Фрагмент для ознакомления
2
позволяет аккумулировать знания об основах управления и о закономерностях, существующих в различных процессах на предприятии, таким образом, способствуя развитию теории управления.
Основу системы методов составляет применение методов моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических измерений и т.д. Специфика управленческой деятельности предприятия оказывает влияние на выбор форм, масштабов и результативность применения общенаучных методов. Так, они могут базировать на выборе системного подхода к управлению, комплексного подхода, моделирования, экономико-математических методов управления, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, социологических исследований.
Таким образом, методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.
1.2. Понятие и роль менеджера на эффективность деятельности предприятии
Менеджер представляет собой должностное лицо, которое занимается управлением производством или другой деятельностью. Именно в связи с возросшим количеством предпринимателей в стране, появилась необходимость в специалистах в данной области.
Рассмотрим основные отличия менеджера от предпринимателя и оценим его роль в процессе управления организацией.
В первую очередь, говоря о роли менеджеров и предпринимателей нужно сказать об уровне ответственности. В любом случае, у менеджеров в организациях он ниже, нежели у предпринимателей. Сама психология наемного работника (если только он не является партнером, вовлеченным в распределение прибыли) не позволяет ему использовать свой потенциал полностью.
Предприниматель – это основатель бизнеса, его владелец. Предприниматель – это генератор новых идей. Это человек, задающий вектор направления. Задач у предпринимателя множество. Основные из них – создание бизнеса и развитие новых направлений.
Принято считать, что основное отличие предпринимателя от менеджера состоит в том, что предприниматель выступает собственником бизнеса, тогда как менеджер – это наёмный работник. Такое утверждение чрезмерно категорично в связи с тем, что предприниматель являлся полноправным собственником тогда, когда ему принадлежали не только средства производства, но и люди, работавшие на предприятиях.
Кроме того, мы можем отметить, что менеджер, работающий на предприятии, может быть одновременно и собственником (например, купив акции данной компании), и наёмным работником, работая по трудовому договору. В этой связи следует подчеркнуть, что не всегда можно однозначно отделить собственника от наёмного работника, так как эти функции могут быть тесно переплетены. Например, работники предприятий системы ESOP (т.н. народных предприятий или рабочей акционерной собственности) являются одновременно и собственниками – владельцами акций, на которые выплачивается дивиденд, и управленцами, которые голосуют на общем собрании акционеров, и наёмными работниками, которые получают ежемесячную зарплату.
Проблема противопоставления предпринимателей и менеджеров, акционеров и наёмных работников в менеджменте имеет несколько основных причин:
1. Право собственности на весь бизнес или его часть создаёт иную мотивацию, чем работа по найму. Предприниматель-собственник, несущий на своих плечах всю полноту коммерческих, валютных и правовых рисков, старается управлять предприятием более эффективно и жёстко, нежели наёмный администратор.
2. Наёмный менеджер зачастую больше заботится о своем доходе, чем о получении прибыли для собственника. Таким образом, злоупотребления наёмных менеджеров, работающих на собственника – весьма распространённое явление (в том числе в тех организациях, где собственником является государство). Такого рода ситуации получили в менеджменте наименование агентских конфликтов.
3. Между предпринимателем и наёмными работниками возникают непримиримые или, как их называл К. Маркс, антагонистические противоречия. Интересы собственника бизнеса направлены на интенсификацию производства, на уменьшение оплаты труда, и, соответственно, максимизацию собственного дохода. Интересы наёмных работников имеют противоположную направленность – иметь более высокую оплату труда, сокращённую продолжительность рабочего дня, увеличение выплат и соцпакетов, дополнительное медицинское страхование, досрочный выход на пенсию.
Огромной проблемой для российского и международного менеджмента являются выше перечисленные особенности корпоративного управления. Заоблачные зарплаты и бонусы топ-менеджмента ярко контрастируют со скромным вознаграждением рядовых сотрудников, что порождает отчуждение и чувство попранной справедливости. В этой связи интересна практика преодоления взаимной неприязни различными средствами – в том числе инициативным сокращением собственной зарплаты – как то делает глава крупнейшей авиакомпании Японии – JAL Харука Нишимацу. Его стиль руководства резко отличается от способа существования топ-менеджеров такого уровня. В отличие от коллег из прочих компаний, Нишимацу не назначает себе гигантских зарплат и бонусов, не требует от акционеров выгодных опционов и «золотых парашютов».
В отличие от предпринимателя, менеджер – это управленец. Это уже не рулевой механизм, это двигатель, который толкает локомотив компании вперед. Если предприниматель придумывает и стартует, то менеджер поддерживает работоспособность бизнес-процессов и следит за соблюдением правил, норм и регламентов.
Секрет эффективного бизнеса – в синергии качеств и менеджера, и предпринимателя. Когда настоящий предприниматель находит высококлассного менеджера – компания выходит на новый уровень своего развития. Таким образом, менеджер и предприниматель – это совершенно разные сущности, которые должны работать как одно целое.
Менеджер или руководитель занимается определением главных задач производства. Он должен уметь грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами. За все свои решения он несет полную ответственность.
Одной из функций менеджера является работа с людьми. Он занимается организацией отношений внутри коллектива, делает их работу слаженной. Управление кадрами осуществляется постоянно. Менеджер является также представителем организации во внешних связях.
Рис.4. Основные уровни менеджмента организации
Выделяют следующие уровни управления с четким разграничением функций [7, c.167-168]:
1. Нижний, или технический. К нему относятся менеджеры, которые решают конкретные вопросы по выполнению поставленных целей (выпуск продукции, получение прибыли и т.д.), а также напрямую работают с исполнителями.
2. Средний, или управленческий уровень. Сюда входят менеджеры, контролирующие несколько структурных подразделений предприятия, а также руководители целевых проектов и программ, обслуживающих и вспомогательных производств.
3. Высший, или институциональный уровень управления. Это администрация предприятия, занимающаяся решением важнейших стратегических задач на уровне всего предприятия (развитие, выбор рынка сбыта, управление финансами и пр.).
Менеджер должен быть одновременно и предпринимателем. Он обязан разбираться в тонкостях рыночных отношений и распределения ресурсов. Человек, занимающий должность менеджера, должен уметь принимать адекватные решения. В его задачи входит привлечение работников, которые находятся в подчинении, к выполнению поставленных целей.
Для того, чтобы успешно управлять компанией и формировать ее положительный имидж для потребителей продукции, инвесторов, СМИ и общественности менеджеры компании должны вырабатывать собственный имидж, влияющих в конечном итоге на эффективность всей их деятельности и работы на фирму.
Выделим основные личностные характеристики менеджера, которые способны повлиять на его имидж и на эффективность его работы .
- неумение управлять собой – неумение рационально распределять силы, преодолевать трудности, выходить из кризиса и рационально распределить свое время;