Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений деятельности государства в любом обществе является выполнение им собственно экономических функций, направленных на создание условий для эффективной деятельности субъектов экономики и национальной экономики в целом, рост благосостояния населе-ния, повышение конкурентоспособности и обеспечение экономической без-опасности страны.
Актуальность темы исследования обусловлена остротой поставленных проблем и именно она, предопределила цель исследования.
Степень теоретической разработанности темы. Огромная работа в направлении исследования малого бизнеса проделана рядом ученых, среди которых: Д. Белл, О.Н. Балаева, Т.Д. Бурменко, С. Губанов, Л. Демидова, И.И. Дюмулен, В.Л. Иноземцев, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ю.В. Пискулов, М.Д. Предводителева, П.В. Савченко, В.Н. Соловьев, Э. Тоффлер, Р. И. Цвылев, Е.С. Шленскова, Ван Цзицзы, Ван Чжаншэн, Ни Лун Фон, Жан Син Пин, Син Бей, Чжан Пин, Чжан Чжаоюань, Ян Дэлинь, и других.
Исследования сферы малого бизнеса как современной отрасли, опира-ющейся на модернизацию технологического процесса, инновации, отражены в трудах Н.Г. Адамчук, С.С. Алабяна, А Гуреева, С.М. Иовчук, ЯА.Новикова, Ю.В. Н.В. Розановой, В.А. Федосова, В.Н. Филиной, Л.В. Шемякиной, С.Ю. Ягудина, Ван Мэнкуй, Ван Синлин Ли Цзи Шен, И-цзин, Кэ Янь и других.
В работах перечисленных авторов сфера малого предпринимательства рассматривается чаще с позиции макроэкономики, как отдельный сектор.
Цель – изучить особенности развития малого предпринимательства в России. Задачи:
исследовать аспекты развития малого предпринимательства в России;
оценить состояние малого предпринимательства с позиций его роли в модернизации российской экономики;
изучить нормативно-правовую базу развития малого предпринима-тельства;
провести анализ проблем развития малого предпринимательства в со-временных условиях;
привести общую характеристику деятельности малого предпринима-тельства;
провести анализ государственной поддержки малого предпринима-тельства.
Объект – малое предпринимательство. Предмет – особенности развития малого предпринимательства в России.
В качестве методической базы использовались общенаучные методы исследования ими стали: системный, конкретно-исторический подход к ис-следуемым проблемам, разработки российских и зарубежных ученых в об-ласти развития мирового хозяйства и международных экономических отно-шений, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, обобщение, методы системного и функционального анализа.
Методы исследования, применяемые при написании работы. В иссле-довании использовались следующие методы: системный; структурный; функ-циональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы син-теза и анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении про-блем развития предпринимательства в конкурентной среде региона.
Практическая значимость исследования состоит в обоснованности необходимости усиления роли государства в стимулировании инновацион-ной деятельности, внешнеэкономической деятельности российских экспорт-но-ориентированных субъектов малого бизнеса с целью поддержки развития инновационных форм для достижения конкурентных преимуществ на меж-дународных рынках странами догоняющего развития в условиях глобализа-ции мировой экономики.
Новизна исследования состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем развития предпринимательства в конкурентной сре-де региона и разработке рекомендаций по совершенствованию развития предпринимательства в конкурентной среде региона.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные тру-ды по экономической теории, теории управления инновационно-инвестиционными процессами.
Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и правовые акты РФ, регламентирующие экономическую деятельность инсти-туциональных структур поддержки инновационной деятельности субъектов малого бизнеса, справочно-статистические материалы Росстата, Федеральной службы статистики РФ, а также аналитические статьи в периодической печати и размещенные на сайтах Интернета.
Структура работы обусловлена ее целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМА-ТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Состояние малого предпринимательства в России
Малое предпринимательство занимает значимое положение в рыноч-ной экономике.
С помощью предпринимательства рыночная экономика получает воз-можность активного и динамичного функционирования .
Это определено тем, что с точки зрения социально-экономического подхода в малом бизнесе фактическим предпринимателем является сам соб-ственник, который управляет своей деятельностью и является единственным работником на нем.
Все предприятия, относящиеся к малым, обладают мобильностью и вы-сокой динамичностью.
Интенсивно совершить перестройку хозяйственного комплекса регио-нов позволяет наличие большого числа малых предприятий в стране. Одни-ми из преимуществ таких предприятий являются (рис. 1):
- образование новых рабочих мест;
- быстрый сбыт научно-технических новшеств;
- возрождение подсобных производств и т.д.
Основными условиями обеспечения благоприятной среды для развития предпринимательства можно назвать формирование инфраструктуры под-держки предпринимательства, усовершенствование нормативно-правовой базы в указанной области, господдержку предпринимательства.
