темы исследования. Основная задача научно-популярных изданий – распространение научных знаний среди широкой читательской аудитории. Ключевая особенность таких изданий заключается в том, что предоставляемая информация направлена на читателя-неспециалиста в конкретной научной области. Таким образом, перед автором и редактором научно-популярного издания стоит серьёзная задача, а именно: преобразовать узкоспециальную, сложную для восприятия информацию в доступную и понятную широкому кругу людей.
В процессе выполнения курсовой работы мы работали с ГОСТами, ОСТами, учебной и специальной литературой, интернет-источниками. Теоретическая база исследования, представленная в пояснительной записке, базируется на трудах Е.В. Кулемасовой, О.С. Погодиной, А.Э. Мильчина, Л.К. Чельцовой, Н.И. Михайловой, О.А. Молодцовой, Д.Э. Розенталя, И. Б. Голуб, М. А. Теленковой, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой, О.Е. Минаевой, Л. Гессена, И. Келейникова, К.Е. Петрова.
Объект исследования – печатное и электронное научно-популярное издание Ванессы ван Эдвардс
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми».
Предмет исследования – особенности работы редактора над научно-популярными изданиями.
Цель данной курсовой работы – выработать профессиональные компетенции по анализу оформления, корректуре и разработке макета научно-популярного издания. Показать навыки профессиональной деятельности при работе над научно-популярным изданием.
Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи:
дать определение научно-популярному изданию, охарактеризовать данный тип изданий;
обозначить виды и жанры научно-популярной литературы;
выделить этапы редакторской подготовки научно-популярных изданий;
провести анализ издания.
Материал исследования – научно-популярное издание Ванессы ван Эдвардс
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми».
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных трудов отечественных исследователей в области издательского дела, редакционно-издательского процесса, психологии и социологии чтения, психологии редакторской деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебников, учебных пособий, научных статей, нормативноправовых актов, электронных ресурсов);
обобщающие (синтез, описание);
интерпретации (объяснение, сравнение);
классификация.
Научная новизна исследования заключается в том, что на примере научно-популярного издания Ванессы ван Эдвардс
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» была рассмотрена работа редактора над научно-популярными изданиями.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты курсовой работы могут быть полезны студентам средних и высших учебных заведений по направлению подготовки «Издательское дело» для более углублённого изучения будущей профессии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов исследования в ходе редакторской подготовки научно-популярных изданий.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, пояснительной записки, представленной двумя главами, заключения, практической части, списка используемых источников.
ПМ 01 Корректура
1. Оценка выбора темы продукта
ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения определяет научно-популярное издание как «…издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту».
В издательском словаре-справочнике А. Э. Мильчина даётся более развёрнутое описание научно-популярного издания: «…издание, социальнофункциональное назначение которого – популяризировать научные знания, достижения науки, культуры, техники, искусства и т. д. среди неспециалистов или специалистов областей науки, культуры и т. д., смежных по сравнению с той областью, к которой относится научно-популярное издание» .
Таким образом, обозначив два определения научно-популярного издания, выделим целевое назначение таких изданий – распространение, популяризация научных знаний из различных областей человеческой деятельности (наука, техника, культура, искусство и т. д). Ещё одной целью C. М. Болховитинова выделяет повышение общекультурного и научнотехнического уровня масс.
Разностороннее целевое назначение научно-популярных изданий определяет их множественное функциональное назначение. Стоит отметить, что целевое и функциональное назначение издания понятия близкие друг другу, однако не следует отождествлять их. Функциональное назначение является более глубоким понятием, чем целевое назначение, оно более точно учитывает потребности общества в том или ином типе издания. Итак, функциями научно-популярных изданий являются:
1. Информационная функция. Научно-популярное издание, как и любое другое, является источником фиксирования, хранения и передачи информации.
