Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших показателей экономики страны является доля малого, среднего и крупного бизнеса.
Развитие региональной специфики ведения бизнеса снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства.
Однако сегодня бизнес сталкивается с большим количеством угроз и рисков, в том числе правовых, институциональных, экономических и др. Малый бизнес, как никто другой, чувствует колебания рынка, изменения общей экономической ситуации в стране, реагируя на это изменением количества предприятий, изменением структуры спроса и предложения. Малый бизнес - лакмусовая бумажка экономики, и здоровье экономики зависит от условий, в которых она работает.
Интенсификация функционирования малого бизнеса имеет ряд преимуществ: увеличение числа собственников; увеличение доли экономически активного населения; создание дополнительных рабочих мест, стимулирование профессионального роста населения, отбор наиболее энергичных, способных личностей, для которых малый бизнес становится начальной школой самореализации. Следует отметить, что активизация роста малого бизнеса особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сосредоточены именно в этом секторе экономики.
На сегодняшний день можно констатировать, что система поддержки предприятий носит не целевой, а общий характер, независимо от видов деятельности. В результате возникает дисбаланс между программами поддержки бизнеса и фактической потребностью последних в определенных видах целевых программ.
В этом контексте важна роль органов местного самоуправления (муниципальных образований), поскольку они непосредственно контактируют с местным бизнесом и влияют на деловой климат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как за счет грамотного расходования бюджетных средств, так и за счет правильности мер поддержки малого предпринимательства.
Степень разработанности проблемы в экономической литературе. Становлению и развитию предпринимательства посвящено большое количество работ, в том числе таких экономистов, как Агеев С. В., Акимов С. Ю., Буров В. Ю., Крюков С. П. и др. Однако, несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемы, в связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией, вопросы поддержки предпринимательства требуют дальнейшего изучения работ этих и других экономистов, использованных при написании данной работы.
Степень изученности: несмотря на необходимость
дальнейшего исследования факторов, влияющих на развитие региональной специфики ведения бизнеса в России, подобная тема поднималась в работах
российских и зарубежных исследователей, в том числе в рамках выполнения
проекта для международных организаций: О. Баканач и др. исследовали
данную тему, Д. Плетнев и В. Бархатов, Е. Николаева исследовали
данную проблему в России.
Объектом исследования является Ленинградская область.
Предметом исследования является региональная специфика ведения бизнеса в России.
Цель работы – исследовать региональную специфику ведения бизнеса в России.
Основные задачи работы:
изучить региональной специфики ведения бизнеса;
раскрыть развитие региональной специфики ведения бизнеса Ленинградской области;
выявить проблемы и пути региональной специфики ведения бизнеса Ленинградской области.
В работе использованы научные методы исследования: диалектический, формально-логический, методы анализа, индукции и дедукции, а также частные методы, в том числе: системно-структурный, системно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой методы.
Хронологические рамки исследования: 2017-2021 гг.
Структура работы обусловлена целями и задачами проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы региональной специфики ведения бизнеса
§ 1.1. Понятие и региональной специфики ведения бизнеса
Все предприятия, которые являются составной частью национальной российской экономики, в соответствии с их размерами и общепринятой терминологии классифицируются на 3 группы: крупные, средние, малые.
Каждая группа обладает своими специфическими интересами, которые определяют стратегии их экономического поведения, как они относятся к проводимой государством политике, к вопросам социального, экономического, политического и национального характера.
Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время являются основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предприятия относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты, в основном, определяют экономическую и техническую власть страны. Тенденция монополизировать экономику, вступление и интеграцию маленьких и больших предприятий характерна для крупномасштабного предпринимательства. Сфера деятельности предприятий среднего размера, работающих на основе национальных интересов, является внутренним рынком. Предприятия среднего размера созданы из малых предприятий. И они - сеть владельцев частных предприятий, которые оказывают прямое влияние на уровень развития государства. Они также являются самым важным элементом экономики и индикатором стабильности и экономическим благополучием страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что указывает на их важность и высокую важность для всей экономики [14].
В мировой практике есть разные подходы к классификации «предпринимательства» и критериев классификации его как «малый бизнес». Наиболее часто используемые критерии включают: количество персонала малого предприятия (среднее число постоянных сотрудников и сотрудников рабочий неполный рабочий день); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, совокупный доход, товарооборот); тип деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель – это человек, который обладает желанием и возможностью реализации инновационной идеи. Все предпринимательство держится на инновационном моменте и коммерческой жилке руководителей. Но, такая ситуация была не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до современной ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально – экономической системе. Рассмотрим исторические этапы развития региональной специфики ведения бизнеса.
