Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Постановка проблемы. Второе десятилетие XXI века было отмечено событиями, оказавшими значительное воздействие на взаимоотношения многих крупных игроков на международной арене. Сказались они и на развитии российско-германских отношений. В результате проблем, вызванных внутриполитическими событиями в России в 2011-2012 гг., украинским и сирийским кризисами, под угрозой оказались отношения тесного сотрудничества России и Германии, заложенного в начале 2000-х гг. канцлером Г. Шредером и президентом В. Путиным. Отношения стран, долгое время определявшиеся как «стратегическое партнерство», понимаемое как «долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов международных отношений для достижения общих целей для решения государственных задач». Между тем Германия была и остается крупнейшим торговым партнером России и одним из ключевых игроков ЕС, во многом задающим тон российско-европейским отношениям. Поэтому рассмотрение проблем и перспектив российско-германских отношений представляется весьма актуальным.
Актуальность темы. На современном этапе «отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляют собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России». Переплетение исторических интересов крупных государств и их народов происходит сложно. Россия и Германия на протяжении веков особым образом связаны между собой. В 2002 году праздновался двухвековой юбилей российского дипломатического ведомства. Министр иностранных дел России отмечаел, что создание российского МИД совпало с периодом формирования «европейского концерна» - системы международных отношений, которая просуществовала целое столетие, вплоть до начала Первой мировой войны. Для русской дипломатии этой эпохи было характерно стремление действовать совместно с другими великими державами везде, где это не противоречило национальным интересам страны.
Степень изученности темы. Российско-германские отношения на протяжении длительного периода развития Российского государства занимали особое место во внешней политике, но они постоянно оказывали влияние и на внутреннюю ситуацию в нашей стране. Поэтому проблематика российско-германских связей может быть названа достаточно хорошо изученной. Объединение Германии, став знаковым событием в послевоенной истории, способствовало повышению внимания исследователей к различным аспектам как внутреннего, так и внешнеполитического курса ФРГ. Необходимо отметить труды российских и немецких авторов: JIM. Воробьевой, В. Гросса, Г. Крейга, И.Н. Кузьмина, Г. Лангута, И.Ф. Максимычева, Н.В. Павлова, A.JI. Соловьева, E.H. Спасского, A.M. Филитова.
Объектом исследования является содержание внешней политики и политики в области безопасности ФРГ, определяющее ее отношение к Российской Федерации и обусловливающее характер и состояние российско-германских отношений.
Предметом исследования является отношения России и Германии после падения Берлинской стены.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на материалы современных публикаций и исследований, показать тенденции развития российско-германских отношений после объединения Германии и особенно за период после выборов в бундестаг 1998 года в ФРГ. Исходя из намеченной цели, в исследовании будут решаться следующие задачи:
- проанализировать современное положение Германии в мире;
- рассмотреть роль Германии в европейской политике;
- рассмотреть становление и осуществление новых отношений между Россией и Германией на современном этапе по широкому кругу двусторонних отношений.
Хронологические рамки определяются тем, что основное место в нем принадлежит характеристике российско-германских отношений и, особенно, политики ФРГ на российском направлении по состоянию на сегодняшний день. Таким образом, в хронологическом отношении данная работа ограничивается десятилетним периодом - с конца 1990 года по весну 2021 года.
Источниковая база какие документы изучали. Она включает акты государственного законодательства, начиная с конституций Российской Федерации и Германии и заканчивая документами субъектов двух федераций, закрепляющих правовую основу двусторонних отношений2. Особый интерес представили мемуары государственных и политических деятелей, которые способствовали приданию позитивного характера российско-германским связям - В. Брандта, М.С. Горбачева, X. Модрова, Г. Шмита, Л. Эрхарда. В данном плане можно привести издание заявлений, записей бесед, официальных протоколов, касающихся объединения Германии. Большинство документов, содержащихся в сборнике «Михаил Горбачев и германский, Конституция Российской Федерации. М., 1993; Основной закон Федеративной Республики Германия: Обнародован Парламентским советом 23 мая 1949 года (с последующими изменениями и дополнениями до 16 июля 1998 года), Брандт В. Воспоминания. М., 1991; Брандт В. Демократический социализм. Статьи и речи. М., 1992; Горбачев М.С. Как это было: [Объединение Германии]. М., 1999. Сборник документов 1986-1991.», касаются не негативных последствий объединения Германии, а выигрыша Европы и демократии в мире.
Методологической основой являются категории политического реализма, сравнительного анализа в международных отношениях.