Кроме того, преимуществами малых предприятий являются низкие за-траты при создании и быстрая окупаемость. Малый бизнес отличается мо-бильностью и высокими адаптационными качествами, низкой затратностью.
Малый бизнес формирует конкурентную среду, в которой в качестве основных форм борьбы выступают рыночные инструменты, подразумеваю-щие лучшую цену и качества продукта. Малый бизнес позволяет получить преимущества, помогающие развитию экономики и конкурентной среды ре-гионов и всей страны.
Предприятия, которые находятся на раннем этапе своего развития, обычно характеризуются стремлением быстро коммерциализировать ради-кальные инновации и базируются на внешнем финансировании. Рынок дол-жен развиваться под них на основании развития ими новых технологий. Темп роста малых предприятий сложно спрогнозировать и проанализиро-вать. Малые инновационные предприятия приходят к успеху в результате экспериментирования.
К особенностям малого бизнеса можно отнести следующие характери-стики (рис. 2):
- заполнение всех ниш рынка;
- высокая гибкость и адаптация к изменениям;
- нет необходимости в большом финансовом капитале при открытии предприятия;
- обеспечение роста конкуренции, что ослабляет барьеры входа на ры-нок и монополизм;
- стимулирует появление среднего класса – основы экономического развития регионов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
5. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru;
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/;
8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
9. Указ Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 54, 29.09.2020.
Литература
10. Адамская Л.В. Оценка и пути совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве // Самоуправление. 2020. № 3 (120). С. 103-106.
11. Акашев Р.Д., Жакупова С.К. Вопросы методологии интернет-маркетинга малого и среднего бизнеса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2022. № 1-3 (81). С. 6-10.
12. Ахмедов Ф.В. Формирование малого бизнеса в экономике региона // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2014.
13. Басарева В.Г. Малый бизнес в системе восстановления траектории экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2017. – N 5. - с.79-87.
14. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. - 2016. - N 6. - с.97-108.
15. Волчкова К.В. Специальные налоговые режимы и эффективность их применения субъектами малого и среднего бизнеса // Научный Лидер. 2022. № 3 (48). С. 259-261.
16. Говердовская Ю. Тенденции и предпосылки перехода малого бизнеса к цифровизации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 929-932.
17. Головинов О.Н., Аветисова А.А. Малый бизнес: проблемы и пути их решения // Мир науки и образования. 2016.
18. Зайцева М.В. Пути улучшения платежеспособности предприятия малого бизнеса в условиях повышенных рисков ухудшения рыночной конъюнктуры // Экономика и социум. 2022. № 2-2 (93). С. 626-629.
19. Караева А.Р. Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы развития // StudNet. 2022. Т. 5. № 1.
20. Когда банки не верят в бизнес, наша задача - поддержать гарантиями и помочь МСП расти. Интервью с исполнительным директором фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы А. Э. Куприновым // Банковское дело. 2020. № 4. С. 2-4.
21. Корягина В.В. Современные тенденции кредитования предприятий малого бизнеса в России // В сборнике: Молодые исследователи: взгляд в прошлое, настоящее, будущее. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений II Международной студенческой научно-практической конференции. Смоленск, 2022. С. 174-181.
22. Кулова А.З. Вектор государственной поддержки малого бизнеса в РФ // В сборнике: цели и пути устойчивого экономического развития. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 82-86.
23. Морозова М.А. Оценка структуры и динамики кредитования малого бизнеса // Студенческий вестник. 2022. № 5-4 (197). С. 47-48.
24. Официальный сайт Мэра Москвы, страницы Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Раздел «Деятельность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/dpir.
25. Проблемы малого бизнеса в условиях COVID-19 / Насыров Д.Р., Захаров А.К., Озеров С.Л., Буракова И.Б. // В сборнике: инновации в управлении социально-экономическими системами (ICIMSS-2021). Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами» (ICIMSS-2021). 2022. С. 292-299.
26. Пути снижения предпринимательских рисков на примере развития малого бизнеса подмосковья / Пястолов О.А., Лембей А.И., Макарова Е.И., Паршиков Д.М. // Товаровед продовольственных товаров. 2022. № 1. С. 34-43.
27. Современное состояние развития малого бизнеса в России / Магомедова З.Г., Магомедова Э.С., Курбанова Д.З. // Студенческий вестник. 2022. № 3-5 (195). С. 15-17.
28. Шибецкий В.А. Кадровый потенциал организации и повышение эффективности его использования на примере предприятий малого и среднего бизнеса // Парадигма. 2022. № 1. С. 90-96.