Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Использование дидактических игр в обучении математике является важным средством активизации учебной деятельности школьников, они могут широко использоваться как средство обучения, воспитания и развития ученика.
Дидактические игры при их разумном применении могут стать эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков. Как показывает практика, интерес к математике как к учебному предмету невелик.
Поэтому задача творческого учителя - привить интерес к предмету, желание его изучать. В связи с этим преподаватели-практики находятся в поиске новых эффективных методов обучения. Использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания является одним из признанных и современных методов преподавания математики. Они очень хорошо ладят с "серьезным" преподаванием. Включение игровых моментов в учебный процесс делает обучение более интересным и занимательным, создает особое рабочее настроение. Использование игровых действий поддерживает и даже может повысить интерес школьников к учебному предмету – математике.
Цель работы: разработка дидактических игр, реализующих различные дидактические цели на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Определить место дидактических игр в системе различных видов деятельности на уроке математики.
3. Провести сравнительный анализ УМК по математике в структуре учебной деятельности начальной школы.
4. Выявить система игр для различных типов уроков по математике.
Методы исследования:
1. Методика изучения литературы по теме;
2. Метод теоретического поиска;
3. Наблюдение, беседа.
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактических игр.
Предметом исследования является система дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1. 1. Понятие о дидактической игре и ее структуре
Дидактическая игра, как и любая игра, — это самостоятельная деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной.
"Дидактическая игра - сложное явление, но она четко раскрывает структуру, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровой деятельности одновременно".
"Дидактические игры относятся к типу "игр по правилам", которые включают в себя мобильные и музыкальные игры. Они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учащихся: интеллектуального, нравственного, волевого и эмоционального".
Игровой процесс подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с конкретной темой учебной программы. Это предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации идеи игры [20].
Учебная задача в дидактической игре не ставится непосредственно перед детьми, поэтому в педагогической литературе все время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала. "Двойная природа" игры – образовательная направленность и игровая форма - позволяет вам стимулировать овладение конкретным учебным материалом в непринужденной манере.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью можно углубить и закрепить полученные студентами знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока учитель проводит дидактические игры, независимо от того, являются ли они новыми для учащихся, или они уже знакомы с ними. Учитель должен играть роль как организатора, так и лидера. Если игра уже знакома детям, то они запоминают только правила.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. "Игры обычно классифицируются в соответствии с дидактическими задачами урока. Это, прежде всего, обучающие, контролирующие игры. Игра будет образовательной, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, навыки и умения или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре. Более того, результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче мотив познавательной деятельности выражен не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Игра будет контрольной, дидактическая цель которой - повторить, закрепить. Проверка ранее полученных знаний. Для участия в нем каждому студенту необходима определенная математическая подготовка [24, с. 69-70].
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению междисциплинарных связей, направленных на приобретение навыков действий в различных образовательных ситуациях".
"Игра всегда содержит элемент неожиданности и странности, любая задача или проблема решается. Поскольку игра также может носить репродуктивный характер, мы считаем целесообразным различать два типа таких игр: игровая ситуация, когда ученик увлекается формой задания; математическая игра, когда ученик увлекается содержанием задания. Возможны комбинации этих двух типов."
"Дидактические игры также используются во внеклассное время. Учитель разучивает с учениками дидактическую игру; он стимулирует рост способности учащихся к самоорганизации: объединяет их для проведения, учит правильно распределять предметы, доступные для игры, выбирать лидера, когда это необходимо, соблюдать правила игры. Учитель должен поощрять способность учащихся самостоятельно организовывать дидактические игры".
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Абушаева З.М. Приёмы работы учителя по формированию вычислительных умений в начальной школе / З.М. Абушаева З.М., В.С. Ионова В.С. // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвуз. сб. науч. трудов. - Саратов, 2017. - С. 183-188.
3. Бажан З.И. Значение устных вычислений и их использование на уроках маиематики в начальной школе / З.И. Бажан // Проблемы современного педагогического образования. 2020. - № 66-1. - С. 19-21.
4. Воронина М.В. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков в начальной школе / М.В. Воронина, С.С. Шимко, И.Д. Мухтарова // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов XLVII всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 06-28 марта 2017 г.) / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск, 2017. - С. 63-68.
5. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе М.: Планета, 2019. -535 c.
6. Галанжина, Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе (+ CD-ROM) / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - 105 c.
7. Глушкова Ю.Н. Дидактическая игра как средство формирования вычислительных навыков школьников на уроках математики / Ю.Н. Глушкова // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 14. - С. 258-260.
8. Далингер В. А. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 187 с.
9. Еркина С.Л. Общая характеристика формирования вычислительных приёмов и навыков у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / С.Л. Еркина, Т.В. Коратаева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф.( Чебоксары, 29 марта 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. - С. 38-39.
10. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики // Начальная школа. - 2019. - №10. -С. 41-45.
11. Ивановская, Е. В. Двойкам - нет! Математика. Начальная школа (набор из 250 карточек) / Е.В. Ивановская. - М.: Ребус, 2015. - 250 c.
12. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков // Начальная школа. - 2017. - №1.- С. 18-22
13. Клепикова Л.Н. В гармонии с природой. 3455 экологических задач по математике для начальной школы. Комплекс дидактических материалов / Клепикова Людмила Николаевна. - М.: Концептуал, 2017. - 424 c.
14. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 2015. - 420 с.
15. Корнеева Т.А. Дидактические игры как средство формирования проектных умений младших школьников. М.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - 2016. -С. 271-277
16. Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома для 2 класса четырехлетней начальной школы / Е.Э. Кочурова. - М.: Вентана-Графф, 2017. -187c.
17. Кутузова Е.И. Формирование вычислительных умений и навыков младших школьников / Е.И. Кутузова, В.Н. Зиновьева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов психолого-пед. секций регион. университет. науч.-практ. конф. Сер. "Психолого-педагогические науки" (Калуга, 16 янв.-16 апр. 2017 г.) – Калуга, 2017. - С. 56-61.
18. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. -2017.- №52. -С. 201-204.
19. Моро, М.И. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырехлетней начальной школы / М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр. - М.: Просвещение; Издание 2-е, 2016. - 127 c.
20. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - М.: Владос, 2019. - 210 c.
21. Степанова, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2016. - 220 c.
22. Узорова, О. В. Большой справочник по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, 2017. – 176 c.
23. Шадрина И. В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2018. -279 с.
24. Эскендеров А.А., Казнева Л.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Журнал «Начальная школа»- 2019- №7-с. 46-48
25. Яковлева Т.И. Математические игры // Журнал «Начальная школа»-2018- №12- с. 69-70