Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы состоит в том, что двигатели внутреннего сгорания (сокращённо ДВС) играют значительную роль в жизни человечества. Хотя в наше время и идет процесс разработки и применения других типов двигателей, но все равно в ближайшее время использование ДВС будет играть важнейшую роль во всех сферах жизнедеятельности. Использование ДВС очень разнообразно: их применяют в авиации, в автомобилях, тракторах и тепловозах. Более сильные ДВС устанавливают на речных и морских судах.
Двигатель внутреннего сгорания — это тип двигателя, тепловая машина, в которой химическая энергия топлива (обычно применяется жидкое или газообразное углеводородное топливо), сгорающего в рабочей зоне, преобразуется в механическую работу. На данный момент является одним из самых распространенных типов двигателей. В этой работе будут показаны основные характеристики ДВС, принцип работы на примере автомобиля КАМАЗ - 5320.
Объект работы: Технические характеристики и основные диагностические параметры ДВС автомобиля КАМАЗ-5320 на примере системы смазки двигателя
Предмет работы: автомобиль КАМАЗ-5320 с дизельным ДВС
Цель работы: Исследовать и проанализировать оценку технического состояния ДВС КАМАЗ-5320
Поставленные задачи:
1) Определить техническое состояние ДВС, его структурные и диагностические параметры.
2) Дать характеристику дизельному ДВС автомобиля КАМАЗ-5320
3) Определить параметры технического состояния системы смазки.
4) Изучить технологию измерения диагностических параметров
По структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Техническое состояние ДВС КАММАЗ
1.1 Виды технических состояний
Системы и их элементы могут находится в исправном или в неисправном состоянии:
1) Исправное состояние (исправность) – вид технического состояния объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации (НТД).
2) Неисправное состояние (неисправность) – вид технического состояния объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТД.
Неисправность не означает невозможность выполнения объектом заданных функций. Аппаратура и оборудование любых систем характеризуется работоспособностью и неработоспособностью:
1) Работоспособное состояние (работоспособность) – вид технического состояния объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных параметров в пределах, установленных НТД.
2) Неработоспособное состояние (неработоспособность) - вид технического состояния объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТД.
Понятие «исправность» шире, чем понятие «работоспособность». Работоспособный объект в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требования НТД, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении поставленных задач.
Работоспособность и неработоспособность в общем случае могут быть полными или частичными:
1) Полностью работоспособный объект обеспечивает в определенных условиях максимальную эффективность его применения. Эффективность применения в тех же условиях.
2) Частично работоспособного объекта меньше максимально возможной, но значения ее показателей при этом еще находятся в пределах, установленных для такого функционирования, которое считается нормальным.
Примерами частично работоспособного состояния могут быть:
1) Состояния при отказе резервного устройства, приводящее к снижению надежности и невозможности переключения на резерв.
2) Состояние при отказе отдельных коммутационных матриц, приемо-передающих устройств или линейных комплектов, приводящее к снижению, в допустимых пределах, качества обслуживания вызовов.
Работоспособный объект в отличие от исправного обязан удовлетворять лишь тем требованиям нормативной документации, выполнение которых обеспечивает нормальное применение объекта по назначению. При этом он может не удовлетворять, например, эстетическим требованиям, если ухудшение внешнего вида объекта не препятствует его нормальному (эффективному) функционированию.
Очевидно, что работоспособный объект может быть неисправным, однако отклонения от требований нормативной документации при этом не настолько существенны, чтобы нарушалось нормальное функционирование.
Полностью неработоспособный объект применять по назначению невозможно.
Причинами неработоспособных состояний могут быть дефекты при разработке или изготовлении, старение компонент и их связей, недопустимые внешние воздействия на объект, неправильное обращение. Распознавание неработоспособного состояния производиться обычно по диагностическим признакам или параметрам, характеризующим проявление этих причин в неправильных значениях выходных сигналов, ошибках при функционировании и других реакциях объекта на входные воздействия.
Предельное состояние - состояние объекта, при котором его применение по назначению недопустимо или нецелесообразно. Применение (использование) объекта по назначению прекращается в следующих случаях:
1) При неустранимом нарушении безопасности.
2) При неустранимом отклонении величин заданных параметров.
3) При недопустимом увеличении эксплуатационных расходов.
Для некоторых объектов предельное состояние является последним в его функционировании, то есть объект снимается с эксплуатации, для других - определенной фазой в эксплуатационном графике, требующей проведения ремонтно-восстановительных работ. В связи с этим, объекты могут быть:
1) Невосстанавливаемые, для которых работоспособность в случае возникновения отказа, не подлежит восстановлению.
