Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Государственный бюджет - это финансовый план страны, утвержденный Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования национальной экономики, социально-культурной сферы, укрепления обороноспособности страны и поддержания государственных органов власти и управления.
Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение количественных и качественных показателей, установленных законом, в процессе текущего налогового исполнения бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях государственной власти (налоговая тактика), а также реализацию долгосрочных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегией).
В конечном счете, главной целью государственного налогового планирования является обеспечение того, чтобы налоги выполняли все свои функции, включая максимальный сбор запланированных сумм налоговых поступлений по всем их видам.
Государственное налоговое планирование - это совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих органов государственного управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.
Цель курсовой работы – исследовать государственное налоговое планирование в Российской Федерации и Саянском районе.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть налоговые доходы бюджетов различных уровней и их роль в формировании бюджетов;
-исследовать сущность и этапы государственного налогового планирования;
-определить способы планирования налоговых доходов бюджета;
-выявить основные налоги, формирующие доходы краевого бюджета;
-выполнить анализ причин отклонения поступлений налогов от плановых показателей;
-разработать направления совершенствования налогового планирования в Саянском районе.
Объектом исследования является муниципальное образование Саянский район Красноярского края.
Предметом исследования является налоговое планирование в Саянском районе.
Информационную базу исследования составляют Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, нормативные правовые акты РФ, Красноярского края и Саянского района, учебники, монографии, научные статьи, а также данные официального сайта Саянского района и официального портала Красноярского края.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты значения государственного налогового планирования.
Вторая глава посвящена анализу эффективности налогового планирования налоговых доходов Саянского района Красноярского края.
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Налоговые доходы бюджетов различных уровней и их роль в формировании бюджетов
Налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Ни одно государство не может существовать без налогов. В свою очередь, налоги являются одним из признаков государства. К. Маркс также отмечал в своих трудах, что "экономически выраженное существование государства воплощено в налогах" [16, с.67].
Содержание налога определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, где "под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований" [2].
Государственная бюджетная система основана на взаимосвязи бюджетов всех уровней, которая происходит за счет использования регулируемых источников доходов, создания целевых и региональных бюджетных фондов и их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объем финансовых ресурсов, поступающих между центром и его регионами, а также по всей России в целом. Необходимость в такой системе возникает в результате того, что внутри страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов вследствие ряда объективных причин, связанных с их экономико-географическим положением.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации определяет классификацию налогов, соответствующую трехуровневой системе бюджетов (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления [6, С.13].
Уровень установления Налоги
Федеральные 1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы;
3. Налог на доходы физических лиц;
4. Налог на прибыль организаций;
5. Налог на добычу полезных ископаемых;
6. Водный налог;
7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
8. Государственная пошлина.
Региональные 1. Налог на имущество организаций;
2. Транспортный налог;
3. Налог на игорный бизнес.
Местные 1. Земельный налог;
2. Налог на имущество физических лиц;
3. Торговый сбор.
Несмотря на довольно большое количество налогов и других обязательных платежей, наиболее значительную часть доходов бюджетов всех уровней составляют НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится более 4/5 всех налоговых поступлений консолидированного бюджета [21, с.110].
При распределении законодательных полномочий и полномочий по налогу на прибыль в отношении каждого из действующих в России налогов необходимо определить, на каком уровне правительства целесообразно назначить конкретный источник дохода и соответствующий налог в соответствии со следующими критериями (принципами).
1. Степень мобильности налоговой базы. Считается, что чем менее подвижна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти она должна облагаться налогом, поскольку относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может привести к ее миграции за пределы этой субфедеральной юрисдикции. Поэтому целесообразно направлять налоговые поступления, имеющие такой объект налогообложения, как недвижимое имущество или земля, в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты. В свою очередь, налогообложение доходов от капитала, прибыли организаций должно облагаться налогом на более высоком уровне. Это связано с тем, что капитал в денежной форме, рабочая сила обладают наибольшей степенью мобильности, а собственность в виде недвижимости и природных ресурсов - наименьшей. Исходя из этого критерия, налоги за пользование природными ресурсами следует относить к субфедеральному уровню.
