Фрагмент для ознакомления
2
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном обществе особое значение приобрела «массовая» культура.
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.
Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, «вторичная моделирующая система», нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка.
В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры.
В ХХ веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.
Таким образом, коммуникации являются одним из центральных составляющих современного общества. Статус страны в реальном мире определяется также и ее статусом в информационном пространстве. Массовая культура и массовая коммуникация представляют наибольший интерес для заимствования их опыта, поскольку они постоянно и успешно работают именно с массовым сознанием. Коммуникация в сильной степени определяется тем каналом, по которому она протекает. Особый интерес представляют средства массовой информации (газетная пресса, в частности). Именно СМИ, которые формируют информационное пространство, сегодня оказались самым оптимальным способом формирования ценностных ориентаций обществ.
Объект исследования - массовая культура и массовая коммуникация.
Предмет исследования - особенности взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации в современном обществе
Цель работы – изучить массовую культуру и массовую коммуникацию: особенности взаимодействия в современном обществе.
Задачи работы:
провести анализ понятия «массовая культура» и ее структуры;
рассмотреть теории массовой культуры;
раскрыть особенности взаимодействия в современном обществе массовой культуры и массовой коммуникации;
охарактеризовать механизмы распространения массовой культуры в современном обществе: СМИ и СМК.
При написании данной работы были использованы методы анализа, обобщения, синтеза.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретико-методологические проблемы массовой культуры
1.1. Анализ понятия «массовая культура» и ее структура
Термин «массовая культура» появился в 30-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки. Под ней понимали произведения искусства, которые предназначались для массового производства и для всеобщего потребления. Многие культурологи, философы и ученые придавали значение только качественным характеристикам, доказывая, что новая культура предназначена для большой аудитории.
В конце XIX века появляются попытки анализа кризисных явлений в культуре. Начинают разрабатываться культурные категории, которые характерны для массовой культуры, такие как «масса», «массовость»,
«массовое сознание». Благодаря выделенным аспектам можно адекватно рассмотреть феномен массовой культуры.
Рассмотрим понятие «масса». Например, в концепции Г. Лебона, масса является некой общностью, которая обладает одинаковыми качествами и характеристиками. Здесь человек подчинен толпе, он обезличивается, становиться частью единого целого, где все зависит уже не от конкретной личности, ее потребностей, интересов, а от желаний массы .
Как считают ученые, массе доступны лишь низменные элементарные чувства, масса не способна мыслить здраво и объективно, поэтому ею легко манипулировать и управлять, и, на наш взгляд, масса является опасным явлением, если попадет под влияние безответственной власти.
Возникновение массы нельзя назвать случайным явлением. Движущей силой объединения людей в массу, Э. Канетти называет страх. Человек априори боится чего-то неизвестного, и чтобы справиться со страхом, ему нужна масса. Чем масса многочисленнее, тем быстрее произойдет подавление страха.
В работах многих исследователей понятие «массовое» трактуется больше как негативное явление. Массовый человек предстает перед нами, как обезличенное, антииндивидуальное существо, у которого нет собственных целей, желаний, потребностей.
Понятие «массовая культура» в разных работах и исследованиях объясняется по-разному. Данный факт является одной из главных проблем в нашем исследовании.
В «Философском энциклопедическом словаре» дается определение: Массовая культура – понятие, которое охватывает различные явления культуры XX века и обладает глобальным характером, она получила распространение, благодаря научно-технической революции и появлению радио, телевидение, компьютерных технологий и Интернета.
Отечественные исследователи дают негативную оценку массовой культуры как явлению и вкладывают в ее основу следующую характеристику: это тип культуры, основанный на создании потребительского сознания, где главной целью является манипуляция и навязывание ложных ориентиров и ценностей.
Французский социолог Жорж Фридман в положительном свете отзывается о массовой культуре и трактует ее, как блага потребления, которые предоставляют обществу средства массовой коммуникации. Развитие нового вида культуры французский социолог не может представить без развития технической цивилизации, он также обращает внимание на коммерческую суть культуры, которая направлена на получение прибыли.
