Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина: правовое регулирование, объем и характер 5
1.1. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств 5
1.2. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья 12
2. Возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина 17
2.1. Особенности определения размера отдельных категорий реабилитационных расходов 17
2.2. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан лекарственными средствами 24
Заключение 32
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
нетрудоспособности вычитаются иные социальные пособия и компенсации, назначенные потерпевшему в связи с повреждением здоровья (ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Вместе с тем ГК РФ, равно как и законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не предусматривает назначения единовременных пособий лицам, для которых результатом наступления страхового случая стала утрата ими профессиональной трудоспособности, и т.д.
Изложенные проблемы в не меньшей степени касаются возмещения вреда, причиненного лицам, проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел (полиции) и т.д. Для указанных категорий лиц на сегодняшний день фактически применяется альтернативный порядок возмещения вреда, включающий в себя обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников, а также систему единовременных и ежемесячных пособий, назначаемых по соответствующим основаниям.
Действующим законодательством, в частности, установлены следующие виды выплат, которые назначаются в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников полиции и не входят в сумму страхового возмещения:
- единовременное пособие при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
- ежемесячная денежная компенсация в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением специальных коэффициентов);
- единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника полиции;
- единовременное пособие в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на различие в правовой природе выплат, назначаемых в соответствии с гражданским законодательством (в первую очередь ст. 1086 ГК РФ) в целях возмещения утраченного заработка (дохода), и ежемесячной денежной компенсации, назначаемой сотрудникам полиции в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность продолжения службы в полиции и повлекших за собой стойкую утрату трудоспособности. Согласно позиции высшего судебного органа положениями ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» (как и аналогичной ст. 29 ранее действовавшего Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции») и ст. 1084 ГК РФ установлены различные основания возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей. Предусмотренные специальным федеральным законом компенсационные выплаты являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных гл. 59 ГК РФ, в том числе и ст. 1084 ГК РФ. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда сотруднику органов внутренних дел, если соблюдены определенные законом условия.
В то же время, как и в случае с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплаты, назначаемые в пользу лиц, проходящих службу в полиции, должны обеспечить возмещение им или членам их семей той части дохода, на которую они могли бы претендовать до причинения вреда. Применение при расчете соответствующих компенсаций алгоритма иного, нежели установлен гражданским законодательством, препятствует реализации данной цели. Это можно продемонстрировать на конкретном примере.
Первоначальная редакция ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» предусматривала выплату ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности. Обязательным условием ее назначения являлась выплата сотруднику (лицу, уволенному со службы) пенсии по инвалидности, установленной, в свою очередь, в связи с увечьем (заболеванием), полученным в связи с исполнением служебных обязанностей («военной травмой»).
Между тем Конституционный Суд РФ пришел к выводу о неконституционности спорной нормы в той мере, в какой содержащиеся в ней положения служат основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел - инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного п. «а» ст. 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Отмечалось, что закрепленный законодательством механизм возмещения вреда здоровью сотрудников органов внутренних дел, признанных инвалидами вследствие военной травмы, в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости влечет не согласующуюся с конституционно значимыми целями дифференциацию их правового положения, единственным основанием которой выступает избранный ими вид пенсии, что приводит к необоснованным различиям в объеме возмещения вреда, причиненного здоровью указанных лиц в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
В результате Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции» были установлены размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику исходя из параметров его денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему группы инвалидности.
Новый механизм расчета предполагает исчисление ежемесячной денежной компенсации исходя из размеров оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением специальных коэффициентов.
К числу существенных особенностей такого порядка расчета и назначения ежемесячной выплаты следует отнести:
1) отсутствие необходимости установления степени утраты трудоспособности в процентах (можно оценивать положительно с той точки зрения, что установление инвалидности не предполагает обязательного
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N 18, ст. 1720.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, N 4, ст. 453.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
8. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
10. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2012, N 41, ст. 5628.
11. Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 г. N 70 // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N 18, ст. 1720.
12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» // Российская газета, N 231, 13.10.2010.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 1-П // Собрание законодательства РФ, 16.02.2015, N 7, ст. 1105.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета, N 24, 05.02.2010.
15. Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2014 г. N 53-КГ13-12 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Приморского краевого суда от 16 апреля 2014 г. по делу N 32-2256 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
19. Гражданское право. Обязательственное право: Учеб.: В 4 т. Т. 4 / В.В. Витрянский и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2012. С. 76
20. Дмитриева О.В. Функциональное назначение компенсации морального вреда как формы гражданско-правовой ответственности // Закон. 2016. N 12. С. 89 - 100.
21. Зуева М.В., Климович А.В., Корнеева О.В., Мережкина М.С., Томтосов А.А. Комментарий к главе 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
22. Корнеева О.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 66.
23. Чорновол Е.П. Гражданско-правовой институт предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 4. С. 146 - 153.
24. Шандра М.Ю. Особенности возмещения вреда, причиненного здоровью граждан вследствие применения лекарственных средств // Современное право. 2016. N 10. С. 93.