Фрагмент для ознакомления
2
принципом всеобщего священства и являются основой современного протестантизма.
Тезис 1. Единственным голосом Господа является Библия, и только она может являться источником священных законов и служб. Библия ясна и самоинтерпретируема.
Тезис 2. Так как только спасение и защиту может даровать только Бог и только через его волю может дароваться рай, верить человек может только Иисусу Христу, почитать может только его. Сторонник протестантизма свято верит в искупление грехов только благодаря Всевышнему, и только в этом случае может быть спасён.
Тезис 3. Добрые дела и поступки не играют роли в принятии Богом решения – простить грешника или нет. Главное здесь – только безусловная вера. В связи с этим, прощены могут быть только верующие, и совершенно неважно сколько добрых или злых поступков человек совершил.
Тезис 4. Единственный посредник между человеком и Богом – Иисус. Вера в Него и его самопожертвование ради человечества – единственный путь к спасению.
Тезис 5. Спасение приходит как благодать, как нечто незаслуженное, то, что Бог дарует по своей воле. Спасение – это то, что человек не заслужил и заслужить не в силах.
Главные книги Реформации:
- Книга Согласия 1580 года (Германия);
- Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Великобритания);
- Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия);
- Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Нидерланды).
Филипп Меланхтон, Жан Кальвин, Ульрих – Цвингли, Мартин Лютер – основоположники протестантизма, сформировавшие основные положения теологии.
В связи с зарождениями атеизма, рационализма и деизма, диктующимися эпохой Просвещения, в 18 веке в Северной Америке и Великобритании возникло движение пробуждения и обновления в протестантских церквях. Она получила название евангеликалзма. Характерные её черты:
- убеждённость в необходимости расти и возвышаться духовно;
- обязательность внутрихристанского общения и миссионерской деятельности, диктующиеся необходимостью христианской активности;
- рождение свыше, которое возможно только благодаря вере и через Божью благодать. Опять же, человек такое заслужить не может.
- особенное внимание к жертве Христа, которое носит название крестоцентризма;
- только Библия описывает Откровение Бога и всю историю пути Его и человечества.
Движение между евангеликами в начале 20 века породило ещё явление, получившее название фундаментализма. Оно возникло в результате распространения либерального богословия и христианского модернизма.
Принципов у этого движения всего пять, и они были сформулированы в 1897 и в 1910 годах:
- Иисус Христос воплотится вновь и придёт на Землю (Второе пришествие Иисуса Христа);
- Библия непогрешима и духовна;
- Христос умер за людей и взял их грехи на себя;
- после смерти Христос воскрес;
- Иисус Христос был зачат непорочно и его рождение божественно.
Фундаментализм трактовал Библию, где это было возможно, буквально. Это движение н принимало никаких нововведений в уже существующей теологии, а также, злостно относилось к теории эволюции. Это не отличало его ни от протестантизма, ни о других религий, но фундаментализму в своих взглядах удалось добиться больших результатов. В штате Теннеси в 1925 году прошёл «Обезьяний процесс», результатом которого стал официальный запрет на преподавание теории Дарвина в некоторых штатах США.
В 1918 году была создана Всемирная христианская ассоциация, а в 1942 – учреждена Национальная ассоциация евангелистов. Всё это позволило поднять движение после его резкого спада в 1930 году.
1.2 История протестантизма
Жан Кальвин и Мартин Лютер создали идеологию протестантизма в 16 веке, когда возглавили движение против католицизма и против каких-либо нововведений в Библию. Но необходимо понимать, что ещё в более ранние времени существовали протестантские настроения, которое не были оформлены как определённые движения. Историческими причинами антикатолицизма можно назвать претензию папства на светскую власть и упадов нравственности Рима.
С началом своего зарождения протестантизм быстро набрал своих сторонников и повлиял на политические движения. Он стал одним из важных духовных движения как сначала в Европе, а затем и во всём мире.
На сегодня в мире насчитывается около 600-800 миллионов протестантов, что говорит не просто о сохранении протестантизмом своего места в ряду мировых религий, но и увеличения численности его сторонников.
