Фрагмент для ознакомления
2
Кривые спроса и предложения информируют нас о том, какое количество товара желают продать производители и купить потребители в зависимости от цены, которую предлагают производители и которую готовы заплатить потребители. Но, кроме цены, спрос и предложение определяются также и другими переменными (факторами). Важными неценовыми факторами, влияющими на спрос есть:
- Средний уровень дохода потребителя - это ключевой детерминант спроса. Когда растут доходы людей, увеличивается спрос почти на все;
- Численность населения - увеличение количества потребителей ведет к повышению спроса и наоборот;
- Цены и доступность родственных товаров - существует зависимость между взаимозаменяемыми товарами, которые выполняют те же функции, как, например, масло и маргарин, карандаш и ручка, хлопок и шерсть. Спрос на товар А уменьшается со снижением цены на взаимозаменяемый товар В.
Существуют еще товары-дополнители (машина-бензин; зубная паста - зубная щетка; фотоаппарат - фотопленка), без которых наш основной товар не функционирует. С увеличением цены на товар-дополнитель, спрос на основной товар падает.
В дополнение к этим объективным факторам следует добавить и набор субъективных факторов, которые еще называют "вкусы и предпочтения". Вкусы отражают различные социальные и исторические влияния. Они могут раскрывать настоящие психологические или физиологические потребности человека (в жидкости, соль, тепло или любовь) или искусственно сформированные поезда (папиросы, наркотики). В их состав могут входить много традиционных или религиозных элементов (да, в Америке любят говядину, но это - табу в Индии, тогда как в Японии деликатесом считаются медузы).
В конце концов для индивидуальных товаров всегда существуют особые факторы, стоящие за спросом на них: количество осадков способствует спросу на зонтики, толщина снежного покрова влияет на продажу лыж. Кроме того, надежду на будущих экономических условий, особенно в отношении цен, могут существенно влиять на потребности.
Следует отметить, что спрос на различные товары постоянно меняется, потому что экономическая жизнь развивается. Кривая спроса никогда не остается на одном месте. Когда меняются факторы, лежащие в основе спроса, кроме цены на товар, кривая спроса перемещается (справа или слева).
При исследовании сил, действующих на предложение, фундаментальной основой, позволяющей понять поведение производителей является то, что фирмы изготавливают товары для получения прибыли, но не для собственного удовольствия или по благотворительности.
Ключевым элементом, который лежит в основе принятия решений из предложения, являются издержки производства. К сил, влияющих на издержки производства, относятся:
- Технический прогресс;
- Цены факторов производства;
- Технологическая сложность производства.
Другой важный фактор, влияющий на предложение, - это цены родственных товаров, в том числе товаров, которые могут легко заменить друг друга в производственном процессе.
Также на предложение влияют и специфические факторы. Погода оказывает значительное влияние на сельскохозяйственное производство и производство лыж.
В основе изменений поведения в предложении лежит изменение любого фактора, кроме собственной цены товара. По кривой предложения говорят, что предложение растет (или уменьшается), когда величина предложения увеличивается (или уменьшается) по каждой рыночной цены.
Рассматривая влияние на равновесие изменений в спросе и предложении, заметим, что когда факторы, которые стоят за спросом или предложением, изменяются, это приводит к изменениям спроса или предложения и изменения рыночной равновесной цены и количества.
Цель курсового исследования - выявить и проанализировать факторы, влияющие на спрос, предложение и цены в условиях российского рынка.
Объект курсового исследования - товарный рынок РФ.
Предмет курсового исследования- факторы, влияющие на спрос, предложение и цены.
Для достижения цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
• исследовать спрос и предложение, как экономическую категорию;
• исследовать факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях Российского рынка.
Объектом исследования выступает – спрос и предложение на российском рынке.
Предмет исследования – механизм и факторы, регулирующие совокупный спрос и совокупное предложение.
При подготовке материала к написанию работы были использованы труды таких учёных как Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняко, Р. Кэмпбэлл, Макконнелл, Л. Стэнли, Брю, М.Ю. Малкина, Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур, И.М. Зборина и другие.
