Фрагмент для ознакомления
2
Декамерон – реалистическая итальянская проза, написанная между 1348 и 1353 годов, созданная в середине жизненного пути выдающегося итальянского писателя Джованни Боккаччо.
Декамерон можно отнести к мировому литературному памятнику, представляющий собой собрание из ста новелл, написанное итальянским гуманистом Джованни Боккаччо. Собрание ста новелл относится к одной из знаменитых книг раннего итальянского Ренессанса.
Написанный в середине XIV века, «Декамерон» поднимает и высмеивает целый пласт социальных явлений, появившихся в Средние века и уже изживших себя. В этой работе мы рассмотрим историю создания «Декамерона». Так же тут будут рассмотрены основные тематики декамероновских новелл.
Важность данной работы заключается в том, что в настоящее время в контексте развития современного социального гуманитарного знания внимание научной общественности обращено на специфику интеллектуальной культуры общества в различные ее периоды. Во многом это связано с кризисом идентичности современного человека в условиях глобализации человечества. Нравственные проблемы, изучаемые в ретроспективе исследования аксиологических доминант в массовом сознании людей прошлых времен, вызывают большой интерес в современном обществе.
Культура Возрождения носило следующие направлении: антифеодализм, светский, антиклериканский характеры, гуманистическое мировоззрение, основываясь на культуре античности.
Объект изучения: мораль и нравственность эпохи Ренессанса. Предмет изучения: эволюция понимания мира и эстетических представлений. Цель: Изучение и анализ проблемы нравственности в период Ренессанса.
Исходя из поставленной цели, необходимо обозначить следующие задачи: ·
1. Изучение социальной среды и событий в истории создания анализируемых произведений.
2. Характеристика половых, клерикальных, религиозных и сословных установок в художественном произведении ·
Глава 1. Предыстория «Декамерона»
Первая причина, положившая начало взрывному росту городов Северной Италии, охватившая в начале приморские города - Генуя, Пиза, Венеция, а после захватила другие города, которые больше удаленны от берега, стали крестовые походы, превратившие итальянские торговые центры в пункты перегрузки и снабжения. Не ведя войны на территории своих владений и не отсылая свою армию, они пользовались выгодами этих войн других держав, экономические и идеологические результаты дали о себе знать.
Второй причиной быстрого развития городов севера Италии были остатки древнеримской традиции жизни и римских порядков. Древнеримские остатки традиций способствовали предотвращению развития феодального строя, по сравнению с другими странами Европы. Большая часть городов Италии остались бывшей территорией с времен великой Римской империи и соответственно жили потомки римлян, которые не подверглись ассимиляции. Итальянцы, имея характер своих потомков, подчинялись феодальному барону, но при неудовлетворительному отношению к себе подымали мятеж с целью бороться за независимость.
Третья причина истекает из второй. Политическая раздробленность Италии, которая в большей степени выражалась в северной части страны, легко превращала город в центр самостоятельного государства, что позволяло укрепить в своих хранилищах материальные средства. Раздробленность и неустойчивость политической власти позволяло вести политику, выгодным очень узким и специфическим интересам, что облегчало борьбу с окрестными феодалами и даже с феодальными претензиями столь мощного организма, как Священная Римская империя.
Естественно, эти причины были не единственными, но они сыграли наибольшую роль в развитии региона. К концу XII и особенно ярко к началу XIII в. города Центра и Севера Италии по социальному и экономическому признаку оставили далеко позади себя своих южных соседей, не говоря уже о городах континентальной части Европы. Современники начали ясно понимать резкое истинный лик структуры североитальянских городов, что собственно и отражается в хронике помощника и летописца, дяди германского императора Фридриха Барбароссы — Оттона Фрейзингенского, который дал характеристику этой структур:
«В устройстве своих государств и общественной жизни они подражают древним римлянам. Они так стремятся к свободе, что, избегая злоупотреблений постоянных властей, управляются консулами, а не господами. Среди них существуют три слоя: капитаны (крупные феодалы. — М. Г.), вальвассоры (мелкие феодалы. — М. Г.) и народ, причем для укрощения гордыни консулы выбираются не из одного какого-нибудь слоя, а из всех трех, и для того, чтобы не было места стремлению захватить власть, они меняются каждый год. Благодаря этому происходит так, что вся эта земля (Италия.— М. Г.) разделена на множество городов-государств, из которых каждое принуждает окрестных жителей подчиняться себе, так что едва ли возможно найти какого-нибудь знатного или могущественного человека, столь сильного, чтобы он не подчинялся власти своего города-государства... Для того же чтобы не было недостатка в силах для борьбы с соседями, они не гнушаются подымать до рыцарского пояса и до высших должностей юношей самого низшего звания, даже из числа неких ремесленников, занимающихся достойным презрения рукодельным ремеслом, т. е. таких людей, каких в других странах как чуму гонят от почестей и культуры. Благодаря этому они (итальянцы. — М. Т.) намного превосходят другие государства мира богатствами и могуществом»
Глава 2. Личность Джованни Боккаччо
2.1 Личная жизнь
Джованни Боккаччо родился в Париже в 1313 году. Он был незаконнорождённым сыном флорентийского купца Боккаччино де Челлино и неизвестной француженки.
