Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выбранного исследования определяется тем, что в настоящее время малый бизнес находится в стадии активного развития во всех государствах мира, роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике очень существенна, это: производство продукции, услуг, формирование новых рабочих мест, снижение безработицы, понижение социальной нестабильности, возможность организовать свое дело.
Бизнес представляет из себя предпринимательскую экономическую деятельность, которая приносит прибыль [6, с.95]. На сегодня присутствует несколько форм предпринимательства: крупное, среднее и малое. Малое предпринимательство представляет из себя предпринимательскую деятельность, которую осуществляют субъекты рыночной экономики при особых, выделенных законодательно, показателях, критериев, выделяющих суть данного понятия [8, с.90]. Потенциал малого и среднего предпринимательства оказывает прямое влияние на процесс успешного развития не только крупных форм бизнеса, но и экономики государства в общем, обеспечивая наполнение внутренних рынков потребительскими продуктами и услугами, повышение экспортных возможностей.
Сегодня выделен основной перечень ресурсных частей потенциала, образованы методологические подходы к их точному анализу, проработаны отдельные управленческие стратегии по повышению рентабельности производственной работы и результативного воспроизводства отдельных частей в производственных возможностях. Можно выделить потребность в уточнении критериев результативного формирования и восстановления производственных возможностей, а также подходов к проработке экономического инструментария инновационного роста малого и среднего бизнеса.
Степень изученности темы представлена в трудах таких авторов, как: Гордеева Д.С., Горфинкель, В.Я., Демцура С.С., Дикунов С.А., Кевеш А.Л., Кован С.Е., Корнеева, Т.А., Лапуста, М. Г., Литвинова А.Г., Логинова А.Г., Юричева Е.Ю. и других.
Объект исследования – малый и средний бизнес.
Предмет – анализ региональных аспектов развития малого и среднего бизнеса на примере Ростовской области.
Цель курсовой работы – определить пути дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие малого и среднего бизнеса.
2. Проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Ростовской области.
3. Определить пути создания условий для развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Практическая значимость работы заключается и состоит в определении путей, направленных на совершенствование регионального потенциала малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составил 46 страниц.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Субъекты и критерии малого и среднего бизнеса
Сектор малого и среднего бизнеса вносит существенный вклад в экономическое развитие любого государства и помогает эффективному экономическому росту. Процесс развития малого и среднего предпринимательства позволяет увеличить число рабочих мест, сократить уровень безработицы, насытить рынок. Однако, для эффективной работы предприятиям малого и среднего бизнеса требуется финансовая помощь. Для ее реализации необходимы четкие показатели определения малых и средних предприятий среди прочих субъектов экономической работы.
Выявление критериев отнесения субъекта экономической работы к сектору малого и среднего бизнеса, выявление объекта государственной поддержки – важный этап при исследовании состояния среднего и малого предпринимательства, а также при формировании государственной политики в среднем и малом бизнесе. Распределение субъектов предпринимательской работы на группы – обязательное условие при определении особых налоговых режимов, реализации антимонопольной работы, льготного сопровождения для субъектов экономической работы, реализации государственной помощи, разработке программного развития, банковском сопровождении.
В развитых государствах порядок отнесения предпринимательских субъектов к среднему или малому бизнесу основывается на совмещении качественных и количественных показателей. Более распространенным является применение количественных показателей. Стандартно, к общим для всех государств количественным критериям, на основе которых субъектов рыночной экономики относят к малому и среднему предпринимательству, определяют размеры уставного капитала, величину активов, объем оборотов, баланс, среднее число работников, которые заняты за отчетный период в организации [5, с. 94].
На сегодня в мировой практике нет единых нормативов определения среднего и малого предпринимательства. В этой связи, актуальный вопрос – определение критериев отнесения предприятий к среднему и малому бизнесу. Субъекты среднего и малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - оформленные по нормам законодательства России, хозяйственные объединения и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, фермерские и крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели [4]. К субъектам среднего и малого предпринимательства могут относить как юридических, так и физических лиц, отвечающих критериям на законодательном уровне.
Критерии числа работников – общепринятый количественный показатель для развития субъектов среднего и малого предпринимательства. Однако, в его использовании в разных государствах есть отличительные особенности: применяют разные расчеты числа населения, при установлении учитывают, либо не учитывают вид деятельности предприятий. Годовые обороты или объемы продаж тоже применяют как дополнительный критерий к числу работников.
