Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Текущие социально-культурные условия диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации досуговой деятельности библиотек. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуального досуга, как одной из форм деятельности библиотек. Однако, выполнение основной функции, которая заключается в продвижении чтения, продолжает оставаться затруднительным вследствие потери интереса пользователей к этому занятию. Эта проблема может перестать быть таковой, если библиотека организует досуг, способствующий развитию интеллекта пользователей. В этом случае пропаганда чтения перестает представляться затруднительной, поскольку саморазвитие личности невозможно без включения в активное чтение. Вышесказанное определило актуальность выбранной нами темы: клубы и любительские объединения в библиотеках: от замысла к воплощению.
Профессиональная литература освещает широкий спектр досуговых библиотечных форм, которые подробно классифицировали в своих работах В. А. Бородина, Г. В. Головина, JI. C. Жаркова, Т. Б. Ловкова. Технологии организации библиотечных досуговых мероприятий отражаются в работах Л. С. Жарковой, Г. К. Олзоевой, Т. Б. Ловковой. Содержание понятия досуговой деятельности, ее субъектов, структуры, функций нашло отражение в публикациях Е. И. Григорьевой, В. З. Дуликова, П. Ф. Максютина, Г. Н. Новиковой, Ю. А. Стрельцова. В последнее время стали появляться публикации по проблемам интеллектуального досуга. Среди них следует отметить монографию Г. Л. Рукши и Е. Л. Кудриной об интеллектуальном досуге жителей мегаполисов, в которой авторы рассмотрели проблемы интеллектуального досуга как фактора формирования специфического типа городской культуры.
Объект исследования ― деятельность библиотеки как культурно-досугового учреждения.
Предмет исследования ― деятельность клубов и любительских объединений в библиотеках.
Цель исследования: выработать технологию организацииклубов и любительских объединений в библиотеках от замысла к воплощению.
В соответствии с заявленной целью при проведении исследования предполагается решение следующих задач:
– выявить специфику библиотеки как культурно-досугового учреждения;
– рассмотреть библиотечные читательские объединения с точки зрения их сущности, классификации, функций;
– осветить практические вопросы организации клубов и любительских объединений в библиотеках;
– исследовать проект Клуба развивающих игровых технологий как пример клуба или любительского объединения в библиотеке на современном этапе.
Методологическая основа исследования. Тема исследования находится на стыке разных наук и раскрывает взаимосвязи библиотековедения, социологии, культурологии, что потребовало обращения к концепциям различных научных направлений и школ. В основе исследования лежит взаимодействие системно-функционального, деятельностного и культурологического подходов известных отечественных ученых в области библиотековедения (М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, Г. К. Олзоева, В. Д. Стельмах); культурологии и социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников). Базой для исследования досуговой деятельности библиотек послужили научные труды М. Я. Дворкиной, Г. К. Олзоевой. Для обоснования досуговой функции библиотеки как способа реализации досуговой деятельности в современных условиях использованы библиотековедческие исследования P. C. Мотульского, Е. Т. Селиверстовой, В. Р. Фирсова.
