Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня люди все чаще проявляют склонность к агрессии. Психологи и психотерапевты отмечают, что современный образ жизни, стрессы и последствия экономического кризиса постепенно превращают людей в неврастеников.
По данным Всемирной ассоциации здравоохранения в мире увеличилось количество случаев инфарктов и инсультов у людей в достаточно молодом возрасте. Сегодня инсульт может найти человека уже в возрасте 25 – 30 лет. первый инфаркт может поразить в возрасте 35 – 40 лет.
Однако самая большая проблема – это агрессия или агрессивность. Ситуация с мигрантами показала, что многие европейцы готовы решать вопрос мигрантов и их социализации при помощи оружия. Европейцы все чаще говорят, что нет человека, нет проблемы.
Обычный человек так же бурно реагирует на самые обычные события в жизни. Психологи это называют огромным синдромом профессионального выгорания. Люди просто уходят от проблем в мир агрессии.
Сегодня люди, особенно мужчины, не готовы слушать и слышать разумную критику, не готовы люди и принимать, что они могут быть не правы. Фактически это говорит о том, что агрессивность становится не чертой поведения, а характеристикой личности.
Цель исследования – выявить психологические факторы агрессивного поведения.
Объект исследования – агрессивное поведение.
Предмет исследования – психологические факторы агрессивного поведения.
Задачи исследования:
1. Дать определение агрессии и агрессивному поведению.
2. Дать характеристику теория агрессии и агрессивного поведения.
3. Провести исследование особенностей агрессивного поведения.
4. Выявить особенности агрессивного поведения.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Гипотеза исследования – молодые люди с неудачным опытом семейной жизни проявляют большую склонность к агрессии, они более импульсивны и склонны к резким, быстрым, непродуманным решениям. Девушки с не удачным опытом брака менее агрессивны и более склонны к спокойному, взвешенному поведению, предварительному анализу ситуации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ АГРЕССИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Агрессивное поведение. Причины, формы и проявление
Агрессия является деструктивным поведением человека, которое резко противоречит нормам и общественным правилам и причиняет вред объектам нападения, наносит психологический или физический ущерб окружающим.
Агрессивное поведение — это реакция человека на ситуации, которые являются неблагоприятными для него в физическом или психологическом плане [7].
Агрессия делится на несколько видов. В таблице 1.1 представлена классификация форм агрессивного поведения [12].
Таблица 1.1
Классификация форм агрессивного поведения
Классификация Виды
Тип проявления • Физическая. Использование силы, направленное против другого лица.
• Вербальная. К этому виду относится крик, нецензурные выражения, угрозы, проклятья в адрес жертвы
Способ воздействия на жертву • Прямая. Направлена непосредственно на другое лицо.
• Косвенная. Скрытое действие, направленное против объекта (слухи, сплетни)
Цель проявления • Враждебная. Преследует цель причинить вред другому лицу.
• Инструментальная. Направлена на достижение личной цели.
• Альтруистическая. Агрессивные действия, направленные на защиту другого человека.
• Аутоагрессия. Действия, направленные на причинение физического или психологического вреда самому себе
Полное отсутствие агрессии или ее минимальное проявление приводит к податливости, неспособности преодолевать препятствия и занимать активную жизненную позицию. В то время как чрезмерное развитие превращает человека в конфликтную личность, порождает неоправданную враждебность и жестокость [13].
Агрессия проявляется у каждого человека, но имеет свои особенности. Ее продолжительность и направленность зависит от целого ряда причин. На ее развитие влияют социальные, психологические и физиологические факторы. Агрессивное состояние является следствием недовольства другими людьми, уровнем жизни, окружающей действительностью.
Специалисты выделяют несколько причин появления агрессии [14]:
• психологические травмы (чаще перенесенные в детском возрасте);
• проблемы на работе и в личной жизни;
• индивидуальные особенности;
• влияние окружающих;
• накопившаяся усталость;
• злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими препаратами;
• систематическое употребление антидепрессантов.
