Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Хоккей является популярной русской игрой со своими традициями и богатой историей. Эта игра не только способствует укреплению здоровья и закаливанию, но и формированию социально значимых черт личности спортсмена. В настоящее время особое значение придается целенаправленной подготовке юных хоккеистов, т.е. в том возрасте, когда начинает закладываться фундамент стабильных и высоких результатов. От того на сколько правильно были спланированы средства и методы для развития физических качеств в течение года во многом зависит результативность процесса спортивной тренировки юных хоккеистов.
Современный хоккей характеризуется постоянной сменой и нестандартностью игровых ситуаций. Внимание игрока ориентировано не только на шайбу, но и направлено на логику действий партнеров, перманентный контроль игрового поведения соперников. Мгновенность преобразования игровых ситуаций, многочисленных перехватов инициативы от соперника и ее ситуативную потерю характеризует данный вид спорта, что усиливает значимость физических качеств. Важным показателем игры хоккеистов, является хорошая физическая подготовленность, в частности хорошая гибкость спортсмена.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высоких спортивных результатов в хоккее невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Научная проблема: разночтение в методиках, направленных на процесс развития гибкости у хоккеистов.
Недостаточно научно обоснованы теоретические, методические и практические разработки средств и методов, используемых в учебно-тренировочном процессе хоккеистов на развитие двигательной координации с учетом темпов биологического развития организма хоккеистов.
Выявленное противоречие обусловило возникновению научной проблемы: изучение развития гибкости и ее значение у хоккеистов.
Исследования, которые проводятся передовыми отечественными и зарубежными специалистами в области подготовки хоккеистов, говорят о том, что грамотное и рациональное применение упражнений в системе специальной подготовки на развитие гибкости значительно понижает вероятность получения травм и способствует росту спортивных результатов в будущем.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс хоккеистов.
Предмет исследования - особенности развития гибкости и ее значение в системе подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки
Цель курсовой работы – раскрыть методические особенности развития гибкости в системе подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки.
Задачи:
1. Определить теоретические аспекты физического качества гибкость и ее значение в системе подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки.
2. Раскрыть средства и методы развития гибкости в хоккее с шайбой на этапе начальной подготовки хоккеистов.
3. Разработать практические рекомендации по развитию гибкости на этапе начальной подготовки
Методы исследования: -теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение и систематизация научных данных.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ГИБКОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Характеристика гибкости как физического качества
В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, его красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма. Современный человек нуждается в двигательной активности для нормального функционирования , для укрепления здоровья и хорошего сaмoчувствия.
Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Человек способен осуществлять множество двигательных действий благодаря богатству свойств своего тела.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Как двигательно-координационное качество, гибкость можно определить также и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи [26].
При достаточной гибкости суставно-связочного аппарата человек способен сравнительно легко выполнять различные движения. Это является одним из показателей хорошей физической подготовленности.
В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой. Признаками ухудшения функционального состояния организма являются снижение способности свободно и естественно принимать необходимую позу, растяжимости мышечных и соединительных тканей.
Гибкость необходима человеку при выполнении многих двигательных действий в трудовой и бытовой деятельности.
Высокий уровень развития подвижности в суставах необходим для овладения техникой двигательных действий различных видов спорта (гимнастика, лыжный спорт, синхронное плавание, лёгкая атлетика и другое). Уровень гибкости обусловливает также развитие силы, быcтроты, координационных способностей [21].
Любое движение человека обусловлено подвижностью в суставах. В плечевом и тазобедренном суставах- человек обладает большой подвижностью, а коленном лучезапястном, голеностопном – меньшей, так как амплитуда движений в них ограничена формой сустава и связочным аппаратом.
Обычно движения человека ограничены какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе, максимальная подвижность используется крайне редко. Выполнение некоторых движений не представляется возможным без достаточной гибкости суставов. Несмотря на то что гибкость имеет особое значение для развития двигательных качеств и общего физического развития человека, многие педагоги по физической культуре, тренера, не придают большого значения развитию гибкости [24].