Э. Фулькиньони в своей работе «Цивилизация воображения» выделяет в понятии «массовой культуры» шесть характерных элементов: 1) Массовая культура – это комплекс взглядов, идей, убеждений, ценностей; 2) Массовая культура – это порядок мышления и организации интеллектуальных систем; Массовая культура – это часть элитарной культуры, которая приспособилась к низкому интеллектуальному сознанию, не способному мыслить критически, и доступна большому кругу потребителей; 4) Массовая культура – это популярная культура, которая транслируется, благодаря средствам массовой информации; 5) Массовая культура – это знания и ценности, которые пропагандируют средства массовой информации, и которые влияют на все общество; 6) Массовая культура – это товар, который изобретен для единственной цели, получения прибыли, нацеленный на широкое потребление низшими слоями общества.
Продуктов массовой культуры великое множество: литература, фильмы, музыка, СМИ. Она пронизывает все сферы жизни общества и превращается в образ жизни. Со временем новый вид культуры набирает все больше оборотов, приобщая к своим продуктам множество людей, тем самым превращаясь в массовый вид культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев В.Г. Теория организации / В.Г. Алиев. – М.: Экономика, 2019. – 429 с.
2. Алферов Ю.Ю. Government Relations в современной России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента / Ю.Ю. Алферов // Сборники конференций НИЦ Социосфера.– 2019. – №17. – С. 71-73.
3. Антипенко З. Г. Основы теории коммуникаций: курс лекций / З.Г. Антипенко. – М.: Владос, 2019. – 104 с.
4. Базаркина Д. Коммуникационный менеджмент / Д. Базаркина. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2020. – 400 с.
5. Балахонская Л.В. Особенности PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект / Л.В. Балахонская, И.А. Быков // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – №2 (22). – С. 41-59.
6. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков. – М.: Дело, 2019. – 560 с.
7. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. – 2018. – № 1. – С. 125–132.
8. Варакута С.А. Связи с общественностью / С.А. Варакута. – М.: Инфра-М, 2019. – 207 с.
9. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. – 2020.– № 2. – С. 98-107.
10. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. - М.: Проспект, 2019. - 630 с.
11. Голуб О.Ю. Теория коммуникации / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. – М.: Дашков и К, 2018. – 388 с.
12. Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и ВКонтакте: практики взаимодействия / О.В. Дьяченко // МЕДИАСКОП. – 2020. – № 4. – С. 10-15.
13. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России / Н.Б. Зазаева // Власть. – 2019. – № 7. – С. 63-66.
14. Зигфрид Ш. Коммуникация и пиар в организации: учебное пособие / Ш. Зигфрид. – М.: Институт Прикладной Психологии «Гуманитарный Центр», 2018. – 198 с.
15. Ильяхов М. Пиши, сокращай: как создавать сильный текст / М. Ильяхов, Л. Сарычева. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 440 с.
16. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл: книга-муза для покорения клиентов в интернете / Д.А. Каплунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 496 с.
17. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика / Ф. Китчен. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 455 с.
18. Коноваленко В.А. Теория коммуникации / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
19. Крайнова К.А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении / К.А. Крайнова // PolitBook. – 2018. – № 2. – С. 60-67.
20. Морозова М.Г. Технологии политической коммуникации в условиях информационного общества / М.Г. Морозова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 10. – С. 108-112.
21. Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: её роль, функции и формы / О.Н. Морозова // Политическая лингвистика. – 2020. – № 1. – С. 156-161.
22. Никитин А.С. GR для малого и среднего бизнеса: монография / А.С. Никитин, А.Б. Шатилов, С.Н. Муляр, Д.С. Вечернин. – М.: Проспект, 2018. – 112 с.
23. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент / А.С. Орлов. - М.: Гардарики, 2018. – 368 с.
24. Паулов С.В. Масс-медиа в системе политической коммуникации современного российского общества / С.В. Паулов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 145-148.
25. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация / Е.Н. Пашенцев. – М.: БФРГТЗ «Слово», 2020. – 396 с.
26. Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / А.В. Пустовалов, М.Ш. Ишматов // Российская и зарубежная филология. – 2018. – № 4. – С. 227-239.