Основные причины применения ограничения на объемы продаж, либо годовые обороты как показателей для распределения предприятий на группы, следующие:
- однозначность интерпретаций показателей;
- отсутствие необходимости использовать специальный учет;
- легкость развития требуемой группы субъектов хозяйственной работы.
Показатели валюты баланса тоже применяют в некоторых государствах как еще один критерий совместно с числом занятых и объемами оборота. Этот критерий обладает большим значением для развития предприятия в зависимости от имущественных прав. При этом, не все субъекты среднего и малого бизнеса оформляют отчетность в форме баланса, следовательно, применение этого критерия имеет ограничения в использовании. Распространенным, также является показатель ограничения на структуру собственности, дающий возможность точно установить субъекты малого и среднего бизнеса. Использование данного критерия дает возможность устранить из субъектов среднего и малого предпринимательства зависимые субъекты (ассоциированные, дочерние или государственные предприятия). Сегодня в России действует определенная классификация средних, малых и микро- предприятий (см. Приложение А).
Процент участия в уставном капитале предприятий других коммерческих компаний различают в зависимости от формы организации, он не должен превышать 25 % для государства, субъектов России, религиозных, общественных организаций, муниципальных образований, благотворительных и иных прочих; 49 % - для заграничных юридических лиц, а также юридических лиц, которые не являются средними и малыми предприятиями. В России в законодательных границах предприятия тоже в праве вместо доходов применять балансовую цену активов (остаточная цена основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный период. В расчет включают остаточную цену основных средств и нематериальных активов. В данном расчете не учитывают предельную значимость остаточной цены, в этой связи в большинстве ситуаций данный показатель не принимают ведомства [6, с.96].
Например, в США, к микро-предприятиям относят предприятия с числом сотрудников до 20 человек; к малым предприятиям – от 20 до 100 человек; к средним – от 100 до 499 человек. В США применяют более сложную систему разделения предпринимательских субъектов на группы, так как для расчета предельной выручки предприятий среднего малого и бизнеса используют градацию среднегодовых доходов, которая зависит от отраслевой принадлежности предприятий: среднем уровне занятости и среднего количества клиентов, которые свойственны для данных отраслей. К примеру, предприятие относят к малому предпринимательству в сфере розничной торговли, в ситуации, если ее среднегодовой доход за последние три финансовых года не выше 5 млн. долл., при чем примерно 11 видов деятельности – исключения из правила. В государствах ЕС на микро-предприятиях число работников должно быть не больше 10 человек; на малых предприятиях – не больше 50 человек; на средних предприятиях – не больше 250 человек, при наибольших показателях годовой прибыли для микро-предприятий не больше 2 млн. евро; для малых предприятий – не больше 10 млн. евро; для средних – не больше 50 млн. евро [56].
Преимущество количественных критериев распределения субъектов предпринимательства на группы – удобство их использования для статистических наблюдений. Количественные критерии легко просчитать и провести оценку при перемене экономической ситуации. В общем, показатели прибыли и числа занятых на средних малых предприятиях передают масштаб их работы и принадлежности к конкретной группе. Для практической цели представленные критерии не достаточны. Если присутствует возможность, требуется учесть и качественные критерии в расчете количественных критериев. Обобщая показатели зарубежных исследований, среди качественных критериев, которые отличают малый бизнес от прочих групп предприятий, необходимо выделить:
– единство прав собственности и процесса управления организацией;
– прозрачность работы предприятия, небольшой масштаб которого дает возможность собственникам быть осведомленными обо всех происходящих процессах;
– небольшие рынки сбыта и ресурсов, локальные уровни реализации бизнеса;
– семейное ведение бизнеса, образование базового капитала за счет общих сбережений;
– присутствие общего управленческого звена между сотрудниками и руководителями;
– реализация маркетинговой работы руководителем;
– особенный характер финансирования.
Отличительно от крупных фирм, которые получают требуемые финансовые ресурсы при помощи фондовых бирж, малые предприятия могут рассчитывать лишь на небольшое кредитование банков, собственные финансы [16, с. 58]. От качественного разделения предприятий находится в зависимости выделение подходящих критериев кредитования, а соответственно дальнейшая результативная работа предприятия. К качественным показателям, которые определяют средний бизнес относят:
- реализацию работы на региональных уровнях;
- субъекты среднего бизнеса обычно работают на масштабной территории (в городе, области);
– присутствие до 4-х управленческих звеньев в структуре управления;
– реализация маркетинговой работы конкретным специалистом;
– лидерство в инновационных, технологических процессах.