2. Мировоззренческая функция. Способствует развитию у читателя научного мировоззрения. Выполняется в изданиях, отражающих естественнонаучные знания в области физики, химии, биологии; знания в области медицины; знания в области психологии; научно-технический прогресс и т. д.
3. Ознакомительно-образовательная функция. Содействует расширению кругозора читателя, который в свою очередь помогает видеть ситуацию с разных сторон, проводить анализ темы, находить пути решения проблемы.
4. Функция эстетического воспитания. Воспитывает чувство прекрасного у читателя. Реализуется в основном в научно-популярных изданиях, посвящённых культуре и искусству.
5. Практическая функция. Содействует решению читателем практических задач.
6. Профориентационная функция. Направляет читателя к выбору профессии.
7. Функция адаптации читателя к определённым условиям. Вырабатывает у читателя необходимые для чего-либо навыки.
С развитием технических возможностей, появляются новые каналы распространения научных знаний. Образовательный уровень читателя растет, и на данный момент времени читательской аудиторией научно-популярных изданий можно назвать: читателя, не получившего систематического образования; читателя-любителя; специалиста высокой квалификации другого профиля; специалиста смежного профиля.
Принцип научной глубины заключается в том, что научно-популярные издания должны знакомить читателя с новейшими достижениями науки, фактами, теориями, экспериментами. Научная глубина подразумевает систематизацию знаний. Осмысление материала должно производиться как читателем, так и самим автором произведения. Именно при помощи осмысления достигается главная цель научно-популярных изданий. Автор произведения должен избегать излишней детализации, обобщать и анализировать материал. Доступность изложения достигается конкретностью и последовательностью. Автор научно-популярного произведения должен рассказать о предмете повествования точно, при этом не перегружая его излишним малодоступным материалом.
Занимательность изложения. Текст научно-популярного издания должен заинтересовывать читателя дальнейшим изучением предмета. Для достижения этой цели материалу необходимо быть занимательным. Занимательность изложения может достигаться при помощи художественного изложения мысли автора, введения драматизма в произведение или, наоборот, юмористический подход при написании текста, также может присутствовать диалог между читателем и автором.
2. Правила редакционно-издательского оформления (ПРИО) элементов текста
2.1. ПРИО рубрик
Спусковая рубрика
Этот вид заголовка, расположенного в пробеле спусковой полосы, иногда смешивают с рубрикой, которая также размещена перед текстом на спусковой полосе, но отличается от спусковой тем, что одноступенные с ней рубрики стоят и внутри текста, т.е. представляет собой одну из рубрик в разрез текста, не разрезающую его только потому, что является первой и не имеет перед собой текста. Место же для спусковой рубрики -- под шапкой, в середине спускового пробела, в любом другом месте его. Чем больше отделена спусковая рубрика от текста, тем резче подчеркивается вид рубрики по ведущему в данном случае признаку -- положению на полосе, благодаря чему можно не прибегать к набору спусковой рубрики шрифтом другого кегля и начертания по сравнению со шрифтом рубрик следующей ступени.
Рубрика в разрез текста с отбивкой от него
Такая рубрика (помещаемая внутри текста с отбивкой от предшествующего и последующего текста, начальная -- только от последующего) применяется практически во всех изданиях, кроме изданий нерубрицированных или с многочисленными мелкими рубриками, ставить которые вразрез неэкономно. Рубриками в разрез текста могут быть рубрики нескольких ступеней, различаемых кеглем и начертанием шрифта. Такие рубрики заставляют читателя сделать паузу перед чтением следующего подраздела и благодаря этому осмыслить прочитанный текст.
Форточка -- заголовок-врезка с оборкой основным текстом -- применяется главным образом в изданиях учебного назначения, требующих от читателя осмысления и запоминания большого фактического материала со сложными взаимосвязями. Книги с форточками выходят все реже, т.к. усложняют набор и верстку. Цель применения -- не разрывая изложения, обозначить заголовками основные вехи описываемого процесса или стороны характеризуемого объекта, обобщенно выразить основной смысл части текста (наметить как бы пункты конспекта).
