Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес в стране на сегодняшний день самый распространенный, поскольку его проще организовать, имея незначительный опыт в работе или даже его полное отсутствие. Постепенно размеры малого бизнеса могут увеличиться до средних за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Любой бизнес всегда зависит от происходящих изменений на рынке определенных услуг и продаж, поэтому он старается подстраиваться под них для непрерывного и непрекращающегося рабочего цикла.
Это все крайне важно для каждого предприятия, независимо от его размера, количества клиентов и годового оборота.
Таким образом, роль малого предпринимательства очень велика, так как оно является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Этот бизнес-сегмент является частью современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на развитие экономики России в целом. Его значение отображается в его ресурсных функциях, социальных, а также организационных и творческих. Малый бизнес способствует определенному обновлению экономической системы, поддерживает благосостояние участников бизнеса, обеспечивает социально-политическую стабильность, помогает созданию конкурентных отношений, способствует наполнению рынка товарами и услугами высокого качества.
Помимо этого, малые предприниматели помогают устанавливать взаимосвязи между различными секторами экономики.
Поддержка малого бизнеса и предпринимательства должна являться одной из основных задач, которая ставилась бы правительством нашей страны на перспективу.
Малое предпринимательство, вне всякого сомнения, может дать реальному сектору российской экономики огромный инвестиционный и производственный потенциал. Этому способствует тот факт, что ранее производственный потенциал крупных предприятий формировался за счет бывших советских промышленных организаций, а сегодня этот ресурс исчерпан, и требуется создание новой промышленной и технологической базы на основе инноваций. Преимущество малого бизнеса в том, что в отличие от крупных компаний, ему требуется меньший объем ресурса, что повышает инвестиционную мобильность и привлекательность работы в малом секторе.
Степень разработанности проблемы в экономической литературе. Вопросам становления и развития предпринимательства посвящено большое число работ, в т. ч. таких экономистов, как: Брижанина Т. В., Валигурский Д. И., Валиева И. Л., Гиблова Н. М, Горфинкель В. Я., Ильин И. Е., Колпакиди Д. В., Круглова Н. Ю., Ксанаева М. Б. и др. Однако несмотря на довольно высокую степень разработанности проблемы, в связи с постоянно изменяющейся экономической ситуацией вопросы поддержки предпринимательства требуют дальнейшей проработки Работы этих и других экономистов использованы при написании данной работы.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предметом исследования являются проблемы управления малым бизнесом в современных условиях и их решение.
Цель исследования – проанализировать поддержку малого бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности государства.
Задачи исследования:
раскрыть понятие субъектов малого бизнеса в разрезе региональной экономики;
рассмотреть государственное регулирование деятельности субъектов малого бизнеса;
определить роль малого бизнеса в развитии экономики России;
отразить положение субъектов малого бизнеса и их вклад в экономическое развитие регионов;
оценить эффективность государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
В работе использованы научные методы исследования: диалектический, формально-логический, методы анализа, индукции и дедукции, а также частные методы, в том числе: системно-структурный, системно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой методы.
Практическая значимость заключается в том, что выводы работы могут быть использованы в деятельности органов местного самоуправления для разработки нормативно-правовых документов о деятельности субъектов среднего предпринимательства или дополнения существующего Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса как важнейшего фактора экономической безопасности государства
1.1. Понятие субъектов малого бизнеса
Малое предпринимательство рассматривается в научной литературе как экономическая система или подсистема, как сектор экономики.
Есть малые, средние и крупные предприятия. Важно правильно определять критерии их отнесения к конкретной категории. Есть специальные для малых предприятий.
Субъект малого предпринимательства – это:
Любой ИП:
без наемных работников или со среднесписочным штатом не более 100 человек в году (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);
с годовым доходом не более 800 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).
Есть общее правило (у которого много исключений и вариантов трактовки – мы рассмотрим их позже): оба условия (по штату и выручке) должны соблюдаться одновременно по итогам любого года ведения деятельности. Например, если средний штат составил 101 человек и более, то даже если выручка менее указанной, то ИП получает основания считаться уже не малым, а средним предприятием [39, с. 21].
Следует различать два статуса: «малое предприятие» и «субъект малого и среднего предпринимательства». При наличии первого обязательно есть второй. Но не всегда наоборот. Среднее предприятие – не малое. У него, к примеру, нет такой преференции, как возможность ведения упрощенного бухучета (подп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят 30.11.1994 ] // Российская газета. - 1994. - 12 декабря.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. -- 2007. - 05 августа.
4. Аббасова, О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
5. Афанасьева, Е.Г. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития / Е.Г. Афанасьева. - М.: Юстицинформ, 2019. - 664 с.
6. Бабина, Н.В. Предпринимательская деятельность. Трастовые услуги населению / Н.В. Бабина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c.
7. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 232 c.
8. Боброва, О.С. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. – М.: Юрайт, 2018. – 330 с.
9. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 332 с.
10. Бондаренко, Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96.
11. Буров, П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2021. – № 1. – С. 91–102.
12. Демцура С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2021. – №9. – С. 223-225.
13. Забродская Н.Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 263 с.
14. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И.Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2022. - № 2. - С. 42-46.
15. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет / В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2016. - 688 с.
16. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность / Д.В. Колпакиди. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. - 288 с.
17. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства / Н.П. Кондраков. - М.: Инфра-М, 2020. - 192 c.
18. Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 446 с.
19. Кондратьева, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2-е изд., стереотип. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2021. – 232 с.
20. Корнеева, И. В. Экономика фирмы. Практикум: учебное пособие для вузов / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
21. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.
22. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Проблемы оказания государственных услуг объектам социальной защиты как основа развития социального предпринимательства // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник научных трудов по итогам I национальной научно-практической конференции / под ред. И.В. Федосеева. – 2021. – С. 91–96.
23. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.
24. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 384 с.
25. Малый инновационный бизнес: учебник // под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
26. Митрофанова, И. А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова // Молодой ученый. - 2020. - №1. Т.1. - С. 130-135.
27. Низова, Л.М. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы / Л.М. Низова, И.В. Малинкина // ЭКО. – 2021. – №1. – С. 70-76.
28. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 281 с.
29. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия, 2019. - 464 c.
30. Самарина, В. П. Основы предпринимательства / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2018. - 128 c.
31. Селютин, И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2022. – № 2–1. – С. 94–96.
32. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 266 c.
33. Стакозов, А.В. Современные российские методики финансового анализа малых предприятий / А.В. Стакозов // Вектор экономики. – 2021. – № 5 (35). – С. 103.
34. Тисленко, Д.Р. Специфические особенности малого бизнеса в РФ / Д.Р. Тисленко // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2022. – № 3 (28). – С. 143–147.
35. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства / О.И. Филиппова. - М.: Academia, 2018. - 340 c.
36. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь / О.И. Филиппова. - М.: Academia, 2019. - 288 c.
37. Фролова, О.Ю. Актуальные проблемы малого предпринимательства в России / О.Ю. Фролова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 11. – С. 123–131.
38. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства / Е. Ф. Чеберко. - М.: Юрайт, 2019. - 420 c.
39. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2019. - 64 c.
40. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления / Ю.Н. Шедько. - М.: Юрайт, 2019. - 570 с.
41. Шляпникова, П. И. Государственная поддержка малого бизнеса в настоящий момент / П. И. Шляпникова // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 216-218.