Субъекты среднего предпринимательства помогают открывать новые сегменты рынка и развивать новое производство, быстро реагировать на вызовы в меняющейся рыночной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относят зарегистрированные по законодательным нормам России, хозяйственные сообщества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, фермерские и крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели. К микро-предприятиям в России относят предприятия, где среднее число работников за предшествующий период было не больше 15 человек; к малым – от 16 до 100 человек; к средним – от 101 до 250 человек [18, с.62].
При определении предприятий к среднему и малому бизнесу требуется применять комбинированный подход, который объединяет как качественные, так и количественные показатели. Данный метод позволит безошибочно установить к какой группе предприятий отнести исследуемый субъект экономической работы, на какую государственную поддержку он может рассчитывать.
1.2 Государственное управление как фактор поддержки малого и среднего бизнеса
Политическая деятельность государства относительно малого и среднего бизнеса находится в зависимости от воздействия макроэкономической ситуации, экономических возможностей, идеологии, при этом она часто передает степень поддержки небольших предприятий со стороны власти. На сегодня в государстве сформировалась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна формировать наиболее подходящие условия для формирования и развития частных предприятий, содействовать общему экономическому подъему. В данный процесс, также вовлечены всевозможные образовательные бизнес-институты, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).
Структура органов власти и управления, которые обеспечивают поддержку и взаимодействие с малым и средним бизнесом, в регионах государства неоднородна. В системе исполнительной власти субъектов государства аналогичными вопросами занимается большое количество органов с разными функциями и возможностями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Формируются многообразные рекомендации, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не наименее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению государства законодательством отнесено определение основ, приоритетных направлений и способов поддержки малого и среднего бизнеса [20, с.5]:
- регламентация и работа федеральных органов исполнительной власти и распределение возможностей между ними;
- исследование и организация федеральных программ и проектов, финансируемых всецело, либо частично с помощью средств бюджета государства;
- установление льгот по федеральным налогам и другим платежам в муниципальный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право лично решать все вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса на конкретной территории с учетом районных отличительных особенностей и критериев, в том числе принимать вспомогательные меры с помощью собственных средств и ресурсов. Также, работают различные специализированные объединения:
- Торгово-промышленная палата РФ;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: Собрание законодательства РФ от 26.10.2021 № 45-П. – Режим доступа: Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Собрание законодательства РФ от 01.09.2020 № 1334. – Режим доступа: Консультант Плюс
3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 447-ФЗ) – Режим доступа Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Собрание законодательства РФ от 02.07.2021 № 359-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс
5. Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности [Текст] / Д.С. Гордеева, С.С. Демцура//Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов. -Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. -78 с. С. 52 -61.
6. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика [Текст]: учебное пособие/В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 – 89с.
7. Демцура, С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики//Наука ЮУрГУ [Текст]: сборник научных трудов. -2017. -С. 612 -620.
8. Дикунов, С.А. Роль развития малого предпринимательства в регионе [Текст] / Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8.
9. Кевеш, А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. 2018 [Текст]: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2018. – 96 с.
10. Кован, С.Е. Теория антикризисного управления [Текст]: учебное пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. – М.: КНОРУС, 2014. – 160 с.
11. Корнеева, Т. А. Учет и контроль в субъектах малого бизнеса [Текст]: риск-ориентированный подход: монография — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 118 с.
12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Текст]: учебник / Лапуста М.Г. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 384 с.
13. Литвинова, А.Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве [Текст] / Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 2. С. 23-26.
14. Логинова, А.Г., Юричева, Е.Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России [Текст] / Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2018. Т. 3. № 7. С. 71-75.
15. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2014. – 384 с.
16. Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019.
17. Морозко, Н. И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса [Текст] / Морозко Н.И. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 314 с
18. Абакумова, О.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза [Текст] // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89). С. 62-63.
19. Авилова, В.В., Курамшина, К.С. Малое инновационное предпринимательство как элемент устойчивого развития промышленности [Текст] // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05). С. 7-15.
20. Аитова, В.Б. Регулирование развития малого бизнеса [Текст] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 5-8.
21. Акьюлов, Р.И. Развитие малого предпринимательства в крупных муниципальных образованиях российских регионов на основе государственно-частного партнерства [Текст] // Экономика и политика. 2015. № 3 (6). С. 5-9.
22. Акьюлов, Р.И. Современные методы управления развитием малого предпринимательства в российских регионах [Текст] // Вопросы управления. 2016. № 2 (20). С. 178-183.