Характер данного исследования обусловил использование комплекса методов. Общенаучные методы способствовали осмыслению источников из разных областей знаний; источниковедческий и сравнительный методы позволили провести анализ специальной литературы по исследуемой теме; системно-деятельностный, структурно-функциональный анализ применялись при характеристике досуговой деятельности как самостоятельного направления в системе деятельности библиотеки.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении места интеллектуального досуга в досуговой деятельности библиотек. Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования позволяют определить подходы к реализации технологий организации интеллектуального досуга в системе досуговой деятельности библиотек; предложены пути решения проблемы организацииклубов и любительских объединений в библиотеках; предложен проект «КРИТ» как одна из возможностей организации интеллектуального досуга в библиотеке.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 БИБЛИОТЕКА КАК БАЗА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Специфика деятельности библиотеки как культурно-досугового учреждения
Выполняя разнообразные актуальные социально-культурные задачи, одной из которых является гуманизация населения, библиотека осуществляет ее решение посредством привлечения пользователя к чтению. Еще в 2006 году в Росси была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения» [1], в разработке которой приняли участие учреждения образования и культуры, издательства и книготорговые организации. Кроме того, в этот процесс были включены спонсоры и меценаты, все интеллектуальные силы, для которых развитие чтения представляет профессиональный и деловой интерес [2]. В этой программе обозначена развивающаяся остросоциальная проблема дефицита знаний и конструктивных идей, влекущая за собой снижение качества жизни в целом. Объясняется это тем, что пренебрежение чтением в стране набрало критический потенциал, спровоцировавший кризис читательской культуры. Социальный риск, который влечет за собой снижение читательско-культурного уровня, обусловлен тем, что чтение является важнейшим (а по сути – единственным) способом освоения жизненно важной информации. Без этого процесса включение личности в культурные процессы, на основе которых строится внутренний мир личности: духовные, интеллектуальные, эмоциональные черты; образ жизни и система мировоззрения, - невозможно. По этой же причине от уровня культуры чтения зависит и уровень экономики, протекание политических процессов, национальное самосознание граждан [3]. В программе также отмечена необходимость создания высокого уровня письменной и писательской культуры, развития и поддержания устной культуры и читательской компетенции, предусматривая включение социальных институтов, созданных для развития и поддержки этих процессов. Таким образом, создав условия, в которых процессы чтения могут быть интенсифицированы, можно повысить качество и разнообразие усвоение литературы из всех областей знаний. Кроме этого, существует возможность развить культуру обмена мнениями о прочитанном, что в свою очередь повышает общий уровень знаний индивида, вследствие чего возможно развитие престижа чтения как культурной ценности [4].
Роль библиотечно-досуговой деятельности в данном случае неоспорима, поскольку библиотека имеет огромный потенциал в области эмоционального воздействия, богатый технологический арсенал, а потому обладает возможностями в выполнении главного предназначения – продвижении чтения и привлечении внимания пользователей к самой библиотеке. Важно также и то, что библиотеки имеют возможность для предоставления досуговых возможностей различным социальным категориям пользователей. При этом необходимо отметить, что спектр этих возможностей достаточно широк [5].
Одной из важных задач библиотеки является расширение границы познания художественной литературы у пользователей, акцентуация внимания на популяризацию современных авторов, пишущих на злободневные темы и поднимающих в своем творчестве волнующие вопросы. Как уже было отмечено, чтение является не только индикатором текущего состояния общества, но фактором формирования общественного будущего. Воспитательная роль библиотеки в этом смысле неоспорима, поскольку ее предназначение заключено в самом предназначении как социального института организации чтения [6].
В сегодняшней жизни решение вопроса заполнения досуговых ниш особенно актуализируется, поскольку снижение платежеспособности населения приводит к отчуждению его от тех культурных благ, которые требуют денежных вложений. Библиотека располагает необходимыми возможностями для организации эффективного досуга: ресурсами, технологиями комплексного обслуживания, опытом профилактики негативных явлений. Грамотная организация в библиотеке различных форм досуга позволяет создать условия для полноценного отдыха за тот
Фрагмент для ознакомления
3
1. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.library.ru/1 /act/doc.php ?o_sec= 130&o_doc=1122
2. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. – Москва : МЦБС, 2007. – 272 с.
3. Азарова , Л. И. Чтение как социокультурное явление / Л. И. Азарова, Л. М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. ― 2013. ― Выпуск 2. ― С. 163- 168
4. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. − М., 2008. − С. 7-8.
5. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. – М.: МЦБС, 2007.– 272 с.
6. Бородина, В. А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч.1. : Научные и методологические основы / В. А. Бородина. –Москва : Школьная библиотека, 2006. – 336 с.