Скрытые в тексте рубрики
Это заголовки -- внутритекстовые выделения, которые применяют в изданиях с очень большим числом ступеней рубрикации (10 и более); в изданиях с форточками, требующих введения подчиненных заголовков; в изданиях с мелкими подпараграфами. Цель -- компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней.
Родовые названия (обозначения) рубрик в сочетании с цифрами-номерами или литерами
Такие рубрики (часть первая, раздел А, глава 1) применяются в изданиях всех видов литературы, знак параграфа (§ 28) -- только в изданиях технической, нормативно-инструктивной и подобной литературы. Цель -- отделить и так обозначить разделы и подразделы, тему которых словесно определять нет необходимости, чтобы лучше различалась соподчиненность рубрик.
Спусковая система рубрикации
В изданиях с многоступенной рубрикацией (8 ступеней и более), где, кроме глав, подглав, параграфов, подпараграфов, есть еще и разделы, подразделы, части, подчасти, невозможно обойтись бесспусковой рубрикацией, не нанеся ущерба читателю, не снизив существенно удобства пользования изданием. Поэтому, несмотря на уменьшение емкости печатного листа при спусковой системе рубрикации, в таких случаях приходится ради интересов читателя отдавать ей предпочтение.
2.2. ПРИО перечней
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут есть выбор: можно ограничиться использованием абзацного отступа или же заменить его на цифру, букву или тире. Перечни бывают:
• - простые, т. е., состоящие из одного уровня членения текста;
• - составные, включающие 2 и более уровней.
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Пунктуационное оформление перечней:
• 1. После римских и арабских без скобок цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.
• 2. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
• 3. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми. Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой.
• 4. Если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой.
• 5. Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение или несколько предложений. В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т. к.: в данном случае перечень представляет собой единое предложение.
• 6. Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой.
• 7. При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже.
Фрагмент для ознакомления
3
ПМ 01 Корректура
1. Библиографическая запись / сост.: Е. В. Кулемасова, О. С. Погодина. — Москва: МИПК, 2018.
2. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. — 5-е изд. — Москва: Студия Артемия Лебедева, 2018.
3. ПМ 01. Корректура: методические указания: в 2 ч. Ч. 1 / сост.: Н. И. Михайлова, О. С. Погодина. — М.: МИПК, 2019.
4. ПМ 01. Корректура: методические указания: в 2 ч. Ч. 2 / сост.: Е. В. Кулемасова, О. А. Молодцова. — Москва: МИПК, 2019.
5. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб,
М. А. Теленкова. — 15-е изд. — Москва: Айрис-Пресс, 2018. — 448 с. — (От А до Я)
6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — 12-е изд. — Москва: Айрис-Пресс, 2018. — 491 с. — (От А до Я).
7. gramota.ru
8. corrector.ru
9. slovari.ru
ПМ 02 Художественно-техническое редактирование изданий
1. Верстка для издателей и полиграфистов / сост. О.Е. Минаева. — Москва : МИПК, 2018.
2. Гессен, Л. Архитектура книги: монография / Л. Гессен. - М.: Государственное научно-техническое издательство, 2016. - 440 c.
3. Келейников И. Дизайн книги: от слов к делу / Иннокентий Келейников. Москва : РИП-холдинг, 2012. – 304 с.
4. Лекции по InDesign 5 / сост. О.Е. Минаева. — Москва : МИПК, 2019.
5. Лекции по FrameMaker / сост. О.Е. Минаева. — Москва : МИПК, 2019.
6. Петров, К. Е. Типографический компьютерный набор и верстка: справочник / К.Е. Петров. - М.: РадиоСофт, 2015. - 559 c.
7. Уильямс Р. Дизайн. Книга для недизайнеров / Робин Уильямс. Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 204 с.