Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире, вступившим в эпоху глобализации, важной составляющей мирного и комфортного существования людей становится межкультурная коммуникация. Коммуникация предполагает собой обмен культурными ценностями, традициями, а также поиск компромиссов для понимания и взаимодействия культур. Один из способов такой коммуникации является диалог.
Диалог может осуществляться различными способами, мы рассмотрим коммуникацию через массмедиа, в частности, онлайн-массмедиа. В нашем понимании, возможности СМИ в предоставлении пространства для межкультурной коммуникации намного шире, чем кажется на первый взгляд.
В сложившейся на сегодняшний день социально-экономической и политической ситуацией в мире очень важно получать большое количество компетентных мнений о происходящем и будущем, которое ждет всю Россию и каждый ее отдельный регион.
Степень изученности темы. К вопросу изучения интервью в журналистской деятельности обращаются многие ученые: В.В. Ворошилов, А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик, С.М. Гуревич, А.В. Колесниченко, М.М. Лукина, М.И. Шостак, Н.В. Кодола и др. Это обусловлено популярностью данного жанра, его спецификой, потребностью аудитории к диалогу и открытому общению.
Новизна работы заключается в том, что в курсовой работе определена специфика построения интервью в региональной общественно-политической и экономической газете, выявлены основные тенденции в построении вопросов журналиста и выбора тематики для диалога.
Целью данной работы является анализ специфики построения интервью в независимой газете «БИЗНЕС ONLINE». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть интервью как форму журналистской коммуникации.
2. Охарактеризовать виды интервью и их назначение.
3. Раскрыть коммуникативные и языковые особенности интервью.
4. Составить общую характеристику независимой газеты «БИЗНЕС ONLINE»
5. Проанализировать специфику интервью в разделе «Экспертное интервью» и рубрике «Персона».
Объект исследования – интервью в независимой газете «БИЗНЕС ONLINE».
Предметом исследования курсовой работы стала специфика построения интервью в независимой газете «БИЗНЕС ONLINE».
Эмпирическую базу исследования составили выпуски издания за последние полгода.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: контент-анализ, сравнительно-сопоставительный метод. В процессе работы также были использованы методы наблюдения, изучения документов и дедукции.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением подробного анализа научных источников, посвященных теории, методике и практике составления и проведения интервью как одной из самых сложных и интересных форм деятельности современного журналиста, особенно работающего в общественно-политической газете. Полученные теоретические данные можно использовать для продолжения исследований в этом направлении.
Практическая значимость данной работы: результаты исследований будут полезны студентам отделений журналистики, медиакоммуникаций, социологии и психологии, IT-сферы, начинающим журналистам, социологам и психологам, профессионалам, а также руководителям, работающим в средствах массовой информации.
Учитывая авторитетность независимой газеты «БИЗНЕС ONLINE» в конкретном регионе, здесь работают профессиональные журналисты, прошедшие жесткий отбор, что говорит о том, что составленные и проведенные ими интервью могут служить образцом для подражания начинающими журналистами.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интервью – это важная форма работы журналиста с собеседником или источником информации. При этом предполагается, что журналист должен быть готов взаимодействовать с собеседником. Верхом непрофессионализма журналиста является неподготовленность. Здесь имеется в виду «плавание» интервьюера в изучаемом вопросе.
2. Интервью является важным способом получения информации журналистом. При этом в ходе формирования текста интервью журналист может изменить акценты, добавить смыслы и т.д. Здесь нужно добавить, что сегодня интервью – это самый быстро развивающийся сегмент журналистики. Гораздо важнее тот факт, что журналистика при помощи интервью способов менять ракурс рассматриваемой проблемы.
3. Журналист может менять ракурс, а, следовательно, точку зрения изучаемой проблемы. Современные формы интервью позволяют получать у собеседника ответы в любое время.
4. Газета «БИЗНЕС Online» – самое цитируемое интернет-издание России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, ведущее деловое СМИ в Республике Татарстан. Проект стартовал в 2007 году и за короткое время обрел многочисленное ядро постоянных читателей. В основном, это руководители высшего и среднего звена, представители малого и среднего бизнеса – все, кого интересует достоверная картина происходящего в деловой жизни Республики Татарстан.
5. В разделе «Экспертное интервью» размещаются те интервью, которые отличаются высоким уровнем профессионализма журналиста, выявлением авторитетного мнения по острой проблеме, при этом здесь наблюдается креативный подход, автор находится на равных со своим героем, формулирует вопросы на основе собственного мнения.
6. В рубрике «Персона» интервью, скорее, носят развлекательный характер, не поднимают серьезных проблем, знакомят читателей с интересными людьми, бизнес-проектами. Такие интервью не относятся к разряду «острых», при этом они выполняют информационную, познавательную функцию.