В раннем возрасте отец взял его к себе. Несмотря на то, что с самого детства Джованни увлекался поэзией, отец в десять лет отдал его на обучение купцу. Но ни таланта, ни интереса к финансовым делам мальчик не проявлял. Но, покорный воле отца, почти двадцать лет Джованни сидел за купеческими книгами. Поняв, что купца из сына не выйдет, Боккаччино решил отправить Джованни учиться юриспруденции. Но церковное право привлекало его ещё меньше финансов. И только после смерти отца Боккаччо получил шанс заняться литературой.
Переехав в Неаполь, Джованни познакомился при дворе короля с многими неаполитанскими учёными и писателями – Паоло Дагомари, Франческа Петраркой. Именно от них он унаследовал идеи гуманизма, которые белой нитью пройдут через практически всё его творчество.
Благодаря именно дружбе с Петраркой Джованни Боккаччо расстался со своей прежней жизнью, в которой присутствовали пиры, продажные женщины и другие атрибуты не слишком целомудренной жизни. Верный идеям гуманизма, Джованни стал гораздо требовательней к себе и окружающим.
В 1336 году Боккаччо познакомился с Марией Д'Аквино. По данным некоторых свидетельств, что избранница Дж. Боккаччо стала внебрачная дочь Роберта Анжуйского. Встреча пары стала своего рода знаком, как и завязка отношений между Петраркой его возлюбленной Лауры. Мария воздействовала на Джованни, как источник вдохновения и служила музой для творчества писателя, которой в своих работах автор именовал Фьяметтой.
Изначально лирический образ героини он прославлял в «идеях любви», что давало образ возвышенной натуры. В дальнейшем образ получил земное воплощение. Образ своей музы Дж. Боккаччо выказал в романе «Амето», поэме «Любовное видение», «Фьезоланских нимфах» и др. Стихотворения, посвященные Марии Д'Аквино, были воспеты чувства о великой силе любви.
Счастье и большая любовь, воспетые автором в своих работах, продлились не долго. Расставание произошло после написания повести «Фьяметта», которая дает понять о неверности одного из партнеров. Даже не смотря на грустный намек измены, героиня его написанной истории все была охарактеризована благоприятными качествами, а сама повесть с отголосками античной культуры. Написания произведения автор начал в Неаполе, а завершил во Флоренции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. .М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение. М. 1987
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984
3. Бокаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского; Комм. А.П. Штейна. -- М.: Рипол классик, 2001
4. Хлодовский Р. И. Джованни Боккаччо и новеллисты XIV века // История всемирной литературы. -- Т. 3. -- М., 1985. .
5. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
6. Джорджоне: Чимоне «внезапно стал из пахаря судьей красоты» Бокаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского; Комм. А.П. Штейна. -- М.: Рипол классик, 2001..
7. Бокаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского; Комм. А.П. Штейна. -- М.: Рипол классик, 2001. (III, 2).
8. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХI/-Х/ вв. М. Высшая школа. 1977.
9. Бокаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского; Комм. А.П. Штейна. -- М.: Рипол классик, 2001.
10. Августин. О граде Божьем /Августин// Творения Блаженного Августина. Киев, 1905 год
11. Боккаччо Дж. Декамерон / Дж. Боккаччо М:.Эксмо, 2006. 528с.
12. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
13. Боккаччо Д. Декаммерон / Пер. с ит. Н. Любимова ; Вступ. ст. В. Татаринова; Примеч. Н. Томашевского. М.: Эксмо, 2011. 896 с.: ил.
14. Бруни Л. Против… лицемеров // Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / Сост., ред. и пред. М.А. Гуковского. Пер. с лат. Ю.Х. Копелевич и И.А. Перельмутера.М.: Наука, 1963. С. 45-54.
15. Поджо Б. Против лицемеров // Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / Сост., ред. и пред. М.А. Гуковского. Пер. с лат. Ю.Х. Копелевич и И.А. Перельмутера.М.: Наука, 1963. С. 55-92.
16. Понтано Дж. Государь // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек) / Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 290-307.
17. Салютати К. Письмо от 11 ноября 1403 г. к Бандинид'Ареццо // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек) / Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 39-42.
18. Прокоповича, Г. Шейнмана. сост. Р. Хлодовский. М.: Радуга, 1983 . 399 с.
19. История зарубежной литературы: Средние Века и Возрождение /Под ред. М.П. Алексеев . - М: Просвещение, 1987 .- 524с.
20. История итальянской литературы. Т.1. Средние века /Под ред. М.Л. Андреева .- М: Наследие, 2000. - С.395-448.
21. Пуришев Б. «Декамерон» Дж. Боккаччо //Боккаччо Дж. Декамерон .- М: Моск. рабочий, 1987 .- С.3-8.
22. Хлодовский Р.И. Джованни Боккаччо и новеллисты XIV в. //История всемирной литературы. Т. 3. - М: Высш. шк, 1985. - С. 77-88.
23. Черноземова Е.Н. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения .- М: Флинта Наука, 2004 .- 200с.