Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налог на доходы физических лиц – самый распространенный налог в Российской Федерации. Его платят все граждане, имеющие доход на территории РФ. Налог на доходы физических лиц является одним из главных источников пополнения бюджета и регулятором доходов различных социальных групп населения страны.
Правильность исчисления НДФЛ зависит от множества факторов. Существуют законные методы для существенного уменьшения и даже возврата из бюджета ранее уплаченного налога.
В связи с этим вопрос методики исчисления данного налога с учетом всех особенностей является наиболее значимым, так как затрагивает интересы не только большого количества населения, но и интересы предприятий, как налоговых агентов.
Актуальность темы обусловлена е и тем, что при исчислении налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются ошибки и финансовые нарушения, влекущие недоплату или неуплату налога, эти проблема отражаются как на отдельных предприятиях и гражданах, так и на бюджете страны в целом.
Целью данной работы является изучение порядка ведения налогового учета по НДФЛ и контроль правильности начисления и уплаты налога налоговыми органами.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
-раскрыть понятие и сущность НДФЛ;
-выявить формы регистров налогового учета агентов по НДФЛ; -раскрыть организацию системы учета НДФЛ;
- раскрыть методы проверки отчетности НДФЛ налоговыми органами. Предметом исследования является механизм исчисления и уплаты НДФЛ.
В процессе изучения материалов применяются следующие методы экономических исследований: монографический, статистический (сравнения), используются основные методы экономического анализа. Методической и теоретической основой при написании работы послужили теоретические материалы исследования различных авторов, таких как Балакин Р.В., Бурсулая Т.Д.,,Гончаренко Л.И.,Мухамадиева Э.Ф.,Тютюрюков Н.Е. , периодические издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, работа изложена на 28 страницах. Библиографический список включает 32 источника.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи, предметы, объекты, методологические и теоретические основы работы.
В первой главе изучены теоретические основы учетно-аналитического механизма реализации работодателем функций налогового агента по НДФЛ
Вторая глава посвящена общей характеристике понятия налогового агента, оценке влияния расходов на оплату труда персонала на расчет налога на прибыль организации.
В третьей главе проанализированы основные проблемы контрольной
деятельности налоговых органов за исчислением и уплатой НДФЛ на примере.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации.
Учетно-аналитический механизм реализации работодателем функций налогового агента по НДФЛ
Налоговый агент – это организация или индивидуальный предприниматель, которых Налоговый Кодекс РФ обязывает исчислять и перечислять в бюджет налог за другую организацию или физическое лицо (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты являются посредниками между налогоплательщиками и государством.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве налоговых агентов при уплате за налогоплательщиков следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц;
- налога на добавленную стоимость;
- налога на прибыль.
Организация в силу особенностей ведения бизнеса может быть налоговым агентом по любому из трех налогов, при этом неважно, на какой налоговой системе налоговый агент находится (п. 1 ст. 24, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).
Все индивидуальные предприниматели и организации, использующие труд наемных рабочих, при выплате им заработной платы или иных доходов, как в денежной форме, так и в неденежной форме, являются налоговыми агентами по уплате НДФЛ за работников-налогоплательщиков. Налоговый агент обязан исчислить и удержать из доходов физических лиц НДФЛ и перечислить налог в бюджет.
Налоговыми агентами по НДФЛ признаются:
- российские организации;
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (Письма Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61184, от 4 августа 2014 г. № 03-04- 06/38350, от 10 июня 2014 г. № 03-04-06/28072).
Ст. 24 Налогового Кодекса РФ обязывает налоговых агентов:
а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из заработной платы работника НДФЛ, и перечислять налог за налогоплательщика в бюджет Российской Федерации на счета Федерального казначейства;
б) письменно информировать налоговый орган по месту учета о невозможности удержания НДФЛ и, соответственно, о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, с момента получения информации о невозможности удержания НДФЛ с налогоплательщика;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику отдельно;
4) представлять в налоговый орган по месту учета расчеты, декларации и прочие документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение пяти лет сохранять документы, подтверждающие начисление удержание и выплату налогов за налогоплательщика.
Кроме того Налоговым Кодексом РФ на налогового агента накладывается целый ряд обязательств, например предоставлять стандартные, имущественные и социальные вычеты при начислении НДФЛ работникам.
