Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предмет обществознание является одним из значимых ресурсов социализации обучающихся в границах образовательного процесса. Обществознание содействует решению задач, которые поставлены государством перед школьным образованием. На протяжении долгих лет предмет обществознания менялся и дополнялся.
Современные требования к учебным предметам, с одной стороны, определены изменениями в социуме и государственной политики в области образования; нормативными документами, определяющими задачи и цели обучения; требованиями к образовательным итогам. С другой стороны, учитываются новые подходы к осознанию роли и функциям предметов в обучении, достижения социально-гуманитарных наук и предметных методик.
Актуальность данной курсовой работы можно определить потребностью в изучении возможностей для дальнейшего совершенствования предмета обществознания, в том числе учебного материала, а именно расширении и усилении практико-ориентированного характера курса.
Объект курсовой работы: учебный предмет обществознание.
Предмет: анализ изменений в учебном предмете обществознание (обществоведение) в 1950-1980 гг.
Цель курсовой работы состоит в анализе развития учебного предмета обществознание (обществоведение) в 1950-1980 гг.
Сформулированная таким образом цель, предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть изменение сферы образования в России в 1950-1980 гг.;
- выделить проблемы развития обществознания в 1960-1980 гг.;
- проанализировать Факторы развития предмета обществознание, нашедшие выражение в современное время;
- описать новые формы преподавания предмета обществознание.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- сравнение и обобщение;
- метод классификации и синтеза информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что итоги курсовой работы могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и применения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы проведен анализ развития учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1950 по 1980 гг.
Во второй – проведен анализ факторов и направлений обновления предмета обществознания.
1. Процесс развития учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1950 по 1980 гг.
1.1 Изменение сферы образования в России в 1950-1980 гг.
С конца 1950-х годов начинается новый этап в развитии системы народного образования: в начале 1960-х годов в стране было введено обязательное восьмилетнее образование, а с 1966 года начался переход к всеобщему среднему образованию. Эти процессы можно рассматривать как целенаправленную политику государства, которая была во многом обусловлена не только внутренними, но и внешними факторами, «вызовом времени», связанным с развертыванием научно-технической революции. Государству требовалось новое поколение, обладающее всесторонними знаниями, интеллектуальный потенциал, способный не только создавать и разрабатывать новые технологии, но и осваивать их.
Одной из первых работ, где рассмотрены ведущие принципы государственной политики в системе советского образования, была монография А.Д. Калинина «Народное образование в СССР» . Тенденции в развитии школьного образования в 1950‒1970-е года в контексте социально-экономических процессов, происходящих в данный период в стране, анализируются в публикациях академика М.П. Кима. В качестве одной из ведущих тенденций автор выделяет стремительный рост образования населения страны, рассматривая его как один из важнейших показателей последовательной и продуманной государственной политики в сфере народного образования.
Публикации более позднего периода отличает критический подход к анализу состояния школьного образования в стране в 1960‒1980-е года. Так, анализируя развитие школьного образования в СССР в исторической ретроспективе (с 1917 до конца 1980-х годов) и отмечая достаточно высокий его уровень, достигнутый к концу 1950-х годов, И.И. Валеев характеризует 1960-е года как период «различных модернизаций» и «новаторских идей», результатом которых стали «разбухание» школьных программ и неуклонное снижение качества знаний. В итоге, по его мнению, «школа лишилась той стабильности и разумного постоянства, без которых немыслима успешная работа» .
Региональные аспекты реализации государственной политики в системе школьного образования исследуемого периода находят отражение в работах В.В. Гаврилюк, С.М. Молокова, Д.В. Кирилюка. Акцентируя внимание на основных тенденциях современной региональной системы образования, В.В. Гаврилюк обращается к историческому аспекту его становления в Тобольской губернии и последующему развитию в Тюменской области. Прослеживая динамику развития системы образования региона в исторической ретроспективе до конца 1990-х годов, автор выделяет социальные факторы, детерминирующие этот процесс. В качестве одного из ведущих факторов В.В. Гаврилюк называет образовательную политику, анализируя характер ее влияния в различные периоды становления региональной системы образования . Анализу развития школьного образования северных районов Тюменской области посвящены исследования С.М. Молокова, Д.В. Кирилюка. Рассматривая развитие культуры малочисленных народов Севера в условиях промышленного освоения, С.М. Молоков обращает внимание на бедственное положение национальных школ Югры, проявлением которого был недостаток учительских кадров, владеющих знаниями языка народов Севера, слабое материально-техническое обеспечение школ . Солидное монографическое исследование, посвященное развитию школьного образования Югры в 1945‒1991 годов, принадлежит сургутскому историку Д.В. Кирилюку . Использование широкого круга источников, в том числе воспоминаний современников, позволило взглянуть на процесс развития общеобразовательной школы не только с учетом ее количественных показателей, отраженных в статистических данных, но и воссоздать психологическую атмосферу, в которой осуществлялась деятельность школ и их педагогических коллективов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Биргибаева З.К. Роль и значение компьютерных технологий как педагогических технологий // Педагогическая наука и практика. 2014. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-kompyuternyh-tehnologiy-kak-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 30.03.2022).
2. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Человек и общество: уч. пособие по обществознанию для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1997. 398 с
3. Валеев И.И. Зигзаги советской школы. – Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. – 19 с.
4. Введение в обществознание: учебное пособие по обществознанию для учащихся 8–9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1997. 298 с
5. Гаврилова Н. Ю., Субботин В. Я. Политика советского государства по развитию школьного образования в 1960-1980-е годы: региональный аспект (на примере Тюменской области) // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-sovetskogo-gosudarstva-po-razvitiyu-shkolnogo-obrazovaniya-v-1960-1980-e-gody-regionalnyy-aspekt-na-primere-tyumenskoy (дата обращения: 28.03.2022).
6. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. – 240 с.
7. Джумаева С. А. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. 2019. №3 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-innovatsii-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-1 (дата обращения: 30.03.2022).
8. Калинин А.Д. Народное образование в СССР. – Москва: Педагогика, 1972. – 143 с.
9. Кирилюк Д.В. Развитие школьного образования в Югре (1945–1991 гг.) – Курган: ООО «Курганский дом печати», 2019. – 400 с.
10. Конституция СССР [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения: 28.03.2022).
11. Кудрина М. В., Логунова Л. И., Петрунина Ю. Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию издательства «Русское слово») // Высшее образование в России. 2017. № 10 (26). С. 134–143 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-epohu- informatsionnogo-vyzova-o-kontseptsii-uchebnika-po-obschestvoznaniyu (дата обращения: 30.03.2022).
12. Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. Как создавалось современное школьное обществознание // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-sozdavalos-sovremennoe-shkolnoe-obschestvoznanie (дата обращения: 28.03.2022).
13. Лазебникова А.Ю., Французова О.А. Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления // Ценности и смыслы. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnik-obschestvoznaniya-etapy-faktory-i-napravleniya-obnovleniya (дата обращения: 30.03.2022).
14. Молоков С.М. Культура малочисленных народов Севера Сибири в условиях промышленного освоения территории. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2010. – 179 с.
15. Мусабекова Г. А. Особенности школы инновационного типа // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-shkoly-innovatsionnogo-tipa (дата обращения: 30.03.2022).
16. Некоторые показатели демографических процессов и социального развития Тюменской области: Стат. сб. – Тюмень: Статистическое управление Тюменской области, 1983. – С. 85, 180–181; 184–185.
17. Немцев М. Ю. К истории советской академической дисциплины «Основы научного коммунизма» // Идеи и идеалы. 2016. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-sovetskoy-akademicheskoy-distsipliny-osnovy-nauchnogo-kommunizma (дата обращения: 28.03.2022).
18. Постановление Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm (дата обращения: 28.03.2022).
19. Романова Марина Юрьевна Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-predmet-ekonomika-sovremennoe-soderzhanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 28.03.2022).
20. Ступницкая М. Критериальное оценивание // Педагогические измерения. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnoe-otsenivanie (дата обращения: 28.03.2022).
21. Тимофеева Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования советской молодежи: исторический опыт 50-60-х гг. Xx в // Вестник РУДН. История России. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-obschestvovedcheskogo-obrazovaniya-sovetskoy-molodezhi-istoricheskiy-opyt-50-60-h-gg-xx-v (дата обращения: 28.03.2022).
22. Усова Н. А. Возможности использования проблемно-поисковой образовательной технологии в подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности // Образование и проблемы развития общества. 2021. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-problemno-poiskovoy-obrazovatelnoy-tehnologii-v-podgotovke-buduschego-pedagoga-k-professionalnoy (дата обращения: 30.03.2022).
23. Шегаев, И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4721/ (дата обращения: 30.03.2022)