Виды гибкости и влияющие на них факторы
Говоря об общей подвижности суставов всего тела, целесообразно применять термин «гибкость», а если речь идёт об отдельных суставах целесообразнее говорить «подвижность» (подвижность в тазобедренных, плечевых или голеностопных суставах). Плохая гибкость ограничивает движения человека и затрудняет координацию. Достаточно развитая гибкость способствует обеспечению свободы и быстроты движений, является решающим фактором в экономичности их выполнения.
Выделяют два основных вида гибкости: динамическую (кинетическую) гибкость, которая проявляется при двигательной деятельности человека и статическую имеющую место при фиксированных положениях тела.
Гибкость делиться так же на активную и пассивную. Различают также гибкость активную и пассивную. Активная гибкость связана с силой мышц и требует приложения дополнительных усилий. Это объясняется необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. Целью активной гибкости является непосредственное растягивание мышц. Пассивная гибкость направлена на повышение эластичности суставно-связочного аппарата. Из-за повышенной плотности суставно-связочного аппарата, самостоятельное развитие пассивной гибкости затруднительно, поэтому целесообразным является воздействие внешних сил. Под воздействием внешних сил подразумевают внешнее отягощение, специальное оборудование или приспособления, помощь партнёра. Развитие пассивной гибкости происходит намного быстрее, чем активной [19].
Гибкость подразделяется так же на общую и специальную. Общая гибкость - это подвижность во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника), позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
Специальная гибкость предусматривает подвижность отдельных звеньев тела необходимых для эффективной профессионально-прикладной или спортивной деятельности.
Выделяют гибкость плечевых суставов, шейных позвонков, поясничного отдела позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.
Значение гибкости в различных суставах неравномерно. Так, например, наибольшая нагрузка приходиться на поясничный отдел и тазобедренные суставы.
Гибкость многообразна в своих проявлениях поэтому следует уделять внимание развитию всех её разновидностей, включая специфические, необходимые для выполнения конкретного вида деятельности [26].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев Е.К Хоккей для начинающих. Уроки профессионала. – СПб: Питер, 2014, 208 с.
2. Барчук И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: издательский центр “Академия” 2010.-528с
3. Будкаев К.В. Развитие гибкости юных хоккеистов групп начальной подготовки /К.В. Будкаев //Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции, 2019, С.327.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006, 146 с.
5. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013, 226 c.
6. Бурцева Е.В. Методика исследования оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов / Е.В. Бурцева, В.А.Бурцев, А.С.Мартынова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. – № 3. – С. 78-83.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2017,С. 159.
8. Гордеев А.В. Развитие игровой самостоятельности и внимания у юных хоккеистов / А.В. Гордеев, Ю.П. Денисенко // В сборнике: «Студенческая наука Подмосковью»: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Министерство образования Московской области, Московский государственный областной гуманитарный институт, 2015, С. 57-58.
9. Дейв Чемберс Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства /Д. Чемберс.: М.: Советский спорт, 2012, 68 с.
10. Михно Л.В., Плотников В.В., Точицкий А.В. Анализ содержания федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2016. № 10 (140), С. 103-107
11. Пудло П.М. Организация подготовки хоккеистов на этапе начальной специализации / П.М. Пудло //Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва в хоккее,2021,С.89.
12. Паньшин М.В. Особенности физической подготовки хоккеистов на этапе начальной специализации /М.В. Паньшин, П.М. Пудло //E-SCIO,2020, С.292.
13. Ториев А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 102-103.
14. Туревский, И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: структура, онтогенез, тренировка: Автореф. дис…. канд.пед.наук. – М., 2019.- 20 с.
15. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. 202 с.
16. Хоккей. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / В.П. Савин [ и др]. М.: Советский спорт, 2019. – 256 с.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2016.- 465 с.
18. Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов: Учеб. пособие / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р. Черенков. - М.: СпортАкадемПресс, 2016.-143с.