Этап становления предпринимательства определился с изменением политической системы. Старая система перестала существовать, а вместе с ней изменился коммерческий строй. Нового создать еще не успели, поэтому предоставили всем желающим возможность открыть собственное дело. Для предпринимателей этот этап оказался самым сложным. Поскольку законодательной базы не было, то не было и возможности отстаивать свои права. Многие коммерсанты были вынуждены решать возникающие проблемы самостоятельно. В это время возникли первые предпринимательские союзы и объединения.
Экстенсивный этап сменил этап становления. Развитию малого бизнеса способствовал закон о приватизации, образование частной собственности. На данном этапе наметились юридические основы региональной специфики ведения бизнеса. Государство принимает первые законы в поддержку малого предприятия. В законе были представлены первые требования и критерии принадлежности предприятий к категории малого бизнеса. Наметилась инфраструктура малых форм. На данном этапе многие предприниматели закрыли фирмы, потому что не смогли оценить перспективы развития бизнеса. В это время произошел переход к этапу санации.
Этап санации характеризуется периодом с 1996 года по 2003 годы. В это время продолжилось построение законодательства в сфере малого бизнеса. На государственном уровне были введены обязательные процедуры с посещением ПФР и ФОМС. Бюрократические проволочки привели к сокращению доходов малого бизнеса, поэтому большинство фирм с малыми ресурсами и потенциалом приняли решение о ликвидации. Слабым предприятиям не доставало средств для оплаты налогов, поэтому число малых предприятий сократилось. Такая ситуация сохранялась до 2003 года. В 2003 году существующие малые предприятия укрепились и продолжили свое развитие [12].
Кризис практически завершился, поэтому стали открываться новые ИП. В этот период государство обратило внимание на предпринимателей. На законодательном уровне были предложены эффективные инициативы. Предпринимательство перешло в четвертый этап.
С 2003 года по 2014 год предпринимательство развивалось очень быстрыми темпами. На законодательном уровне были приняты ряд инициатив, которые давали преимущества малому бизнесу. Предприниматели стали активными участниками экономических процессов. Наметился переход к современному состоянию.
Начинающие предприниматели часто имеют только идею и мечту о собственном бизнесе. Государство поощряет начинающих предпринимателей и помогает получить средства на открытие собственного дела. Для этого, бизнесмену необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства, составить бизнес — план и представить его на рассмотрение комиссии. Утвержденные комиссией планы получают поддержку в виде разовой выплаты. Деятельность малых форм регулируется законом.
В настоящее время у предпринимателей еще много проблем, но существует прочная связь между всеми элементами системы.
Субъектом малого бизнеса может быть гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если малое предприятие ведет не один вид деятельности, то есть выполняет работы по нескольким профилям, то оно может быть отнесено по критериям к тому типу деятельности, часть которого будет преобладать в годовом обороте или в объеме прибыли за год.
Среднюю численность работников за отчетный период на малом предприятии определяют при учете всех его работников, включая тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, а также совместителей при учете реально отработанного времени и работников представительств (филиалы и прочие обособленные подразделения соответствующего юридического лица).
Малые предприятия являются олицетворением малого бизнеса. По причине своей массовости в значительной степени малый бизнес определяет социально-экономический уровень государства. С малым бизнесом связана та часть граждан, которые являются: собственниками малых предприятий, наемные работники, потребители выпускаемой (реализуемой) продукции (услуг). Малое предпринимательство способствует вовлечению в область полезной для общества и экономики государства деятельности большую долю производственных факторов, которые по соответств
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
3. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
4. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 330 c.
5. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2020. – 519 с.
6. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
7. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
8. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2020. – 349 с.
9. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
10. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2018. – № 2. – С. 42-46.
11. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
12. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 288 с.
13. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2018. – № 11. – С. 248-250.
14. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2018. – 313 с.
15. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2020. – № 23. – С. 67-69.
16. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2019. – 664 с.
17. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
18. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 420 c.
19. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
20. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 352 c.
21. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2020. – 16 c.
22. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
23. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 288 c.
24. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
25. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.