Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в экономике государства протекают негативные процессы, в основе которых лежит короновирусная инфекция и негативное отношение западных государств к внутренней и внешней политики российской Федерации. Указанные предпосылки влекут снижение показателей экономической деятельности и увеличение неисполненных финансовых обязательств юридических и физических лиц, что влечет повышение количества исков о признании должников банкротами в арбитражные суды. На фоне данного ажиотажа так же активизировались различного рода аферисты, желающие, с помощью процедуры банкротства, избавится от финансовых обязанностей. В целях выявления случаев фиктивного банкротства и возникает необходимость применения специальных познаний, в том числе назначение и проведение судебной финансово-аналитической экспертизы по делам о банкротстве в арбитражном процессе.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с применением специальных познаний при рассмотрении дел о банкротстве в арбитражном процессе.
Предметом исследования является совокупность норм права регламентирующих применением специальных познаний при рассмотрении дел о банкротстве в арбитражном процессе.
Целью работы теоретическое исследование судебной финансово-аналитической экспертизы по делам о банкротстве в арбитражном процессе
Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- рассмотреть институт банкротства на современном этапе;
- изучить соотношение юридических и специальных знаний;
-проанализировать формы специальных экономических знаний при рассмотрении дел о банкротстве в арбитражном процессе;
- провести анализ использования специальных экономических знаний при рассмотрении дел о банкротстве в арбитражном процессе;
- изучить особенности проведения судебных экономических экспертиз по делам данной категории;
- осуществить анализ действующих проблем в применении знаний при рассмотрении дел о банкротстве в арбитражном процессе;
- разработать рекомендации по улучшению использования и применения специальных экономических знаний.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.
Структура работы определена целью и задачами исследования, включает в себя введение, три главы, заключение, и список литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Институт банкротства на современном этапе
В настоящее время применяются нормы ФЗ «О несостоятельности( банкротстве)» 2002 года
Механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства) - обязательный атрибут рыночной экономики, поэтому в советское время такого механизма в нашей стране и не существовало, за исключением непродолжительного периода НЭП. Сегодня для регулирования банкротства (в России и других странах с рыночной экономикой) необходимо, во-первых, в тех случаях, когда для этого есть предпосылки, предоставить должнику возможность восстановить свою платежеспособность и удовлетворить требования его кредиторов в полном объеме; во-вторых, если выполнение первой задачи невозможно, максимально полно и справедливо с точки зрения права удовлетворить требования кредиторов и ликвидировать должника - юридическое лицо .
Фундаментальная цель современных развитых систем правового регулирования несостоятельности - эффективное выполнение макроэкономических функций, направленных на обеспечение устойчивого роста национальных экономик, поэтому и соответствующее законодательство стало ключевым элементом современных макроэкономических стратегий, сплавом юридических и экономических технологий .
При этом российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) регулярно изменяется и дополняется. Действующий основной закон в данной сфере - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ о банкротстве) - третий за постсоветский период. До этого действовал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и сменивший его Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», уступивший место ФЗ о банкротстве.
Конечно, ФЗ о банкротстве за восемнадцатилетний период своего существования претерпел многочисленные изменения и дополнения. Только за 2020 г. поправки в ФЗ о банкротстве были внесены пятнадцатью федеральными законами. Одно из наиболее резонансных нововведений последних лет, которое коснулось большого количества граждан, а также их кредиторов и которое в целом нельзя не оценить положительно, - это введение у нас в стране с октября 2015 г. так называемого потребительского банкротства, то есть банкротства граждан, а не только индивидуальных предпринимателей, как было ранее.
Более того, уже не один год обсуждается необходимость существенной модернизации действующего у нас законодательства о несостоятельности (банкротстве), особенно в части банкротства юридических лиц. Очередной проект закона, который призван осуществить такую модернизацию, после долгих дебатов и многочисленных доработок в январе 2021 г. был представлен Минэкономразвития России Правительству РФ [4]. И уже в мае текущего года этот законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Все это обусловливает актуальность дальнейших научных исследований правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации, выявления тенденций, проблем и перспектив развития соответствующего законодательства в нашей стране.