Глава 1. Теоретические основы формирования спроса и предложения на рынке
1.1. Спрос и факторы его определяющие
Опыт стран, в которых функционирует рыночная экономика, свидетельствует, что она представляет собой механизм, который работает эффективно. Важными элементами рыночной экономики является спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на товары и услуги. Что же такое спрос?
Спрос - это потребность в определенном товаре, которая обеспечивается деньгами. Потребность в товаре, не обеспечивается платежеспособностью, не является спросом и не влияет на рыночную ситуацию. Различают спрос на отдельные товары и совокупный спрос. С другой стороны, спрос не следует смешивать с объемом закупок. Объем спроса часто бывает больше, чем объем закупок. Потому что если на рынке не имеется соответствующего количества и соответствующего ассортимента товаров, то спрос будет удовлетворяться не полностью .
Выделяют цену спроса и цену предложения. Цена спроса - это максимальная цена, которую потребители готовы предложить за определенный товар. Снижение цены ведет к соответствующему увеличению спроса (при прочих неизменных условиях). Таким образом, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная связь. Его называют законом спроса. Он заключается в том, что чем ниже цена товара, тем больше объем его может быть реализован на рынке, и наоборот, чем выше будет цена, тем меньшее количество его можно будет продать.
Рассматривая закон спроса, необходимо отметить, что в отдельных случаях он не действует. Во-первых, он не действует при ажиотажном спросе на товары, когда происходит массовая скупка товаров, вызванное ожиданием повышения цен, инфляции, конфискационной денежной реформы. Во-вторых, изменение цен, как правило, не действует на рынке дорогих и редких товаров.
На спрос влияет ряд факторов. Основными факторами, влияющими на спрос, являются:
1) цены на товары и услуги;
2) доходы потребителей;
3) цены на товары-субституты (заменители).
Наряду с этим на спрос оказывают влияние некоторые неценовые факторы. К ним относятся:
1) изменения вкусов потребителей;
2) количество потребителей;
3) ожидания потребителей,
4) изменение потребностей и моды;
5) реклама.
Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить и в виде графика (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. О Кривая спроса. Кривая спроса показывает, что повыше-ние цены понижает величину спроса. На¬пример, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 42 до 15 штук.
Рассматривая эластичность спроса в зависимости от уровня цен, западные экономисты сформулировали закон спроса.
Закон спроса - за несменяемости всех прочих параметров снижение цены приводит соответствующий рост величины спроса, и наоборот.
Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. О действии этого закона свидетельствует то, что низкие цены побуждают потребителей покупать товары, практика распродажи товаров по сниженным ценам. Поскольку потребление подчинено принципу понижательной предельной полезности (покупатель товара получает меньше удовольствия или полезности от каждой последующей единицы продукции), потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижается. На зависимости между ценой и величиной спроса сказывается эффект дохода и эффект замещения .
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цены товара потребитель может купить его, не отказывая себе в приобретении других альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цены потребитель хочет приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно дороже.
Эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении (то есть вызывают рост объема спроса при снижении цен) при покупке товаров средней и высокого качества и в обратном направлении - при покупке товаров низкого качества. При этом в случае незначительного количества товаров низкого качества (например, маргарина по сравнению с маслом) эффект замещения будет преобладать эффект дохода, и потребители будут покупать больше маргарина. На практике наблюдается ситуация, когда со снижением цены на товар спрос на него сокращается, а с повышением - растет (например, при подорожании картофеля малоимущие семьи начинают потреблять ее больше, полностью отказываясь при этом от потребления мяса), что означает преобладание эффекта дохода над эффектом замещения.
1.2. Предложение и влияющие на него факторы
Предложение - совокупность товаров и услуг по определенным ценам, которые производители готовы продать на рынке.