Агрессивное поведение преследует следующие цели [16]:
• доминирование;
• усиление власти;
• принуждение;
• получение удовольствия от причинения боли жертве;
• психологическая разрядка;
• месть;
• достижение цели;
• самоутверждение и самореализация.
Не все мотивы агрессии осознаются человеком. Например, собеседник в беседе говорит другому о покупке новой вещи. Другой мысленно ему завидует и, возможно, даже испытывает злость. Это тоже является скрытым агрессивным поведением [11].
Проявление агрессии и жестокости превращается в привычку. Даже в те ситуации, которые не имеют никакого отношения к деятельности человека, например, шум, духота, нехватка воздуха в помещении, способны вызвать у него ярость и злость.
Психология агрессивного поведения заключается в том, что если человек, хоть раз проявив агрессию, смог добиться желаемого, то он будет проявлять ее еще чаще.
Человеку не так просто самостоятельно определить уровень своей агрессивности. Особенно сложно это сделать, если она помогает добиться желаемого, приносит пользу и давно вошла в привычку [9].
Если в семье родители относились негативно к своему ребенку, то он начнет действовать также по отношению к своим детям и окружающим. Все, что слышит ребенок от своих родителей, он потом будет говорить своим детям (оскорбления, угрозы). Разорвать этот замкнутый круг очень непросто.
Специалисты настаивают на том, что если будет происходить увеличение семей, в которых присутствует и психологическое, и физическое насилие, то агрессия в скором времени станет нормой поведения в обществе.
Велика вероятность того, что дети, чьи таланты не были замечены, в чьи способности не верили родители, вырастут неуверенными закомплексованными людьми, у которых, скорее всего, ничего не добьются в жизни. Если детей постоянно били и наказывали, то они будут подвержены самобичеванию и унижению себя.
Первые признаки агрессии человек проявляет в младшем возрасте (до 3 лет). Причинами ее появления служит неудовлетворенность в потребностях и желаниях. Дети используют такое поведение как способ манипуляции окружающими.
Агрессивное поведение выражается в крике, плаче, обидах. Часто наблюдаются проявления жестокости к другим детям [7].
В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет агрессивное поведение становится более разнообразным. Ребенок начинает использовать новые инструменты для манипуляции — говорить обидные слова, использовать физическую силу.
Школьник в возрасте с 7 до 12 лет чаще направляет свою агрессию на более слабых. Для этого используются насмешки, издевательства, физическая сила, психологическое давление.
Чтобы избежать агрессивного поведения у детей, родителям стоит проявить терпение, любовь и заботу. Нужно прислушиваться к желаниям ребенка, и, если требуемое невозможно выполнить, то в мягкой форме объяснить малышу причину. Совместные игры, отдых помогут наладить доверительные отношения с родителями, что поможет справиться со вспышками гнева у ребенка [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессивное поведение: причины, формы и проявления. – Электронный ресурс – https://doctorfeel.net/human-psychology/psychological-features/agressivnoe-povedenie.html (точка доступа 07.03.2022)
2. Андреева В.С., Смирнова А.О. Агрессивное поведение. История вопроса. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
3. Васильев Д.А., Арастович Г.А. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке / Д.А., Васильев, Г.А. Арастович // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021732 (дата обращения: 08.03.2022)
4. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Агрессия. Агрессивность. Проблемы диагностики и коррекции. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
5. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Проблема агрессивности. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
6. Жилина Е.Ю. Агрессивное поведение. Причины. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Теории агрессивного поведения и его причин. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Психологические особенности проявления агрессии. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Теории агрессивного поведения. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Изучение агрессии и агрессивности. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по диагностике и коррекции агрессии и агресивности. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика изучения агрессии и агрессивности. Справочник психолога и психотерапевта. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
13. Урутина, Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 558-563. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21481/ (дата обращения: 07.03.2022)
14. Утина И.В., Проводина Г.П. Психологические особенности проявления агрессии. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
15. Фадеева А.Ю. Теории агрессивного поведения. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
16. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Психологические особенности проявления агрессии. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.