Первым в Российской Федерации законом в анализируемой сфере стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Обнаружившиеся на практике недостатки данного закона, а также принятие в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ, закрепившей ряд новых общих положений, затрагивающих сферу банкротства, вызвали необходимость принятия другого, сменившего первый, основного закона в рассматриваемой области - Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Второй закон о банкротстве был значительно объемнее, чем первый (189 статей во втором законе против 51 - в предыдущем), и показал себя как более совершенный нормативный правовой акт. Но и в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ практика обнажила существенные недоработки. Он недостаточно обеспечивал интересы государства как кредитора в деле о банкротстве, мог использоваться для незаконного захвата и передела активов предприятий, оказавшихся в финансовом кризисе, не закреплял действенных механизмов, гарантирующих независимость арбитражных управляющих и защиту от злоупотреблений с их стороны.
26 октября 2002 г. был принят новый, ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который по количеству содержащихся в нем статей (233) оказался еще объемнее предыдущего. Новым законом было введено немало новелл. Так, появился институт саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, введена проверка обоснованности требований заявителя в судебном заседании в целях введения наблюдения. Этим актом была предусмотрена, вдобавок к существовавшему на тот момент внешнему управлению, еще одна реабилитационная процедура - финансовое оздоровление. А уполномоченные органы, представляющие в делах о банкротстве публично-правовые образования в качестве кредиторов, были уравнены в процессуальных правах с конкурсными кредиторами. Стал более совершенным порядок утверждения арбитражных управляющих арбитражным судом и т. д.
Действующий ФЗ о банкротстве был заметным шагом вперед в развитии соответствующего законодательства. Однако со временем стали все очевиднее и его недостатки. Например, во многом он носит так называемый продолжниковский характер. Прежде всего потому, что, во-первых, он основан на системе «единого входа в процедуры банкротства»: первой из процедур, применяемых в деле о банкротстве юридического лица, выступает наблюдение (если иное не предусмотрено данным законом). При этом наблюдение является, как иногда говорят, нейтральной или подготовительной процедурой, то есть и не реабилитационной, как финансовое оздоровление и внешнее управление, и не ликвидационной, как конкурсное производство. Основная задача наблюдения -определить, какую именно процедуру вводить в отношении должника: одну из реабилитационных или конкурсное производство, признав должника банкротом. При этом на данном этапе исполнительные органы должника - юридического лица - не отстраняются от управления им. Поэтому наблюдение становится дополнительной отсрочкой для должника, а для недобросовестного должника -фактором, провоцирующим его на ущемление прав кредиторов, в связи с чем данную процедуру многие ученые предлагают отменить как неэффективную .
Во-вторых, о продолжниковском характере анализируемого закона говорит и наличие двух (не одной) упомянутых выше реабилитационных процедур (к таковым некоторые ученые относят еще и мировое соглашение). Более того, при наличии такого арсенала процедур, призванных способствовать восстановлению платежеспособности должника -юридического лица, на практике эффективность применения этого реабилитационного механизма близка к нулю. Дело в том, что внешнее управление и финансовое оздоровление у нас почти не применяются, а еще реже они заканчиваются желаемым результатом - восстановлением платежеспособности должника .
Обратимся к судебной статистике . Так, в отчетном периоде 2019 г. финансовое оздоровление было введено лишь 21 раз, а дел, по которым ранее была введена данная процедура, на начало отчетного периода - 32. В рамках всех этих производств было принято 23 судебных акта, из них вынесено всего 1 определение о прекращении производства по делу в случае восстановления платежеспособности должника, 2 - об утверждении мирового соглашения, принято 16 решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В этом же отчетном периоде 2019 г. внешнее управление было введено 1
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 222.
2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_31871//(дата обращения 03.03.2022).
3. Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» // Российская газета. № 138. 18.06.1992.
4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://rulaws.ru/goverment/ Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-27.12.2004-N-855/(дата обращения 03.03.2022).
5. Акулов А.Я. Роль финансово-экономической экспертизы в процессе доказывания в делах о банкротстве // А.Я. Акулов // «Вестник ИЭАУ» - 2018. - № 12. С. 105-112.
6. Белых В. С. Институт несостоятельности (банкротства) в современной России и отдельных зарубежных странах // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 3 (47). С. 16-22.