ГЛАВА 1. ИНТЕРВЬЮ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1. Интервью как форма журналистской коммуникации
В современном мире, вступившим в эпоху глобализации, важной составляющей мирного и комфортного существования людей становится межкультурная коммуникация. Коммуникация предполагает собой обмен культурными ценностями, традициями, а также поиск компромиссов для понимания и взаимодействия культур. Один из способов такой коммуникации является диалог [15, с. 106].
Диалог может осуществляться различными способами, мы рассмотрим коммуникацию через массмедиа, в частности, онлайн-массмедиа. В нашем понимании, возможности СМИ в предоставлении пространства для межкультурной коммуникации намного шире, чем кажется на первый взгляд.
Интервью – самая очевидная возможность для межкультурного диалога. Мы можем предполагать, что за кадром была проведена беседа, произошла интеракция между журналистом и интервьюируемым. В данной работе нас интересуют два вида интервью: интервью-портрет, в котором мы узнаем о личности и жизни отдельного человека, и информационное интервью, в котором журналист стремится найти ответ на определенный вопрос, выслушать мнение интервьюируемого по какому-либо событию [27].
Однако в полной мере диалогом назвать интервью нельзя. Выглядящее как диалог, информационное интервью дает обманчивую возможность непосвященному читателю представить данную беседу как равную. Однако выделяются асимметричные властные отношения во время проведения интервью-исследования, которые мы можем применить и к информационному интервью по сходству целей [5, с. 235].
Фрагмент для ознакомления
3
Источники:
БизнесOnline. – [Электронный ресурс] https://www.business-gazeta.ru/ (Дата обращения: 02.04.2022).
Список использованной литературы:
1. Арканова, Ю.С. Современные подходы к организации и проведению интервью / Ю.С. Арканова. – Липецк: Гренада, 2018. – 338 с.
2. Богданов, Н.Г., Вяземский, Б.А. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, В.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. – 420 с.
3. Голикова, В.Н. Журналистика вчера и сегодня / В.Н. Голикова. – Сызрань: Бета, 2020. – 670 с.
4. Гуляева, С.М. Практическая журналистика / С.М. Гуляева. – М.: Перекресток, 2020. – 430 с.
5. Игонина, С.В. Телекоммуникации в современном мире / С.В. Игонина. – Кемерово: Приоритет, 2019. – 520 с.
6. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С.Н. Ильченко. – СПб.: Институт «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – 236 с.
7. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 416 с.
8. Кройчик, Л.Е. Принципы публицистического творчества / Л.Е. Кройчик // Вестник Московского университета. – 2014. – № 5. – С. 130–145.
9. Лукина, М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 378 с.
10. Маратов, И.Г. Современная журналистика / И.Г. Маратов. – Тамбов: Стандарт, 2020. – 470 с.
11. Мартыненко, С.А. Типология работы журналиста / С.А. Мартыненко. – Воронеж: Смена, 2021. – 328 с.
12. Соловьева, И.М. Типология интервью в современной журналистике / И.М. Соловьева // Вопросы журналистики. – 2021. – № 12. – С. 33–46.
13. Сыченков, В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации / В.В. Сыченков. – Казань, 2007. – 221 с.
14. Таюпова, О.И. Медиакоммуникация с позиции социальной коммуникации / О.И. Таюпова // Вестник Башкирского университета. – 2017. – № 2. – С. 467–471.
15. Таюпова, О.И. Медиатекст и медиадискурс / О.И. Таюпова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. – 180 с.
16. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 380 с.
17. Хвальнова, Е.В. Теория и практика массовых коммуникаций / Е.В. Хвальнова. – Саратов: Пламя, 2020. – 366 с.
18. Чурилова, В.Г. Модные тенденции в современной журналистике / В.Г. Чурилова. – Пермь: Обелиск, 2021. – 334 с.
19. Шарапова, Е.С. Современные виды журналистской деятельности / Е.С. Шарапова. – Астрахань: АСТ, 2020. – 284 с.
20. Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. –М.: РИП-холдинг, 2001. – 298 с.
21. Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е изд. / А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 570 с.
22. Янчева, Н.Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Н.Ю. Янчева. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – 184 с.
Интернет-источники:
23. Долгина, Е.С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е.С. Долгина, М.А. Веснина // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 1109–1111. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/87/16897/ (Дата обращения: 02.04.2022).
24. Мажура, А.В., Тимофеева, Е.Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве / А.В. Мажура, Е.Д. Тимофеева // // КиберЛенинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoi-klassifikatsii-intervyu-v-zhurnalistskom-tvorchestve (Дата обращения: 02.04.2022).
25. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – [Электронный ресурс] https://ozhegov.slovaronline.com/ (Дата обращения: 02.04.2022).
26. Таюпова, О.И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью / О.И. Таюпова // Science of Europe. 2018. – [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (Дата обращения: 02.04.2022).
27. Шарапов, Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая / Э.Х. Шарапов // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 668–671. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/146/41075/ (Дата обращения: 02.04.2022).