Как и в случае со спросом на рубашки, их предложение также обусловлена действием ряда факторов, основными из которых являются :
1) издержки производства;
2) цель фирмы, от которой в значительной степени будет зависеть уровень цен (если фирма стремится завоевать новые рынки сбыта, цены могут быть ниже);
3) наличие или отсутствие конкурентов на рынке, рост числа которых приводит к увеличению предложения независимо от цен товаров, политики и др .;
4) уровень технологии (более совершенная технология удешевляет производство);
5) уровень налогов (их повышение уменьшает возможность предприятий увеличивать производство);
6) цены на другие товары (при снижении цен, например на свинину, возможно увеличение производства говядины).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Учебники, методички
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика [Текст] /Т. А. Агапова, С.Ф. Серегина// - М. – 2019. – С.49.
2. Андрианов, В.Д. Россия в мировой экономике [Текст] /В.Д. Андрианов// - М. – 2020. – С.35.
3. Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2021. - 144 c.
4. Басовский, Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 224 c.
5. Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2020. - 263 c.
6. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения [Текст] /И.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев// - М.:«Финансы и статистика». - 2018. – С.10.
7. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2018. - 464 c.
8. Воронин, А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2019. - 214 c.
9. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 3-х т. Т. 2. Микроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб.: Эк. шк. ГУ ВШЭ, 2018. - 512 c.
10. Громыко, В.В. Микроэкономика: Учебное пособие / В.В. Громыко, Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, 2021. - 159 c.
11. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2019. - 447 c.
12. Джейли, Д.А. Микроэкономика: продвинутый уровень: Учебник: Пер. с англ. / Д.А. Джейли, Ф.Д. Рени; Науч. ред. В.П. Бусыгина [и др.]. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2018. - 733 c.
13. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 440 c.
14. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: Учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина; Под ред. А.В. Аносова, С.Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2019. - 384 c.
15. Зубко, Н.М. Микроэкономика: Ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур, И.М. Зборина. - Мн.: ТетраСистемс, 2019. - 128 c.
16. Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2018. - 280 c.
17. Ильичев, И.П. Микроэкономика: Методические указания к выполнению домашнего задания. № 207 / И.П. Ильичев, М.н. Волков, Е.И. Таюрская. - М.: МИСиС, 2021. - 28 c.
18. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика: Учебник / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2021. - 288 c.
19. Киреев, А.П. Международная экономика [Текст] /А.П. Киреев// - М. – 2019. –С.15.
20. Киреев, А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения: Учебное пособие / А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2020. - 160 c.
21. Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей [Текст] /П.Х. Линдерт// - М. – 2019. – С.25.
22. Макконнелл Экономикс [Текст] /Р. Кэмпбэлл, Макконнелл, Л. Стэнли, Брю// - Том 1. – Москва. – 2018. – С. 102.
23. Малкина, М.Ю. Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 395 c.
24. Международные экономические отношения [Текст] / Под ред. Е. Ф. Авдокушин // учебное пособие. М.: Маркетинг. - 2018. – 40 с.
25. Международные экономические отношения [Текст]: / Рыбалкин В.Е. // учебник. М.: 2019. – 43с.
26. Моховикова, Г.А. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Г.А. Моховикова. - М.: Юрайт, 2019. - 268 c.
27. Мэнкью, Н.Г. Микроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2020. - 544 c.
28. Никулина, И.Н. Микроэкономика: Учебник / И.Н. Никулина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 553 c.
29. Носова, С.С. Микроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2019. - 224 c.
30. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики.: Учебник / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 576 c.
31. Розанова, Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: Учебник для бакалавров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2020. - 985 c.
32. Серяков, С.Г. Микроэкономика: Учебник / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2018. - 416 c.
33. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2020. - 360 c.
34. Смирнов, П.С. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг [Текст] /С.П. Смирнов//. – М. – 2019. –С.100.
35. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] /А. Смит// - М. – 1962. –С. 120.
36. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник для студентов вузов / Ю.В. Тарануха; Под общ. ред. проф., д.т.н. А.В. Сидорович. - М.: ДиС, 2021. - 608 c.
37. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2020. - 543 c.
38. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 844 c.
2. Интернет источники
39. Международная торговля, структура и развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/
40. Международная торговля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
41. Мировая экономика. Международная торговля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hi-edu.ru/
42. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/