Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что обязательное социальное страхование - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения. Современные экономические и политические процессы неизбежно влияют на процесс реализации прав человека, в том числе права на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Первоочередная задача, стоящая перед Россией как социальным государством, - обеспечение права каждого гражданина на достойный труд и недопустимость ухудшения качества условий труда, предоставляемых работникам, в том числе права на обязательное социальное страхование.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с обязательным социальным страхованием.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие обязательное социальное страхование, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение системы обязательного социального страхования.
Задачами работы ставится:
• Изучить правовые механизмы осуществления и значение обязательного социального страхования в Российской Федерации;
• Рассмотреть систему обязательного социального страхования;
• Проанализировать обязательное медицинское страхование;
• Исследовать обязательное пенсионное страхование;
• Изучить обязательное социальное страхование трудящихся на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством;
• Проанализировать обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование и система социального страхования
1.1. Правовые механизмы осуществления и значение обязательного социального страхования в Российской Федерации
Развитая страна - это не просто страна с эффективной экономикой, а страна, где эффективно удовлетворяются общественные, социальные потребности ее граждан. В случае когда экономическая деятельность осуществляется в целях удовлетворения социальных потребностей, развитие общества, носит бесконфликтный и эволюционный характер. Противоположные же ситуации вызывают конфликты, ведут к неэффективности всей экономической системы.
В последние годы все больше внимания уделяется социальному обеспечению и социальной политике государства, которая является инструментом, «переходным мостиком» к социальному государству как таковому. В юридической литературе высказываются различные точки зрения о понятии социального государства.
Отношения по социальному обеспечению складываются в сфере социального обеспечения граждан и формируются в русле реализации государством его социальной политики. В сфере социального обеспечения по формальному критерию можно выделить такой вид, как социально-обеспечительные правоотношения, которые «имеют социально-алиментарный характер, складываются между гражданами и органами социального обеспечения, возникают на основе сложного юридического состава и т.д. В связи с этим правоотношения по социальному страхованию можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые, административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные».
В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:
1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:
- пенсионное страхование;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);
- страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;
2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;
3) отношения по предоставлению пособий;
4) отношения по социальному обслуживанию.
Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
По своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должны приниматься государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом реализация данного права осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.
Право на каждый вид социального обеспечения как элемент в содержании комплексного права на социальное обеспечение гарантируется государством путем проведения им соответствующей социальной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Конкретное содержание права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В то же время, как справедливо отмечается, отнесение решения указанных вопросов к прерогативе законодателя не предполагает освобождение государства от конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков, а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере, основанных на балансе между социальными потребностями населения и экономическими возможностями государства на конкретном этапе его развития.
Исполнение государством соответствующей обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и предполагает функционирование государственно-правового механизма, предназначенного для предупреждения нарушений в этой сфере, а также восстановления прав и свобод в случаях их нарушения.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционно-правовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства».
Принципы социальной политики четко не сформулированы, характеризуются разбросанностью в юридической науке и действующем законодательстве. Подробное рассмотрение и определение принципов позволит сконцентрировать правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в едином направлении.
В конституционно-правовом аспекте социальная политика государства - это всегда массовая политика. Особенностью социальной политики является то, что она затрагивает интересы широких слоев населения и тесно связана с культурой. Это, в свою очередь, требует гибкости, тонкости, но в то же время твердости в определении подходов к тому или иному решению. Следовательно, в область рассмотрения принципов социальной политики входит и анализ принципов в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства, молодежной и жилищной политики.
В российской Федерации действующее законодательство закрепляет множество принципов, которые напрямую относятся к принципам социальной политики государства, например, в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 5), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 4), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 4), «Об охране окружающей среды» (ст. 3), Трудовой кодекс (ст. 24), Семейный кодекс РФ (ст. 1) и другие. Во многих законах субъектов Федерации региональный законодатель формулирует массу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.
10. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, № 49, ст. 6422.
11. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, № 14, ст. 1401.
12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
14. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 56.
15. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» Собрание законодательства РФ», 10.08.1998, № 32, ст. 3902,
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета, № 29, 11.02.2011.
17. Письмо Минздрава России от 18.10.2016 № 11-8/4408 «О целевом использовании средств обязательного медицинского страхования» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 5.
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 30 октября 2018 г. по делу № 3347374/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2020 № 33-1842/2020 по делу № 2-2319/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2017 г. № Ф02-514/2017 по делу № А78-6381/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2016 г. № Ф09-10405/16 по делу № А60-63256/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 г. № 33-47374/2018. URL: https://www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 07.03.2022).
24. Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 112 - 154.
25. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 281.
26. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. № 6. С. 10.
27. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99 - 106.
28. Внукова В.А., Осадченко М.В. Правовые вопросы регулирования договорных отношений в сфере обязательного медицинского страхования // Социальное и пенсионное право. 2019. N 1. С. 37 - 43.
29. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Э.Н. Бондаренко, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров и др.; под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. С. 62.
30. Корсаненкова Ю.Б. Межотраслевой характер экономической функции трудового права и ее содержание // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 8.
31. Мартынова А.А. Правовое регулирование системы финансирования обязательного медицинского страхования // Финансовое право. 2019. N 7. С. 44 - 47.