Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Механизм функционирования рыночной экономики основывается на конкуренции. Сущность свободной или совершенной конкуренции была исследована в трудах А. Смита и Д. Рикардо. Трансформация совершенной модели в несовершенную или монополистическую конкуренцию, была теоретически обоснована Э. Чемберленом и Дж. Робинсоном.
Несмотря на значительную разработанность вопросов в области теории конкуренции следует отметить, что недостаточно исследованным вопросом остается проблема взаимосвязи конкуренции, монополии и ценообразования. Кроме того, в современных условиях практически любой крупной компании приходится учитывать в своей работе требования антимонопольного законодательства, несоблюдение которого влечет за собой серьезную ответственность.
Как указывается в экономической литературе, монопольная конкуренция является наименее изученной формой отраслевых структур и одновременно, наиболее трудно подвергающейся изучению.
Все вышеперечисленное объясняет актуальность исследования.
Цель курсовой работы – теоретическое и практическое изучение монополистической конкуренции.
В рамках поставленной цели ставились следующие задачи:
- определить понятие, сущность монополистической конкуренции;
- изучить условия возникновения монополистической конкуренции;
- выявить роль монополистической конкуренции в ценообразовании;
- рассмотреть формы и методы монополистической конкуренции;
- охарактеризовать основные отрасли монополистической конкуренции;
- выделить влияние на деятельность предприятий монополистической конкуренции;
- определить монополистические тенденции и особенности;
- изучить правовое регулирование монополистической деятельности.
Объект исследования – структура рынка.
Предмет исследования – монополистическая конкуренция.
Теоретической, методической, информационной основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет.
В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы: исторический, сравнения, анализа, методы наглядного отображения информации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические аспекты монополистической конкуренции» рассмотрены понятия «конкуренция», «монополия». «монополистическая конкуренция, выявлены условия возникновения монополистической конкуренции и ее роль в ценообразовании.
Во второй главе «Анализ монополистической конкуренции в Российской Федерации изучены формы и методы монополистической конкуренции, определены основные отрасли монополистической конкуренции.
В третьей главе «Рекомендации на рынке монополистической конкуренции в России» раскрыты тенденции и особенности правового регулирования монополистической деятельности.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список литературы насчитывает 25 наименований, работа включает приложения.
1 Теоретические аспекты монополистической конкуренции
1.1 Понятие, сущность монополистической конкуренции
В условиях товарно-денежных отношений основной формой организации общественного хозяйства является рынок, который обеспечивает взаимодействие производства и потребления. Механизм взаимодействия включает такие элементы, как спрос и предложение, свободу выбора, свободу ценообразования в результате действия объективных экономических законов и конкуренции.
В настоящее время в отечественной экономической литературе существует три основных подхода к пониманию конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность, второй – как элемент рыночного механизма, третий – как критерий для выделения типа рынка. [16, с. 127]
«Конкуренция (от лат concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь), свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства» [6, с. 214]
Например, коллектив авторов пишет, виды конкуренции это, по-другому называемые типы рыночных структур. [14, с. 274]
Конкуренция может быть свободной или совершенной, для которой характерно наличие множества производителей и потребителей однородного товара, никто не может диктовать свои условия. Основные признаки совершенной конкуренции приведены в приложении 1.
Конкуренция может быть несовершенной, т.е. ограниченной чем-нибудь.
В данной связи, коллектив авторов подчеркивает, что монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции, и именно сочетание конкуренции и элементов монополии определяют поведение фирм на таком рынке [15, с. 325].
Часто монополию понимают как очень крупное предприятие, которое на рынке выступает в единственном числе. Например, в энциклопедии читаем: монополия – крупное хозяйственное объединение [6, с. 535]
Но рынок монополистической конкуренции характеризуется тем, что на нем действует много частных фирм. На этом рынке монополия проявляется в том, что товар, который предлагает к продаже производитель имеет разновидности, например, рынок пива, сигарет, кондитерских изделий и др. То есть каждый конкурент предлагает отличный (уникальный) от всех других видов товар, поэтому он выступает монополистом по отношению к покупателю.