Основная обязанность налоговых агентов состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из дохода налогоплательщика, и перечислении в бюджеты НДФЛ (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Для выполнения такой обязанности, у налогового агента должна быть возможность удержать налог из средств, выплаченных налогоплательщику в качестве дохода. Для этого в его распоряжении должны быть денежные средства налогоплательщика.
Если же в текущем налоговом периоде налоговый агент не производил денежных выплат налогоплательщику или удержать налог невозможно, например, при выплате дохода в неденежном выражении, у налогового агента возникает другая обязанность - сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог из дохода, выплаченного налогоплательщику и указать сумму задолженности налогоплательщика перед бюджетом (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Данное требование подтверждается Постановлениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 1), Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 (п. 10).
Уведомить налоговый орган налоговый агент должен в течение месяца со дня, когда он получил информацию о невозможности удержания налога с налогоплательщика. А при невозможности удержать НДФЛ - не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором физлицу был выплачен доход, с которого не был удержан налог (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
После представления в налоговый орган сообщения о невозможности удержания налога, следующая обязанность налогового агента - письменно уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, а также о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Уведомление налогоплательщика о неудержанных суммах налога носит информационный характер и требует со стороны налогового агента дальнейшей проверки действий налогоплательщика по оплате налога. (Письмо Минфина России от 24.03.2017 №03-04-06/17225).
Налоговые агенты по НДФЛ обязаны представлять в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@, Минфина от 02.11.2015 № 03-04-06/63268):
- документ (расчет), содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период в разрезе работников. Данный расчет представляется ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@;
- расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Такие расчеты налоговые агенты обязаны представлять поквартально не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, а также за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет представляется по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@.
Отчеты представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если численность работников в организации, которые получали доходы в течение налогового периода, не превышает 25 человек, налоговые агенты имеют право представлять 2- НДФЛ и 6-НДФЛ на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с п.2 ст. 226 Налогового Кодекса РФ осуществляется в отношении всех доходов налогоплательщика, выплаченных налоговым агентом, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В платежных поручениях по уплате налогов налоговыми агентами в поле 101 указывается значение, отражающее уплату налога налоговым агентом, - «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н).
Налоговые агенты, функции, права и обязанности
Налоговый учет и анализ расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль организации
Расходы на оплату труда, которые несет организация, уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с перечнем расходов, представленным в ст. 255 НК РФ. При этом перечень является открытым.
Согласно абз. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются:
- любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
- стимулирующие начисления и надбавки;
- компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
- премии и единовременные поощрительные начисления;
- расходы, связанные с содержанием этих работников.
При этом перечисленные выплаты должны быть предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми договорами или коллективными договорами.
В ст. 255 НК РФ дан перечень расходов на оплату труда, согласно которому к ним относятся:
- заработная плата (суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда) (п. 1);
- начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2);
- начисления стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (п. 3);
- стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья (или суммы денежной компенсации за их непредставление) (п. 4);
- расходы на приобретение (изготовление) форменной одежды и обуви (п. 5);
- сумма среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работниками государственных и (или) общественных обязанностей (п. 6);
- расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска (п. 7);
- денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с ТК РФ (п. 8);
- начисления увольняемым работникам (п. 9);
- единовременные вознаграждения за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ (п. 10);
- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда (п. 11);
- надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 12);
- стоимость проезда работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора (п. 12.1);
- расходы в виде среднего заработка на время учебных отпусков (п. 13);
- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством РФ (п. 14);
- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, по договорам добровольного страхования (договорам НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (НПФ) (п. 16);
- выплаты, начисляемые вахтовикам согласно п. 17;
- суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями (п. 18);
- начисления по основному месту работы во время обучения работников с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров (п. 19);
- расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови (п. 20);
- расходы на оплату труда внештатных работников за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (за исключением оплаты по договорам, заключенным с ИП) (п. 21);
- предусмотренные законодательством РФ начисления военнослужащим, проходящим военную службу на ГУП и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы (п. 22);
- доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ (п. 23);
- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые в соответствии со ст. 324.1 (п. 24);
- расходы на возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (п. 24.1);
- расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам и членам их семей (п. 24.2);
- другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами (п. 25).
Существуют выплаты работникам, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
- любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21);
- премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 22);
- суммы материальной помощи работникам (п. 23);
- оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (п. 24);
- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационные начисления в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами) (п. 25);
- оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом (за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно установлены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами) (п. 26);
- оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам (п. 27);
- оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания (п. 28);
- оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий (если иное не предусмотрено п. 24.2 ст. 255 НК РФ), занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и оплата товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников (п. 29).