23. Александрова, М.В. Предпринимательская деятельность в России и за рубежом [Текст]: учебное пособие / М.В. Александорова. Новосибирск, 2014.
24. Амиров, Н.К. О влиянии свободы предпринимательства на экономический рост [Текст] // Вестник университета Туран. 2016. № 3 (71). С. 261-265.
25. Амирова, А.А., Байрушина, Ф.Ф. Государственная поддержка малого бизнеса в России [Текст] // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 11-13.
26. Анисимова, Ю.М. Предпринимательство в России и Франции. Вопросы эффективности защиты их прав [Текст] // Вестник магистратуры. 2016. № 5-4 (56). С. 136-138.
27. Артемов, А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве [Текст] // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44-49
28. Астафурова, О.А., Запрягайло, В.М., Лопухов, Н.В. Неразрушающий контроль организаций малого и среднего бизнеса [Текст] // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 4 (37). С. 26-31
29. Астафурова, О.А., Запрягайло В.М., Лопухов, Н.В. Совершенствование методов отбора организаций малого и среднего бизнеса для их включения в план выездных проверок [Текст] // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 4 (37). С. 32-37.
30. Ахметшина, А.И. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса: на примере Республики Башкортостан [Текст] // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 145-147.
31. Бажанов, С.В., Бут, Н.Д. Роль прокуратуры в обеспечении баланса частного и публичного интересов в условиях свободы экономической деятельности [Текст] // Правовая инициатива. 2014. № 3. С. 17.
32. Байдаров, А.Д. Конституционный принцип поддержки конкуренции в Российской Федерации: проблемы реализации [Текст] // Право и государство: теория и практика. 2015. № 10 (130). С. 56-59.
33. Баймурзаев, А.М. Актуальные аспекты совершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства [Текст] // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 4. С. 44-50.
34. Байчорова, А.У., Рогачева, Е.Н. Исследование проблем функционирования малого и среднего бизнеса в регионе [Текст] // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 42-45.
35. Баландина, А.С., Баннова, К.А. Патентная система налогообложения как поддержка малого бизнеса [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 435.
36. Батаева, Т.А., Ряузова, Е.П. Проблемы правовой регламентации кредитования малого бизнеса в России [Текст] // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2015. С. 178-180.
37. Безруких, Ю.А., Губенко, А.В., Ксенофонтова, Т.Ю., Медведев, С.О., Набиев, С.А., Назарова, О.В., Панкратова, А.Р., Петухова, Ж.Г., Чистов, Р.С., Шевцов, В.В. Современная модель эффективного бизнеса [Текст]: монография / Под общей редакцией С.С. Чернова . Новосибирск, 2016. Том Книга 15
38. Бобошко, В.И., Бобошко, Н.М. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 2. С. 76-80.
39. Бобылева, А.З., Львова, О.А. Формирование системы стабилизационных и антикризисных мер на федеральном и региональном уровне в современной России [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 54-82.
40. Великая, Е. Г., Чурко, В. В. Индикаторы оценки эффективности отрасли [Текст]// Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 57-61.
41. Великая, Е. Г., Чурко, В. В. Стратегический потенциал и рентабельность отрасли [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 7-9.
42. Конищева, Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса в России и за рубежом [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 83-86.
43. Курилова, А. А., Курилов, К. Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита [Текст] // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 20. С. 74-80.
44. Миронов, И. А. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 253-255.
45. Морозова, Г. А., Зимин, В. А. О роли государства в реализации инвестиционной политики [Текст] //Современные проблемы управления: межвуз. сб. научных трудов/под общ. ред. С. А. Мартышкина, С. А. Ключникова. Самара: Изд -во «Самарский университет», 2018. Вып. 9. С. 134-138.
46. Никифорова, Е. В., Шнайдер, О. В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности [Текст] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 20-22.
47. Расулова, Л.В. Трактование терминов «малый бизнес» и «малое предпринимательство» в современной литературе [Текст] / Science Time. 2019. № 5 (29). С. 564-567.
48. Ромицына, Г.А., Романовская, Н.Н. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе [Текст] / Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1. С. 181-184.
49. Халяпин, А.А., Куфтырева, Е.Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона [Текст] / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). С. 125-127.
50. Чеботарев В.С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России [Текст] / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2 (34). С. 225
51. Шнайдер О. В., Агуреева Т. П. Система внутреннего аудита качества [Текст] // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 110-114.
52. Административно-Управленческий Портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru
53. Виртуальная экономическая библиотека [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.econom.nsc.ru
54. Официальный портал правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/activity/7/