2) Восстанавливаемые, работоспособность которых может быть восстановлена, в том числе и путем замены.
К числу невосстанавливаемых объектов можно отнести, например: полупроводниковые изделия и т.п. Объекты, состоящие из многих элементов, например: коммутационное оборудование, электронная аппаратура, являются восстанавливаемыми, поскольку их отказы связаны с повреждениями одного или немногих элементов, которые могут быть заменены.
В ряде случаев один и тот же объект в зависимости от особенностей, этапов эксплуатации или назначения может считаться восстанавливаемым или невосстанавливаемым.
1.2 Определение технического состояния ДВС КАММАЗ, его структурных и диагностических параметров.
От состояния двигателя как наиболее сложного агрегата зависят многие технические и экономические показатели работы автомобиля в целом. К самым распространенным неисправностям относятся падение мощности, повышенный расход топлива и масла, появление стуков и вибраций.
Перед проведением технического обслуживания производится оценка технического состояния двигателя, его механизмов, систем и узлов. Порядок и полнота проведения диагностирования могут определяться потребностью в выполнении ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию.[3 c-201]
При определении технического состояния двигателей современных автомобилей предусмотрены работы по основным функциональным группам:
1) Кривошипно-шатунному механизму (КШМ).
2) Газораспределительному механизму (ГРМ).
3) Системам: смазки, питания, зажигания, выпуска отработавших газов, охлаждения.
4) Элементам бортовых компьютерных систем, обеспечивающих работу механизмов, систем и узлов двигателя.
Техническое состояние двигателя можно проверить в несколько этапов:
1) Органолептический контроль (контрольный осмотр).
2) Контроль технического состояния с применением средств инструментального диагностирования (инструментальный контроль).
Двигатель является наиболее сложным и важным агрегатом автомобиля. Работа его зависит от технического состояния его механизмов и систем, которые, воздействуя между собой, обеспечивают требуемый уровень выходных параметров – мощность, крутящий момент, частоту вращения коленчатого вала, расход топлива и масла.
Как показывают изучения дизельных двигателей в автохозяйствах, порядочная часть их функционирует со значимыми нарушениями рабочего цикла, что приводит не только к понижению мощностных характеристик и топливной экономичности, но также к ускоренному износу. Снижение мощности до 15-20% по субъективным наблюдениям по внешним признакам не всегда можно обнаружить.
Изменение технического состояния компонентов одной системы двигателя приводит, как правило, к нарушениям в работе взаимодействующих с ней механизмов и систем. Следовательно конкретно оценить техническое состояние узла или системы можно исключительно после устранения поломок в этих механизмах и системах для исключения их влияния в процессе постановки диагноза. В таблице 1 показано приблизительное распределение встречающихся поломок среди систем и механизмов двигателя. [7 c-123]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автомобили КамАЗ. - Москва: Наука, 2016. - 352 c
2. Автомобильные и эксплуатационные материалы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Геленов, В. Г. Спиркин – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.
3. Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. и др. Автомобили Камаз: Техническое обслуживание и ремонт. — 2 –ое изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2018. – 325 с., ил.25.
4. Грамолин А. В. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей: учебник / Грамолин А. В., Кузнецов А. С. — М.: Машиностроение, 2019. — 63 с
5. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Ашихмин. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
6. Иларионов В.А., Морин М.М., Сергеев Н.М. и др. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов/- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2007. - 368 с.
7. КАМАЗ-5320, 53215, 43310, 43118 с колесной формулой 6х4 и 6х6. Руководство по ремонту. - М.: Третий Рим, 2017. - 208 c.
8. КамАЗ "ВАИ". - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 231 c.
9. Карагодин В. И. Слесарь по ремонту автомобилей: практическое пособие / Карагодин В. И., Шестопалов С. К. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2016. — 239 с.
10. Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. — М.: Высшая школа, 2017. — 304 с.
11. Кузнецов, А. С. Автомобили КамАЗ с колесной формулой 6x4 и 6x6. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту / А.С. Кузнецов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 268 c.
12. Машина "Камаз военный". - Москва: Гостехиздат, 2019. - 165 c.
13. Ремонт автомобилей и двигателей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 496 с.
14. Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник водителя / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д.-М.: Транспорт, 2015.-432 с.
15. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей КамАЗ серии В: Бюллетень, 2020.
16. Техническое обслуживание автомобильных двигателей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 160 с.
17. Фешенко А.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб./Ю.И. Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, — М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2013.-528с.