7. Белякова Е.П. Формы использования специальных знаний по делам о преднамеренном банкротстве юридических лиц //Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019.-№ 7 С. 1-7
8. Власенко Р. Н. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства // Р.Н. Власенко //Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №. 5. С. 78-83.
9. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во МГУ. 1989. 239 с.
10. Загородин В.И. Печерица Е.В. Вопросы назначения экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства в арбитражном процессе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2020. - № 3 С. 1412-1417
11. Занина А. Безнадежное банкротство / А. Занина, А. Раевский // Газета «Коммерсантъ», 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3275951/ (дата обращения 20.05.2021).
12. Исаева Л.М. Криминалистическое учение о специальных знаниях сведущих лиц: автореф. дис. ... доктора юрид. наук. Санкт-Петербург. 2009.- 61 с.
13. Использование специальных знаний при расследовании преступлений: учебник / под общей ред. А.И. Бастрыкина. Москва: ЮНИТИ. 2016.- 255 с.
14. Исследование «Право.ги»: статистика и эксперты о критериях успеха арбитражных управляющих // Право [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://pravo.ru/story/201317/(дата обращения 03.03.2022).
15. Карелина С. А., Фролов И. В. Проблемы формирования правовой политики потребительского банкротства в России и их влияние на механизмы банкротства граждан // Закон. 2015. № 12. С. 33-52.
16. Латынов В.В. Психологические закономерности объяснения неэтичных поступков / Психологический журнал. 2015. Том 36. № 1. С. 61-70.
17. Личное внесудебное банкротство гражданам удается инициировать в 32 % случаев. URL: https://fedresurs.ru/news/af34fcce-9eae-4102-8d26-90b84f9b3b17 (дата обращения: 04.03.2021).
18. Мифтахутдинов Р. Т., Шайдуллин А. И. Понижение в очередности (субординация) требований контролирующих должника или аффилированных с ним лиц в российском банкротном праве. Научно-практический комментарий к Обзору судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом ВС РФ 29.01.2020 // Вестн. эконом. правосудия Рос. Федерации. Приложение к ежемесячному журн. Спец. выпуск. 2020. № 9. С. 3-136.
19. МЭР внесло законопроект о реформе банкротства юрлиц в правительство // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/10572267 (дата обращения: 02.03.2021).
20. Печерица Е.В., Григоренко М.А. Судебная экономическая экспертиза. Санкт-Петербург, 2019. -152 с.
21. Попондопуло В.Ф. Природа Российского законодательства о банкротстве и тенденции его развития / В.Ф. Попондопуло, Е.В. Силина // Проблемы гражданского права и процесса: сб. статей. Гродно, 2017. С 154-163.
22. Романов С.В. Силина Е.В. Становление института несостоятельности (банкротства) в современной России // Отечественная юриспруденция.- 2021. - №3 С. С. 7-11
23. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (судебная экспертология) : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2017. — 368 с.
24. Ряховская А.Н. Направления повышения эффективности функционирования института банкротства // А.Н. Ряховская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - №2 (26). С. 173-179.
25. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 2019 год // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. ГКДЖ реезЖ..цццюсвузюкг. штвучюзрз,шв=79?шеуь=5257 (дата обращенияЖ 03ю03ю2021)
26. Старшейбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога. М.: Психотерапия. 2008.- 416 с.
27. Статистический релиз Федресурса «Банкротства в России: итоги 2020 года» // Федресурс. URL: https://fedresurs.ru/news/e3fc79ce-fd38-432f-ab08-8c1561b1b7cb (дата обращения: 03.03.2021).
28. Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М. : Статут, 1999. 204 с.
29. Телюкина М. Системный анализ процедуры наблюдения и практические проблемы ее реализации // Хозяйство и право. 2018. № 5. С. 3-25.
30. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право / Г.Ф. Шершеневич. 2-е изд. Казань. тип. Имп. Ун-та, 1898.- 509 с.
31. Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России // Адвокатская газ. URL: https://www.advgazeta.ru/ obzory-i-analitika/eksperty-ag-prokommentirovali-za konoproekt-o-kompleksnoy-reforme-bankrotstva-v-rossii/ (дата обращения: 02.03.2021).