7. Бородина В. А. Теория и технологии читательского развития в отечественном библиотековедении: научные и методологические основы /В.А.Бородина. – В2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. – Москва: Шк. б-ка, 2006. – 336 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека».Сер. 1. Вып. 10–11)
8. Матлина, С. Библиотечное пространство: от публичного к общественному. Новые понятия и их смыслы / С. Матлина // - Библиотечное дело. – 2014. - №21 (231). – С. 2-9 87
9. Езова, С. А. Дискурс о библиотечном пространстве // Науч. и техн. бки. - 2006. - N 9. - С. 5 - 10.
10. Леонов В. П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония / В. П, Леонов. - Москва: Наука, 2003. - 123 с.
11. Матлина С. Г. "Понять пространства внутренний избыток..." / С. Г. Матлина // Публичная библиотека: пути инновационного развития. – СанктПетербург: Профессия, 2009. - С. 100 - 107.
12. Ермакова, Елена Николаевна. Слагаемые успеха: PR-технологии детской библиотеки : учебно-практическое пособие / Е. Н. Ермакова. - М.: Литера, 2011. - 288 с.
13. Матвеев Михаил Юрьевич. Проблемы создания имиджа традиционных библиотек в электронной среде / М. Ю. Матвеев // Вестник СПбГУКИ. – 2011. – Выпуск №4. – с. 50-59
14. Ветошкина, А. А. «Образовательный компонент в организации работы литературного клуба» [Электронный ресурс] / А. А. Ветошкина// Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы: материалы второго регионального симпозиума, Красноярск (26 ноября 2014 г.)/ Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т ; отв. за вып. Е. А. Ноздренко. - Электрон. текст. данные (PDF, 1,2 Мб). - Красноярск : СФУ, 2014. - 74 с. – режим доступа: http://lib3.sfukras.ru/ft/lib2/elib_tech/b77/i-220417100.pdf
15. Бородина В. А. Теория и технологии читательского развития: практикум. Ч. 2 / В. А. Бородина. – Москва: Шк. б-ка, 2006. – 208 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 12)
16. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : диссертация д-ра пед. наук: 05.25.03 / Е. Ю. Гениева – Москва, 2006. – 304 с. 17. Крылова, Н. Б. Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики / Н. Б. Крылова, З. В. Руссак // Вестник ЧГАКИ. – 2014. – Выпуск 2(38). – С. 22-27. 88
18. Коробенникова, Ю. Начни с добрых дел! / Ю. Коробенникова // Библиотечное дело. – 2011. - №23(161). - С.19-20
19. Добрусина, С. А. Библиотека как площадка обмена опытом / С. А. Добрусина // Библиотечное дело. – 2011. - №23(161). - С.21-22.
20. Волонтёры в библиотеке : Дискуссия в блоге журнала «Библиотечное Дело» / Библиотечное дело. – 2011. - №23(161). - С.6-8
21. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю. П. Мелентьева. - Москва: ФАИР, 2006. - 256 с.
22. Модельный стандарт деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krasfolk.ru/metodicheskiy-kabinet/modelnyy-standart/
– Прага: «Обрис», 1966. – С. 51-59
23. Стрельцов, Ю. А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю. А. Стрельцов // Вестник ЧГУКИ. – 2007. – Выпуск №2 (12). ― С. 152-161.
24. Сокольская, Л. В. Современная библиотека: утрата идентичности или приобретение новых социальных смыслов? / Л. В. Сокольская, З. В. Руссак // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – 1(41). – С. 21 - 29
25. Безгодов, Д. Н. Гуманитарный проект УГТУ: созвездие умных клубов / Д. Н. Безгодов // Высшее образование в России. – 2009. ― №8. – С. 79-83.
26. Жаркова, Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л. С. Жаркова. ― Москва: Литера, 2009. – 111 с.
27. Рукша, Г. Л. Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика : монография / Г. Л. Рукша, А. Л. Нужная. – Красноярск, 2008. – 116 с.
28. Пискунова, И. А. Использование возможностей досуга как перспективной образовательной модели / И. А. Пискунова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2007. ― Т. 7. – С. 283 - 286