Фрагмент для ознакомления
2
создавшегося положения по мнению многих исследователей один – создание однопорядковых и действительно равноправных субъектов (как де юре, так и де факто). Для этого предлагается осуществить ряд мер:
1. Всем субъектам предоставить единый правовой статус (без исключения). В контексте возможного приобретения в будущем субъектом федерации единого правового статуса, многие исследователи предлагают их укрупнить. Думается, что подобного рода предложения оправданы. Чрезмерные дробления страны, перешедшие в нынешнюю Конституцию РФ от советского прошлого негативно отражаются на эффективности централизованного управления. Известным шагом являются 7 федеральных округов.
2. Предлагается выбрать единое наименование всех субъектов. Национальная специфика должна быть выражена в национально-культурных формированиях, объединяющих лиц в национальные формирования; в том числе на территории всей страны.
3. Всем субъектам должно быть предоставлено право принимать уставы, но не Конституции.
4. Необходимо Конституционно зафиксировать общие и единые принципы взаимоотношений федерального центра с регионами, равно как общий и единые принципы порядка формирования организации и функционирования представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.
5. В основном законе целесообразно закрепить положения о том, что разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется исключительно настоящей Конституцией. Заключение каких-то ни было договоров, соглашений между федеральным центром и субъектами федерации не допускается, так как это чревато превращением страны в некую договорную конфедерацию.
6. В Конституции РФ также имеет смысл закрепить специальные нормы, согласно которым субъекты федерации суверенны только в своих внутренних делах. Это закрепление позволит положить конец заведомо спекулятивной трактовке суверенитета субъекта РФ.
7. В целях преодоления существенных коллизий, возникающих во взаимоотношениях между центральной властью и субъектами федерации, восстановлению конституционной законности на территории всей страны следует предусмотреть в основном законе возможность применения института федерального принуждения. Для этого необходимо определить исчерпывающий перечень оснований, по которым допустимо использования названного института .
Также необходимо отметить, что примерами федеративного государственного устройства до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства – Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.
Конфедерация представляет собой союз государств.
При конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.
Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью «мягкого» развода составных частей федерации.
При конфедеративном устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного государства, конфедерация характеризуется:
1. Конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов.
2. Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого бюджета.
3. Сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.
4. Государства-участники могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах на время существования союза.
5. Выход из членов конфедерации носит уведомительный характер (в отличие от федерации).
6. Если при федерации решения принятые являются общеобязательными для всех субъектов федерации (независимо от согласия), то решения в конфедерации принимаются в случае достижения консенсуса.
7. Если решения, принятые в федеративном государстве, исполняются и реализуются посредством федеративных органов и государственных органов субъектов федерации, то решения, принятые конфедерации, реализуются только органами субъектов .
Примером конфедерации были:
• Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;
• ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.
• Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
Также в науке Конституционного права выделяется такая форма государственного устройства, как квазиконфедерация («quasi» с лат. – как бы), которая представляет собой более тесный союз, чем конфедерация. Вместе с теми связи недостаточно тесные, чтобы назвать такое политическое образование единым государством, в данном случае федерацией. Зачастую такое межгосударственное образование не может быть единым государством и в силу географических причин.
Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:
1) между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, такая ситуация возникает, когда колонии ставят своей целью перерасти в разряд государства. Деятельность таких перерождающихся колоний направлена на сохранение связи с метрополией, как в экономическом, так и в политическом плане. Вместе с тем данная колония желает обладать суверенитетом;
2) по исторически сложившимся традициям.
В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести Данию и Фарерские оострова, Гренландию; Англию и острова Пролива, остров Мэн, Голландию и Нидерландские Антильские о-ва.
Содружество представляет собой объединение государств. При этом такие государства должны быть однородны. Однородность стран, состоящих в содружестве, обусловлена следующими факторами:
3) интеграцией хозяйственных и внешнеэкономических связей (страны Содружества Независимых государств);
4) лингвистическим единством (Британское Содружество наций);
5) единообразием правовой системы, общностью культуры и религиозным единством (Лига арабских стран).
Основой содружества могут быть следующие документы:
- межгосударственные договоры,
- международные декларации,
-международные соглашения и другие документы .
Кроме того создаются органы содружества, которые не относятся ни к одному из участников содружества. Они создаются для целей согласования действий государств, которые являются участниками данного содружества. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.) .
Сообщество представляет собой союз государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе.
В сообществе может быть бюджет, надгосударственные органы.
Примером данной формы государственного устройства может служить Европейское сообщество.
Цель сообщества заключается в создании единого уровня экономического и научного и технического развития государств, которые являются участниками сообщества. При этом порядок вступления в сообщество и выхода из данного сообщества устанавливается государствами, которые являются участниками данного конкретного сообщества.
Ассоциация представляет собой объединение государств вопросам и проблем, которые имеют мировой глобальный характер .
Так, например, действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.
Под союзами понимаются объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.
В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают.
Примерами таких союзов могут служить Балтийский союз, союз Российской Федерации и Республики Беларусь и др .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенов И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2011. - 144 с.
2. Авдеев, Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации / Д.А. Авдеев // Современное право. - 2011. - № 4. - С. 12-14.
3. Авдеев, Д.А. Особенности российской модели формы правления / Д. А. Авдеев // Государство и право. – 2010. - №12. – С. 14-21.
4. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6.
5. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
6. Вельяминов, Г. М. Соотношение принципов народов и территориальной целостности, а также проблемы признания / Г.М. Вельяминов // Государство и право. – 2010. - № 10. – С.101-104.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Омега-Л, 2014. – 586с.
8. Голубцов, В. Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности / В. Г. Голубцов // Журнал российского права. – 2010. - №10. – С 61-77.
9. Завьялов, Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима / Ю. С. Завьялов // Государство и право. -2010. -№ 5. -С. 76-80.
10. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты / Е.В. Миряшева // Юридический мир. – 2010. - №11. - С. 46-47.
11. Пушкарев, С.В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления / С.В. Пушкарев // Современное право. - 2011. - № 7. - С. 17-20.
12. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2013. – 618с.
13. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2013. – 759с.
14. Попов, В. Сущность демократии. Плюсы и минусы./ В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. - 2010. - №3-4.- С. 145-152.
15. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2013. – 473с.
16. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
17. Романов, О.А. Государство в современном мире: основные тенденции / О.А. Романов // Проблемы управления. - 2009. - №1. - С. 163-168.
18. Соколов В.В. Российская либеральная юриспруденция о типологии государственного строя России и титуле монарха в начале XX в. // История государства и права. 2013. N 5. С. 23 - 26.
19. Шилов В.Н.: Политическая система России. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011. – 162с.
20. Якушик В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. - М., 2010. – С. 69-72.