ГЛАВА 1. Место и статус ФРГ в современном мире
1.1.Современная общегерманская картина политической жизни
Еще до создания Федеративной республики западные зоны оккупации были включены в план Маршалла и европейские торговые структуры, которые на нем основывались. В последующие годы политика западной интеграции проводилась последовательно, без учета все более жесткого разделения Германии. В этом и заключалась суть внешней политики первого канцлера ФРГ Аденауэра. Федеративная Республика должна быть прочно закреплена в западноевропейских и атлантических отношениях и, таким образом, должна быть как защищена, так и защищена от националистических особых путей. Аденауэр был готов выступить вперед по отношению к Западу и пойти на далеко идущие компромиссы, чтобы добиться улучшения с его помощью. С помощью этого прагматичного подхода ему удалось придать импульс западноевропейскому соглашению и привести Федеративную Республику в качестве партнера в Европейское и атлантическое государственное сообщество (европейская политика) .
В Питерсбергском соглашении 1949 года Аденауэр дошел до конца западных разборок. Одновременно Федеративная Республика вошла в состав Рурского управления, санкционировав тем самым специальный контроль за ядром немецкой промышленности. В 1952 году с Европейским сообществом угля и стали (EGKS) возникла наднациональная европейская структура, которая, с одной стороны, контролировала тяжелую промышленность Германии, но с другой стороны, в которой Федеративная Республика сотрудничала как равноправный партнер с Францией, Италией и государствами Бенилюкса. В 2002 году срок действия этого контракта истек. Тем не менее, дальнейшие европейские проекты, такие как Европейское политическое сообщество (EPG) и Европейское оборонное сообщество (EVG), в котором немецкие войска должны были размещаться без прямого участия НАТО, потерпели неудачу в сопротивлении Франции. Вместо этого в 1955 году Федеративная Республика стала партнером Западноевропейского союза (WEU) и НАТО (Внешняя безопасность/ оборона/НАТО) по Парижским договорам, которым она подчинила все будущие войска. Она отказалась от собственного ядерного, биологического и химического (ABC) оружия и получила суверенитет-за исключением четырех держав - юрисдикций над Берлином и всей Германией. Частью пакета контрактов было соглашение с Францией об окончательном отделении страны Саар (земли Саар), которая должна была оставаться под французским влиянием в соответствии с "европейским статутом". Когда народ Саара подавляющим большинством голосов отверг эту модель, Саар вернулся в состав Федеративной Республики в 1957 году .
На Мессинской конференции 1955 года Федеративный союз договорился с Францией, Италией и государствами Бенилюкса о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое началось одновременно с Европейским ядерным сообществом (Евратом) в 1957-58 годах. ЕЭС поддерживалась обеими крупными партиями, СВДП отвергала ее как слишком протекционистскую. Она имеет в качестве зародышевой клетки ЕС или ЕС. ЕС приобрел большое значение в долгосрочной перспективе, предоставив Западной Европе стабильную экономическую основу и открыв большой рынок для компаний, а также для потребителей.
В рамках политики релаксации постепенно складывались своеобразные особые отношения между двумя германскими государствами. Правда, на границе остались стены, колючая проволока и выстрелы, акцент на самостоятельности ГДР и конституционная заповедь о воссоединении на Западе. Но жесткость тоталитарной жестокости была смягчена
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Басов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и международные отношения. 2018, т. 62, №10. С. 55-63.
2. Белов В.Б. Позитивные тенденции в хозяйственно-политической кооперации с Россией // Германия. 2017 Доклады Института Европы №354. Под ред. В.Б. Белова. М., 2018. С. 64-71.
3. Четверикова А.С., Баронина Ю.А. Взаимодействие России и Франции: межтерриториальный уровень // Контуры глобальных трансформаций. Vol. 11, №1, 2018. С. 139-155.
4. 1 Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: законы геополитики / С. Б. Переслегин // Классика геополитики. XX век. - М.: АСТ, 2003. - С. 700731.
5. Иванов В. Д. Теоретические модели глобализации / В. Д. Иванов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2007. - Вып. 4. - С. 52-59.
6. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Н. Суслова // Академический бестселлер. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 200 с.
7. Иртенина Н. Традиция и ускользающие смыслы бытия / Н. Иртенина // Традиция и русская цивилизация. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - С. 144-169.
8. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / ред., сост., предисл. И. В. Бестужева-Лады. - М.: Academia, 2000. - 480 с.
9. Deutsche Minderheiten als Versteher zweier Welten. Fabritius beim 15. Forum der Russlanddeutschen in der Region Altai // https://www.aussiedlerbeauftragter.de/SharedDocs/ Kurzmeldun-gen/AUSB/DE/kulturforum-altai.html.
10. Ost-Ministerpräsidenten stellen Russland-Sanktionen infrage // Spiegel. 29.01.2018. // http:// www.spiegel.de/politik/deutschland/grosse-koalition-ost-ministerpraesidenten-stellen-russland-sanktionen-infrage-a-1190447.html.