В XIV веке широкое распространение в Англии получила проповедь Джона Уиклифа. Он выступал против папской власти, за упразднение монашества, за нестяжательство духовенства. Уиклиф перевёл Библию на английский язык. Его сторонники (лолларды) разошлись по Англии в красных одеждах, произнося зажигательные речи. За отрицание реальности присутствия Христа в ритуале причащения Уиклиф был обвинён в ереси и некоторое время провёл в тюрьме. Уиклиф написал памфлет «О Христе и его противнике Антихристе», где объявил Папу Антихристом.
Проповедь Уиклифа в следующем, XV веке стала идеологическим фундаментом гуситского движения. Ян Гус также перевёл Библию на народный (чешский) язык, тоже бурно протестовал против торговли индульгенциями и сравнивал Папу с Антихристом. Констанцский собор (XVI вселенский собор, 1414—1418) осудил ереси Уиклифа и Гуса; последний был схвачен и сожжён (1415). Даже после разгрома гуситов в Чехии сохранились тайные общества, по своей идеологии фактически протестантские (например, «Чешские братья»).
К началу XVI века в Германии широко распространилась гуманистическая идеология (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен и др.). В силу традиционных для Германии антипапских настроений она нередко содержала антикатолические элементы, часто под флагом возврата к устоям, очищения христианства и т. д.
Глава 2. Протестантизм во Франции
В 1523 году парижский профессор Якоб Фабер переводит Новый Завет на французский язык, однако он еще не выступил с критикой папства. Его деятельность воспринималась скорее как продолжение ренессансного гуманизма в духе либерального католицизма. Впервые с критиком католицизма выступил Гильом Фарель в 1526 году, познакомившись с швейцарским протестантизмом в версии Цвингли. Французский король Франциск I поначалу терпимо относился к деятельности реформаторов, среди которых был и Жан Кальвин.
Однако в 1532 году к Реформации присоединились вальденсы, которые имели репутацию еретиков. В 1534 году в предвестии кризиса в Париже появились листовки, грубо критиковавшие мессу. 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Для борьбы с протестантами была учреждена Огненная палата. Часть реформатов бежала в Швейцарию (Фарель, Кальвин), часть на юго-запад в автономное королевство Наварра (Якоб Фабер), которое к 1560 году стало оплотом протестантизма во Франции. Некоторые гугеноты пытались найти спасения в колониях (Антарктическая Франция, Французская Флорида).
В мае 1559 года гугеноты провели в Париже синод, на котором приняли Галликанское исповедание. Спустя месяц в результате несчастного случая на рыцарском турнире погиб Генрих II, после смерти которого соперничество аристократических кланов Гизов из Лотарингского дома и Бурбонов за влияние на его слабых сыновей стало всё чаще приобретать религиозный оттенок. Дом Гизов был настолько католическим, что выступал за привлечение испанской помощи, а семейство адмирала Колиньи настолько гугенотским, что ратовало за привлечение англичан и даже немцев. При несовершеннолетнем Франциске II Гизы были близки к власти, поскольку матерью супруги короля, Марии Стюарт, была Мария де Гиз. Гугеноты,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гараджа В. И. Протестантизм. — М.: Политиздат, 1971.
2. Гейссер, Людвиг. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) // Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013.
3. Либерально-протестантская школа экзегезы // Мень А. В. Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
4. Лункин Р. Н. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова; Московский Центр Карнеги. — М.: Неостром, 2005. — 343 с.
5. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
6. Никонов К. И., Тажуризина З. А. Протестантизм // История религии. В 2 томах, том 2. М.: Высшая школа, 2004.
7. Основы религиоведения : Учеб. / Авт.: Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994. — 368 с.
8. Очерки истории западного протестантизма. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1995.
9. Ревуненкова Н. Протестантизм. — 2-е изд.. — СПб.: Питер, 2007.
10. Смирнов М. Ю. Теология протестантская // Реформация и протестантизм: Словарь. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
11. Соколов, И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013.
12. Стенли Гренц и Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века / Пер. с англ.. — Черкассы: Коллоквиум, 2011.
13. Фишер, Куно. Век Реформации и проложенный ею ход развития новой философии (1889) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013.
14. Хегглунд Б. (рус.)англ. История теологии / Пер.с швед. В. Ю. Володин; Под ред. А. М. Прилуцкого. — СПб: Светоч, 2001.
15. Чанышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.