Перечень расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 НК РФ, не является закрытым, и согласно п. 25 этой статьи к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договорами.
Следовательно, любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника и не указанные в ст. 270 НК РФ, которые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, осуществлены в качестве системы оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.08.2019 N 03-11-11/66828).
При этом порядок закрепления данных расходов организации в трудовом или коллективном договорах Налоговым кодексом не предусмотрен.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В ст. 8 ТК РФ закреплено право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 03-03-06/2/84117).
Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 28.08.2019 N 03-03-07/66078).
Статьей 185.1 ТК РФ установлено, что работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы и среднего заработка.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров (п. 7 ст. 255 НК РФ). При этом указанные расходы должны отвечать требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Соответственно, если прохождение медицинских осмотров законодательством не регламентировано, то расходы, связанные с их проведением, не могут учитываться при определении базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 26.07.2019 N 03-03-06/1/55836).
В соответствии с п. 2 указанной статьи к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций отнесены также начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) на основании ст. 135 ТК РФ являются элементами системы оплаты труда в организации.
Вместе с тем в п. 21, 22 ст. 270 НК РФ указано, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам организации помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Таким образом, расходы в виде премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что указанные расходы должны соответствовать общеустановленным требованиям ст. 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 08.07.2019 N 03-03-06/1/49986).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) гл.23, 24, 27, 83
2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Редакция от 01.05.2022
3. Приказ от 15 октября 2020 г. N ЕД-7-11/753@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом(6-НДФЛ)»
4. Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).
5. Письма Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61184, от 4 августа 2014 г. № 03-04- 06/38350, от 10 июня 2014 г. № 03-04-06/28072
6. Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н
7.Бабаев, Ю. А. Расчеты организации. Учет, налогообложение, управление / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. — М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2018. — 336 c.
8.Балакин Р.В. Доходность и риск налоговой системы Российской Федерации и факторы, их определяющие. 2020
9.Батаев И.Т. Сервисная и контрольная функция налогового администрирования в системе цифрового взаимодействия государства и экономических субъектов. 2020
10.Бурсулая Т.Д.. Налоговый аудит. М.:КноРус, 2019
11.Ефимова Е. Г. . Налогообложение в Российской Федерации. М.:НАНО ВО «ИМЦ», 2019
12.Ильина, В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина. — М.: КноРус, 2018. — 416 c.
13.Качур, О.В. Налоги и налогообложение (для бакалавров) / О.В. Качур. — М.: КноРус, 2018. — 480 c.
14.Козлов Н.А. Защита прав налогоплательщика в ходе налогового контроля. 2020
15.Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. — М.: Бизнес-пресса, 2018. — 240 c. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. — 288 c.
16. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение / Н.В. Лазарева. — М.: Феникс, 2018. — 320 c.
17. Макеева Е. З. Налоговый учет. М.:Прометей, 2019
18. Малис, Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под редакцией Н. И. Малис. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 407 с.
19.Мухамадиева Э. Ф. Аудит налогообложения. М.:КноРус, 2020
20.Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2019. - 480 c.
21.Налоговые системы. Методология развития. — М.: Юнити-Дана, 2019. — 464 c.
22.Налоговый контроль. — М.: БГЭУ, 2019. — 220 c.
23.Налоговый процесс / Н.Д. Эриашвили и др. — Москва: Огни, 2018. — 376 c.
24. Налогообложение физических лиц : учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.] ; под редакцией Л. И. Гончаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06499-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469970 (дата обращения: 13.09.2022).
25. Никифорова Н.А. Налоговый анализ. М.:КноРус, 2020
26.Оценка и анализ изменений в налоговой политике РФ в 2016-2022 гг 2019 / Гордиенко М.С.
27.Перов, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. — М.: Юрайт, 2019. — 944 c.
28.Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы. — М.: Проспект, 2020. 288 с.
29.Смышляева, С. В. Споры по налогам. Практика, тенденции, решения / С.В. Смышляева. — М.: Налоговый вестник, 2018. — 308 c.
30.Судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам. Учебно-практическое пособие / под ред. Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2020. 592 с.
31.Тютюрюков Н. Н. . Теория налогов. М.:Прометей, 2020
32.Цыденова, Э. Ч. Бухгалтерский и налоговый учет : учебник / Э. Ч. Цыденова, Л. К. Аюшиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 399 с.