Фрагмент для ознакомления
2
Впервые аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) появилась в ноябре 2001 года в аналитической записке одного из аналитиков банка Голдман Сакс (Goldman Sachs) Дж О’Нила. В этой записке было отмечено, что: рост ВВП в этих быстро развивающихся странах в 2001 и 2002 году превысит этот показатель в «Группе семи» (G7), и в конце 2000-х годов ВВП стран БРИК составит около двадцати трех процентов от общемирового ВВП вместо восьми процентов на момент написания записки. За следующее десятилетие (2000-е годы) влияние стран БРИК в экономике будет увеличиваться, что приведет к необходимости включения в «Группу семи» представителей стран БРИК .
Регулярные встречи стран БРИК начались в 2006 году по инициативе российской стороны. В 2010 году Южно-Африканская Республика была приглашена к вступлению и объединение стало называться БРИКС. К 2013 году на долю стран БРИКС приходилось около двадцати семи процентов от общемирового ВВП. Помимо экономических показателей, территория стран БРИКС занимает двадцать шесть процентов земной суши, а население стран – сорок два процента от населения мира. Страны БРИКС входят в ведущие организации и структуры, включая ООН, «Группу двадцати», Движение неприсоединения, «Группу 77»), а также являются участниками различных региональных объединений.
Однако нельзя упускать из виду того факта, что страны БРИКС имеют некоторые различия в своем отношении к самому объединению: Бразилия в данной организации развивает в основном экономические связи с Индией и Южно-Африканской Республикой; Россия занимает особое место, поскольку Россия является бывшей сверхдержавой и старается удержать этот статус после распада Советского союза; для Индии данное объединение позволяет значительнее влиять в «глобальных переговорах» по проблемам сырья, энергетики и торговли; Китай считает себя мировой державой, пытаясь как и Россия удержать свой статус; для Южно-Африканской Республики участие в БРИКС – это повышение роли страны, особенно на африканском континенте.
Объединение стран БРИКС является фактически конкурентоспособным блоком в глобальной экономике и других отраслях.
В доказательство этого мы можем привести такие данные, как:
– На страны БРИКС приходится 43% всего мирового населения
– ВВП стран БРИКС достигает 30% от мирового объема
– Страны БРИКС в совокупности обладают 20% иностранных инвестиций
– В странах БРИКС сосредоточены 45% рабочей силы
– Сосредотачивают 15% процентов доли международной торговли,
– На страны БРИКС приходится 45% сельскохозяйственной индустрии,
– Территория, занимаемая странами БРИКС, составляет 26% площади всей планеты.
1.2 Цели и задачи государств в рамках БРИКС
Группа БРИКС на современном этапе является достаточно устоявшимся многосторонним объединением, со своей структурой сотрудничества (многочисленными форматами обменов и переговоров на разных уровнях) и собственным международным банком. Однако в подходах и целях стран-участниц – России, Бразилии, Индии, КНР и ЮАР – присутствуют расхождения, а в мировом научном сообществе продолжаются споры относительно статуса и направленности объединения. Российские исследователи чаще всего высоко оценивают сотрудничество в рамках БРИКС и потенциал группы , рассматривают ее как альтернативный полюс мировой политической архитектуры, прототип трансрегиональной структуры с высоким потенциалом участия в процессах глобального управления , институт для консолидированного выражения интересов его стран-участниц на мировой арене , объединяющий страны со схожими представлениями о мировом порядке и о месте «Глобального Юга» в нем и позволяющий «наиболее динамичным экономикам мира рассматривать гораздо более широкий круг вопросов, чем, например, в Совете Безопасности ООН» .
При этом признается факт стремления Китая к гегемонии в БРИКС и использования им этого объединения для распространения своего влияния в мире, а также то, что Россия, поддерживающая продолжительные и тесные отношения со всеми без исключения участниками объединения», является «источником основных политических инициатив, получающих поддержку среди стран, объединяемых акронимом БРИКС», но не владеет в настоящее время лидерством в группе, поскольку наиболее быстрые темпы экономического роста демонстрируют Китай и Индия . Также признается, что группа не торгово-экономическое объединение по примеру МЕРКОСУР, не военный блок по типу НАТО и не межгосударственное образование наподобие ЕС, а страны, входящие в нее, « принадлежат к разным цивилизациям, и для оценки их сосуществования в рамках альянса необходимо учитывать их динамику в современную эпоху» .
Современную трактовку идеи мирного сосуществования, характерную для стран БРИКС, можно свести к следующим положениям:
1) страны с различными экономическими и социально-политическими системами могут мирно сосуществовать;
2) доминирование одной или нескольких стран в мировой политике неприемлемо;
3) предпочтение должно отдаваться инструментам «мягкой силы», а военная сила должна быть лишь крайним средством;
4) готовность к сотрудничеству с международными политическими и экономическими структурами, созданными Западом, даже несмотря на сохраняющиеся противоречия с ними.