2. Степень равномерности распределения налоговой базы по территории государства или степень межрегиональной дифференциации налоговой базы. Согласно этому критерию, чем более неравномерно источник налога или налоговая база распределены по всей стране, тем на более высоком уровне государственной власти должно осуществляться ее налогообложение. Примером может служить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его статус установлен с учетом высокой степени неравномерности распределения основных минеральных ресурсов на территории страны. НДПИ действует в налоговой системе штата как федеральный налог, а налоговые поступления за углеводородное сырье (нефть, газ, газовый конденсат), которые составляют основу НДПИ, зачисляются в федеральный бюджет по стандарту 100%. Исключением могут быть объекты, расположенные наиболее равномерно. Таким образом, при добыче общераспространенных полезных ископаемых налог на добычу полезных ископаемых поступает в бюджет субъектов Российской Федерации по нормативу 100%.
3. Экономическая эффективность. Чем больше налоговая база, тем выше должен быть налог. В этом случае затраты на налоговое администрирование значительно снижаются. Чем "меньше" объекты и чем более фрагментирована налоговая база, тем ниже должны быть переданы административные и налоговые полномочия на государственном уровне. Наиболее трудоемкими для учета являются имущество населения и земельные участки, поэтому их целесообразно облагать налогом на местном уровне. Что касается доходов организаций, то их учет может быть скорректирован в федеральном масштабе, поскольку он не имеет существенной местной или региональной специфики. Соответственно, необходимо обложить налогом эти объекты на федеральном уровне.
4. Необходимость макроэкономического регулирования. Для реализации регулирующей функции налогов на уровне штата необходимо передать федеральному уровню законодательные полномочия по основным налогам, в первую очередь таким прямым налогам, как корпоративный подоходный налог, налог на доходы физических лиц. Налоги на имущество, слабо зависящие от финансового результата деятельности, должны взиматься на субфедеральном уровне.
5. Необходимость корректировки объективно возникающих финансовых дисбалансов в бюджетной системе через налоговую систему. Чем больше доля налогов на доходы домашних хозяйств (в первую очередь налога на доходы физических лиц) в доходах бюдж
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № № 380-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4.Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5.Приказ от 9 августа 2018 г. N ДБ-2.1-02/142@ Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края на очередной финансовый год и плановый период // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6.Решение пятого созыва Саянского районного совета депутатов Красноярского края от 14.11.2019 года № 52-290 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Саянский район Красноярского края на период до 2030 года» // Данные официального сайта Саянского района Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://adm-sayany.ru/].
7.Алехин, В.В. Институциональные системы налогообложения в переходной экономике: автореф - Ростов-на-Дону, 2020. – 24 с.
8.Астапов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике // Финансы. – 2019. - №10. - С. 19.
9. Ашмарина, Е. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. – 2021. - №3. – С.50 – 57
10.Барулин, С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. - 2021. - № 1. - С. 25- 29.
11.Воронин С. А. Расчет налоговой нагрузки в отраслях экономики // Финансы. - 2020. - № 4. - С. 74-78
12.Глушко, Т. Я. Налоговое планирование как метод оптимизации налоговых платежей // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 248-249.
13. Евстигнеева, Е. Н. Основы налогообложения и налогового права. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 192 с.
14.Едронова, В.М. Прогнозирование налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2018. - №17 – С.51-54.
15.Зерщиков, Ю.С. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и механизм реализации. - Ростов-на-Дону, 2020. – 24 с.
16. Князев, В.Г. Тенденции развития налоговых систем // Налоговый вестник. - 2019. - № 9.- С. 5 - 8
17. Коростелкина, И.А. Теоретико-прикладные аспекты формирования региональной налоговой политики // Экономические и гуманитарные науки. - 2021. - № 11(238). – С. 63 – 70
18.Лайкам, К. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами // Экономист. – 2018. - №5. -С.55-61.
19. Малис, Н.И. Налоговая политика России: Проблемы и перспективы //Финансы. – 2020. - №4. - С.7-12
20.Никулина О. М. Налоговая нагрузка в России: основные подходы // Финансы и кредит. - 2021. - № 17. - С. 13-27
21.Пансков В. Г. Дискуссионные вопросы налогообложения: к итогам международного налогового симпозиума // Финансы. - 2019. - № 8. - С. 23-28.
22.Садиков, И.С. Налоговая система - основной рычаг государственного регулирования экономики в РФ.- Ростов-на-Дону, 2019. – 124 с.
23.Ушивский, Л.И. Экономические интересы сторон в системе налоговых отношений // Налоговая политика и практика. - 2019. - №8. - С.26-30.
24.Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 244-247.
25.Химченко, Г. Налоговое планирование: практическое применение // Финансы. Учет. Аудит. - 2020. - N 8. – С. 50–51.
26.Чепикова, Т.А. Теоретико-методологические основы налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2021. - № 2 – С. 23-28
27.Муниципальное образование Саянский район // Данные официального портала Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.krskstate.ru/msu/terdel/0/doc/26].