В экономической литературе принято рассматривать монополистическую конкуренцию через такое понятие, как «структура рынка». В общепринятом понимании «структура» это соотношение части к целому. В экономике под рыночной структурой понимают структуру, отвечающую таким критериям:
- количество продавцов и покупателей;
- размер продавцов и покупателей;
- степень однородности продукта;
- наличие и величина барьеров входа на рынок;
- симметрия (асимметрия) информации на рынке;
- воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену [19, с. 24-25]
Различные комбинации перечисленных критериев , а также степень ограниченности конкуренции образуют различные типы рыночных структур, в том числе: рынок совершенной (свободной) конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический и монополистический рынки [9, с. 106].
Так, коллектив авторов подчеркивает, что монополистическая конкуренция представляет собой наиболее распространенный тип рынка несовершенной конкуренции, очень близкий к совершенной конкуренции. [14, с.281]
Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся достаточно свободным входом на рынок и выходом с него. [11, с. 164]
Рынок монополистической конкуренции характеризуется:
- множеством покупателей и множеством продавцов;
- открыт для всех участников сделок;
- все субъекты имеют полную информацию об условиях сделок и качестве товара [22, с. 189].
Основные черты монополистической конкуренции представлены в приложении 2.
Для монополистической конкуренции, как рыночной структуры, не может быть построена абстрактная модель, так как очень многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от стратегического выбора фирмы [11, с. 164]
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Конкуренция представляет собой один из элементов рыночного механизма. В экономической литературе конкуренция понимается как состязательность на рынке, как тип отраслевого рынка. Такой поход позволяет выделить рынок монополистической конкуренции, как один из видов несовершенной конкуренции.
1.2 Условия возникновения монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции является результатом объективно действующих процессов развития товарного производства.
Прибыль – это цель любого товаропроизводителя. Погоня за прибылью заставляет товаропроизводителей совершенствовать и расширять производство, что, в свою очередь, ведет к концентрации и централизации производства.
Концентрация производства представляет собой его укрупнение за счет дополнительно вовлекаемого капитала. В погоне за увеличением прибыли производители расширяют производство, привлекая дополнительную рабочую силу, закупая дополнительные средства производства (машины, станки, оборудование).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Официальные государственные и нормативные документы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Электронный ресурс] федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 09.07.2021 г.). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
2. «О естественных монополиях» [Электронный ресурс] федер. закон от 17.0801995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф
3. «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
Справочная литература
4. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд. доп. М.: Институт новой экономики, 2008. 1472 с.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. 512 с.
6. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М. Румянцев. – М., «Советская энциклопедия», Т. 2, 1975. – 560 с.
Книги, монографии, статьи на русском языке
7. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» /[А.В. Бахновский и др.]; под ред. В.Н. Ткачева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 207 с.
8. Архипова Л.С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография /Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. – М.: ИНФРА-М., 2018. – 104 с.
9. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 440 с.
10. Елисеев А.С. Экономика: Учебник для бакалавров /А.С. Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2015. – 528 с.
11. Ивасенко А.Г. Микроэкономика: учебное пособие /А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2013. – 280 с.
12. Малкина М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 395 с.
13. Микроэкономика: Учеб. пособие /Н.С. Косов, Г.И. Терехова, Н.И. Саталкина; Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 247 с.
14. Микроэкономика: учебник для бакалавров /под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 439 с.
15. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-МКНОРУС, 2015. – 640 с.
16. Общая экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. А.Ю. Воронина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 518 с.
17. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /[Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.В. Баркова, Н.Д. Эриашвили, Ю.С. Харитоновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 535 с.
18. Развитие интеграционных процессов в экономике России: монография /колл. авторов; под ред. Д.К. Балахановой, В.В. Великороссова, М.И. Максимова, С.А. Филина. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 244 с.
19. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков, В 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата /Н.М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 345 с.
20. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве /Ю.Б. Рубин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Университет «Синергия», 2018. – 912 с.
21. Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: монография /А.Я. Рыженков. – М.: Юстицинформ, 2017. – 208 с.
22. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для бакалавров /Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 543 с.
23. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2009. – 696 с.
24. Экономическая теория. Эксперсс-курс: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 608 с.
Источники глобальной сети Интернет
25. Предпринимательство. Федеральная служба государственной статистики. Росстат [Электронный ресурс]/ URL: /https://rosstat.gov.ru/folder/14036 (дата обращения 25.02.2022).