Концепция мирного сосуществования пока не вошла в постоянный политический лексикон стран БРИКС (за исключением КНР). Отчасти это объясняется своего рода «аллергией» на марксистско-ленинскую терминологию. Но в той или иной форме эта концепция присутствует в их внешнеполитическом арсенале .
Однако, как отмечает ряд исследователей, и концепция «мирного сосуществования» не может охватить всю сложность и разнообразие такого феномена, как БРИКС и его международная деятельность. Она лишь отчасти проливает свет на мотивацию и отдельные особенности поведения «пятерки» на международной арене. Но она не может дать полноценное объяснение относительно того, почему эти страны объединились в группу, и какие долгосрочные стратегические цели они преследуют. Не может она объяснить и то, где находятся границы политики «мирного сосуществования», за пределами которых страны БРИКС начинают прибегать к силе, и какие факторы побуждают их идти на такие подчас рискованные шаги.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Китайско-российские культурные связи перерастают в «прочную дружбу» между народами двух стран. Китайский информационный интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-03/09/content_37979543.htm (дата обращения: 27.04.2022).
2) Красавина Л.Н., Страны БРИКС: сотрудничество и партнерство в условиях многополярного мира [Электронный ресурс] : Монография. — Таллин : EurAsian Scientific Editions Ltd, 2019. — 284 с.
3) Климов А., БРИКС: плюрализм деловых культур // Международная жизнь. — 2020. — № 11. — С. 36-47.
4) Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. 2014. Т. 5, No 1 (14). С. 60–64
5) Кондратов Д., Страны БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития // Экономист. — 2021. — № 3. — С. 60-93. —
6) Кузнецов Д. А., Сетевая текстура мировой политики: трансрегионализм БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 11. — С. 124-131.
7) Лексютина Я.В. Лидерство в БРИКС: прогнозы и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, No 5. С. 25–33.
8) Леонова О. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель-Observer: научно-аналитический журнал. 2014. № 3. C. 15–28.
9) Леонова О. Г., Новые приоритеты БРИКС. Навстречу 12-му саммиту БРИКС в России // Социально-гуманитарные знания. — 2020. — № 2. — С. 151-163
10) Лузянин С.Г. и др. Российско-китайский диалог: модель 2016. М.: НП РСМД. 2016.
11) Лю Вэньфэй. Перевод и изучение русской литературы в Китае // Независимый филологический журнал «НЛО». 2004. № 69. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/lu34-pr.htm
12) Малых Е. Б., Стратегические приоритеты России в мировой валютной системе с позиции обеспечения внешнеэкономической безопасности // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2020. — Т. 26, № 3. — С. 297-305.
13) Муратшина К.Г. Группа БРИКС как актор мировой политики//Вестник Удмуртского университета, 2020. № 4. С. 423-435.
14) На пороге второго десятилетия БРИКС / отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 75-80
15) О центре. Российский культурный центр в Пекине URL: http://russianculture.cn/ru/o-tsentre/ (дата обращения: 27.04.2022).
16) Председатель КНР Си Цзиньпин в Сочи дал интервью российской телепрограмме «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» // Газета «Жэньминь жибао» онлайн. 10 февраля 2014 г. URL: http://russian.people.com.cn/31519/8531050.htm
17) Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц Второго саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) // Официальный сайт Президента РФ. 15.04.2010. URL: http://kremlin.ru/supplement/524 (дата обращения: 27.04.2022)
18) Степанов О. В., Мир после пандемии COVID-19 и перспективы интеграционных процессов в Евразии // Международная жизнь. — 2021. — № 3. — С. 114-117.
19) Страны БРИКС подтвердили приверженность социальному обеспечению // Пенсия. — 2020. — № 1. — С. 43-46.
20) Толорая Г.Д., Чуков Р.С. Рассчитывать ли на БРИКС? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11, No 2. С. 97–112
21) Торопчин Г.В. От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. No 1. С. 174–188
22) Трифонов В.И. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе // Китай в мировой и региональной политике (история и современность). Выпуск XVI/ Под ред. Е.И. Сафроновой. - М.: ИДВ РАН, 2020. С. 37-45
23) Троянский М., Многополярность формируется в реальном мире // Международная жизнь. — 2020. — № 8. — С. 4-13
24) Хейфец Б. А., Технологическое возвышение Китая: новые вызовы для России // Вопросы экономики. — 2020. — № 6. — С. 104-120.
25) Шаумян Т. Л., БРИКС как важный фактор международных отношений // Новая и новейшая история. — 2020. — № 1. — С. 247-248
26) 10 картин представляют основные популярные новинки русского кино в Пекине и Шанхае на фестивале российских фильмов // Международное радио Китая. 5 июня 2013 г. URL: http://russian.cri.cn/2569/2013/06/05/1s471039.htm
27) Elman B.A. A Cultural History of Civil Examinations in Late Imperial China. Berkeley, Los Angeles and London, University of California Press. 2000. 847 p