Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Способность государства защищать своих граждан от опасностей является неотъемлемой частью успешной политики и эффективного функционирования властных структур в любой стране. Исторически сложилось так, что построенная в ХХ веке система национальной безопасности была в первую очередь направлена на снижение угроз в военной сфере. Мероприятия защиты гражданского населения и экономики рассматривались как одни из главных составляющих обеспечения обороноспособности страны.
Трагедии произошедшие в недавнее время показали жизненную необходимость пересмотра традиционных подходов к обеспечению безопасности человека. Она еще раз доказала, что в мирное время возможны крупномасштабные катаклизмы, которые потребуют привлечения всех ресурсов государства, в том числе и гражданской обороны. XXI век внес свои коррективы. В современных условиях, характеризующихся появлением вооружений нового поколения, обострением угроз локальных войн, чрезвычайных ситуаций, а также терроризма, осуществление мероприятий гражданской защиты, применение ее сил и средств являются эффективным инструментом защиты населения и территорий от опасностей различного характера. Наша практика и мировой опыт свидетельствуют о том, что заблаговременное выполнение организационных, нормативно-технических и других требований гражданской защиты населения позволяют значительно снизить людские и материальные потери не только в условиях боевых действий, но и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах, массовых беспорядках и гражданских кризисах.
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только во взглядах на геополитическую и военно-стратегическую обстановку в мире, но и во взглядах на природу и характер ЧС, которые усложняют нормальную жизнь человечества. Опыт показывает, что на современном этапе развития мирового сообщества ЧС стали частыми явлениями. В этой связи, деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, рассматриваться руководителями не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государств. Данная функция, обеспечивающая национальную безопасность государства, является приоритетной и для России.
В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). В переходный период 8 и в военное время эти функции берет на себя Гражданская оборона (ГО) РФ. В производственной сфере главная ответственность за предупреждение аварий и катастроф, осуществление мер по их ликвидации, по защите персонала объектов и населения, жилых зданий, находящихся в опасной зоне, возлагалась на руководителей предприятий, отраслевые министерства и ведомства. В этой работе активно участвовали также отраслевые профсоюзы, органы государственного надзора и контроля.
Целью данной работы является изучение тактики проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварии на метрополитене.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ: ЭТАПЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Тактика проведения аварийно-спасательных работ – представляет собой теоретическую и практическую основу проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ подразделений Министерства по чрезвычайным ситуация, познающая их закономерности и разрабатывающая наиболее эффективные способы и приемы ликвидации аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, тушения пожаров, спасания людей, а также обобщающая и внедряющая в процесс обучения передовой опыт зарубежных пожарных и аварийно-спасательных служб.
Этапы аварийно-спасательных работ – это система работ, выполняемых, в первую очередь, в зоне чрезвычайных положений. Выделяют четыре этапа аварийно-спасательных работ, направленных на спасение людских жизней, локализацию аварии и предотвращение возникновения повторных её очагов.
Целью проведения неотложных работ служат:
1. Спасение выживших и оказание медицинской помощи пострадавшим.
2. Подавление очагов аварии и устранение препятствий, мешающих на всех этапах проведению аварийно-спасательных работ.
3. Защита и спасение культурных ценностей.
4. Создание благоприятной среды для проведения последующих восстановительных работ.
Виды АСР
Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматриваются такие виды работ:
1. Горноспасательные.
2. Поисково-спасательные.
3. Направленные на тушение пожаров.
4. Газоспасательные.
5. Противофонтанные.
6. Направленные на ликвидацию медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайного положения.
7. Другие.
Этапы проведения АСР. В таблице 1 приведены этапы проведения аварийно-спасательных работ и соответствующие им действия.
Таблица 1. Этапы проведения АСР
Поиск и обнаружение жертв разведка и прокладка путей движения формирований и участков будущих работ;
розыск потерпевших и спасение их из заваленных, разрушенных зданий, помещений, а также пострадавших от затопления и задымления.
Предоставление спасателям доступа к жертвам и мероприятия по их освобождению из завалов локализация и тушение пожаров на пути следования формирований и области работ;
прокладка проездов (проходов) в заваленных и на заражённых участках;
обеспечение подачи воздуха в заблокированные сооружения, у которых повреждена вентиляция;
взлом разрушенных сооружений и завалов, спасение оставшихся там людей.
Предоставление выжившим первой мед. помощи предоставление скорой медицинской помощи пострадавшим;
транспортировка их в больничные учреждения.
Эвакуация выживших из опасных зон в пункты сбора или в больницы эвакуация выжившего населения из опасной зоны в безопасные области;
санитарная обработка населения;
обработка и обеззараживание их одежды, воды и продовольствия, техники и сооружений;
обеспечение питанием нуждающихся
Независимо от того, какие этапы аварийно-спасательных работ проводят в конкретной ситуации, необходимо побеспокоиться о средствах защиты и безопасности, коими могут стать противогазы.
От надежной и безопасной работы транспорта зависит вся деятельность и жизнь населения страны. Ежегодно в России перевозится транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Но при этом, на транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей, наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.
Только за 2002 – 2021 годы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте страны произошли 852 чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадали 3815 человек, из них погибли 2111 человек. Лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту – он является самым аварийным не только в нашей стране, но и во многих развитых странах. Ежегодно от аварий на этом виде транспорта в мире погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. человек получают ранения и увечья, в том числе в США – около 55 тыс. и 2 млн., в России – около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно.
Особенности транспортных аварий (катастроф)
При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа ж
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них. М., 2003.
2. Гупало Т.А., Спешилов С.Л. Контроль радиационной безопасности окружающей среды. М., 2009.
3. Демичев С.В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях. М., 2004.
4. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях. Памятка спасателя. М., 2006.
5. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть I. М., 1999.
6. Начальная подготовка альпинистов. Часть I, II. Под ред. Захарова П.П. М., 2007.
7. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. М., 2004.
8. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях. Учебно-методическое пособие для сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России. М.- Воронеж, 2006.
9. Петров С.А., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. М., 2008.
10. Поисково-спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях. Памятка спасателя. 2006.
11. Поисково-спасательные работы при обрушении зданий и сооружений. Памятка спасателя. М., 2006.
12. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
13. Постановление Госгортехнадзора РФ от 19 июня 2003 г. N 96 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья"
14. Мясников Д.В., Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах метрополитена. Учебник. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
15. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
16. Расписание выезда подразделений пожарной охраны, территориального гарнизона пожарной охраны города Москвы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденное Мэром Москвы и введенное в действие приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве от 12.02.2014 № 80.