Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время значительно возросла необходимость создания системы обеспечения финансовой безопасности на всех уровнях, включая макроэкономическую безопасность, безопасность организаций различных отраслей и сфер деятельности, а также финансовую безопасность отдельно взятой личности. Данная проблема является одной из важнейших и, соответственно, наиболее актуальных в последние годы при реализации инновационной экономики в Российской Федерации. Однако очень многие аспекты финансовой безопасности находятся за гранью комплексного системного понимания и, следовательно, эффективной реализации на практике. Сейчас, когда против нашей страны введены и действуют экономические санкции со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов Америки, проблема стала еще более актуальной. В сложных условиях, когда Россию стараются вычеркнуть из числа влиятельных участников глобального финансового рынка, о чем наглядно свидетельствует возврат от формата «Большой восьмерки» к формату «Большой семерки», необходимо искать пути повышения устойчивости национальной экономики, что невозможно без обеспечения финансовой безопасности.
Цель данной работы - определение основных тенденций обеспечения и перспектив укрепления финансовой безопасности России в условиях экономической нестабильности. Для достижения цели следует решить задачи:
- изучить теоретические аспекты обеспечение финансовой безопасности государства (понятие, сущность, содержание, факторы, условия, мировой опыт)
- оценить и проанализировать современное состояние обеспечения финансовой безопасности (организация системы, основные проблемы и угрозы)
- определить пути совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности (направления и мероприятия)
Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации. Предметом выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе обеспечения финансовой стабильности как основополагающего элемента национальной безопасности.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды различных отечественных и зарубежных авторов в области финансовой безопасности и экономики государства, аналитические материалы Интернет-ресурсов, а также нормативно-правовые акты РФ.
В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические материалы Росстата РФ, широкий круг законодательной базы федеральных органов власти, регулирующей различные сферы экономики (банковскую, инвестиционную, страховую и т.д.) , нормативные документы ведущих министерств и служб в области регулирования финансовых отношений, материалы научных публикаций и конференций по схожим темам исследования, статьи периодических изданий с конкретными примерами из российской и мировой практики, а также официальные статистические, справочные и публицистические материалы.
1. Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства
1.1 Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание
События, происходящие в мире в 2014 - начале 2015 гг., показали, насколько важной является проблема обеспечении финансовой безопасности государства. От ее успешного решения зависит устойчивый экономический рост государства, а также его суверенитет и территориальная целостность. Именно проводимая денежно-кредитная политика, организация налогового и валютного контроля и регулирования составляют основу финансовой системы государства.
Для Российской Федерации вопрос обеспечения финансовой безопасности в настоящее время является одним из наиболее острых. Известно, что формирование мировой финансовой системы прошло без участия Российской империи, СССР и современной России. Следовательно, Российская федерация должна была вступить в игру глобальных финансов, не участвуя в определении ее правил. Последствия этого наша страна постоянно ощущает. Это и экономический кризис 1998 года, и угроза Д. Кэмерона об отключении банковской системы России от системы SWIFT, и оказание давления через введение экономических санкций и т.д. Все это самым отрицательным образом сказывается на всей внешнеэкономической деятельности государства.
В нынешних условиях влияние глобальных финансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно новый уровень. Учитывая ведущее положение, которое занимает финансовая составляющая в современной экономике, мы можем характеризовать её как экономику, управляемую в основном посредством финансовых механизмов и рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. Все это приводит к установлению особой финансовой власти, которая владея мировыми деньгами, распоряжаясь стоимостью, управляя финансовыми потоками воздействует на все мировое хозяйство, а также на отдельные государства.
Существует множество подходов к определению финансовой безопасности, а именно [12, с.35]:
- с ресурсно-функциональной точки зрения, финансовая безопасность - защищенность финансовых интересов экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений; обеспеченность предприятий, домохозяйств, учреждений, областей, регионов, секторов и сфер государственной экономики финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения их потребностей и выполнения обязательств;
- с позиции статики, финансовая безопасность - такое состояние денежно-кредитной, финансовой, банковской, валютной, налоговой, бюджетной, таможенно-тарифной, фондовой и инвестиционной систем, характеризующихся сбалансированностью, устойчивостью к внешнему и внутреннему негативному воздействию, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономическое развитие;
- в контексте нормативно-правового регулирования, финансовая безопасность подразумевает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых нет возможности направлять финансовые потоки в неурегулированные законодательством сферы их использования и максимально уменьшена вероятность злоупотреблений финансовыми ресурсами.
Следовательно, под финансовой безопасностью понимается защищенность финансовых интересов; определенный уровень стабильности и независимости финансовой системы страны в условиях воздействия различных разрушающих факторов; способность финансовой системы обеспечить эффективное функционирование и экономический рост.
Финансовая безопасность является ключевым условием способности государства самостоятельно осуществлять свою экономико-финансовую политику в соответствии с национальными интересами. Финансовая безопасность государства заключается в возможности [4, с.47]:
- обеспечивать стабильность расчетно-платежной системы и основных финансовых показателей;
- нейтрализовать воздействие глобальных экономических кризисов и целенаправленных действий мировых акторов (государств, транснациональных корпораций и др.), теневых (кланово-корпоративных, мафиозных и др.) структур на политическую, социальную и экономико-финансовую системы;
- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;
- не допускать конфликты между различными уровнями и ветвями власти относительно распределения и использования бюджетных средств;
-привлекать и наиболее эффективно использовать иностранные заимствования;
- пресекать административные правонарушения и преступления в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем).
Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай чрезвычайных и непредвиденных ситуаций с целью оперативной и своевременной ликвидации угроз и факторов, которые способствуют разного рода социально-экономическим потерям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2019 - 496 c.
2. Афанасьева Л.В. Влияние коррупции на экономический рост в условиях глобализации // Современные аспекты экономики - 2022. - №1. - С.14-15 г.
3. Афанасьева Л.В. Оценка Бюджетно-налоговой безопасности с использованием метода анализа иерархий // Известия Юго-Западного Государственного университета. - 2021. - № 11. - С.43.
4. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 - 279 c.
5. Буневич К.Г., Ефимов В.С., Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности. // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2021. - № 3 (14). - С.71.
6. Гельвановский М.И., Роль фундаментальной науки в обеспечении финансово-экономической безопасности // Экономические стратегии. - 2020. - № 8. - С.22-31.
7. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. - 2021. - № 5. - С.5-6.
8. Ефимов В.С., Бушуева Н.В., Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2021. - № 2 (8). - С.56-57.
9. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты. - М.: Юстицинформ, 2018. - 640 c.
10. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России, Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
11. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 - 351 c.
12. Кротов М.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2019 - 336 с.
13. Суглобов А.Е. Экономическая безопасность предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 -271 c.
14. Федорова А.Ю.Финансовая безопасность и факторы, влияющие на нее // Социально-экономические явления и процессы. - 2021. - № 8. - С.66.
15. Финансовое право. / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Норма, НИЦ Инфра-М, 2019 -751 с.
16. Экономическая безопасность / Под ред. В.А. Богомолова. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 295 c.