Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Феномен подражания имеет ведущее место в коммуникации – благодаря ему мы, люди, взаимодействуем, обмениваемся опытом и приспосабливаемся к окружающему миру. Сейчас это понятие актуальнее, чем когда-либо, ведь с появлением глобальных коммуникационных сетей и социальных платформ каждый из нас стал свидетелем феноменального распространения информации. Наши жизни все больше связаны с интернетом, и это не просто средство коммуникации, а настоящий каталог мировых идей и устремлений.
Подражание – это неотъемлемая характеристика человеческой природы. Мы часто искренне интересуемся иллюстрациями других людей, их способами жизни, стилем общения, творчеством. В поиске своего места в обществе мы обращаемся к тому, что нам представляется успешным или смысловым. Таким образом, феномен подражания формирует не только наше поведение, но и наши ценности, предпочтения и взгляды на мир.
Социальные сети создают удивительную платформу для выражения подражания. Здесь каждый может наблюдать достижения других и легко проверить их подходы на практике. Пройдя через этот процесс, мы получаем возможность развить уникальные навыки и подняться на новый уровень. Однако, есть и обратная сторона медали – чрезмерное подражательство может ограничить нас, уравнять в наших возможностях и стереть индивидуальность.
Разбираясь в актуальности феномена подражания, важно отметить его роль в процессе обретения идентичности. Через подражание мы определяем своё «я» и вписываемся в социальные группы, находя общие интересы и цели. Иногда подражание становится первым шагом в стремлении к самовыражению и самоопределению. Оно помогает нам найти вдохновение и направление, а также развить таланты, которые могли бы остаться незамеченными.
Вместе с тем, феномен подражания несет в себе риски и опасности. Неконтролируемая имитация может привести к потере собственного мнения и идентичности. Мы можем стать заложниками внешних стандартов и чужого взгляда на жизнь. Подражая другим, мы иногда забываем о том, что каждый из нас – уникальное существо с собственным опытом и внутренним миром.
В свете вышесказанного, актуальность феномена подражания настолько велика, что требуется осознанное использование этого механизма для своего личностного роста и развития. Ставит ли подражание рамки для творческого мышления или стимулирует его – вопрос спорный, но наличие возможности подражания всегда дает нам новые перспективы и шансы для саморазвития.
Мыслители и исследователи уже давно занимаются изучением феномена подражания, и они приходят к выводам, что это явление является неотъемлемой частью нашей жизни. Используя его в меру и с умом, мы можем получить огромное преимущество в достижении своих целей, развитии собственного потенциала и обогащении своей жизни.
Цель данного исследования дать понятие и осмысление феномена подражания в теории коммуникации.
Задачи исследования:
Изучить характеристику подражания как социально-психологического феномена;
Анализ феномен подражания в теории коммуникации.
ГЛАВА 1. ПОДРАЖАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Подражание в психологии
Несмотря на сходство во внешних признаках, механизм подражания в психологии проявляет различные характеристики в зависимости от возрастных категорий. В детском возрасте это явление связано с тем, что ребенок стремится установить первый контакт с взрослыми, наблюдая за их голосом и движениями.
В дошкольном возрасте психологическое подражание уже переходит на уровень осознания смысловой структуры деятельности. Оно развивается по этапам и связано с игрой сюжетами. Сначала ребенок начинает копировать явные особенности деятельности взрослых, постепенно перенося на себя их поведенческие особенности, отражающие смысл ситуации.
В подростковом периоде подражание ориентировано на внешнюю идентификацию с значимыми личностями или со стереотипами поведения. У взрослых подражание выступает как элемент обучения в различных сферах деятельности (профессиональной, спортивной, личностной и прочей).
Психическое заражение и подражание были трактованы психологом Фрейдом как результат внушения. Однако между ними есть различия. Психическое заражение описывает совокупность феноменов в социально-психическом поведении людей, где механизмы копирования и суггестии (внушения) выступают в качестве предпосылок .
В психическом заражении доминирует эмоциональный компонент его выражения и осуществления. Психологическое подражание предполагает связь с модой и коллективными фобиями разного рода. Заражение давно изучается как средство активного влияния на массы, связанное с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и др. Оно проявляется в разных формах, таких как спортивный азарт, коллективные состояния, возникающие во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.
Заражение определяется как непроизвольное бессознательное подчинение человека различным психическим состояниям. Оно проявляется не как сознательное принятие информации или поведенческих шаблонов, а как передача определенного состояния и психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует как механизм взаимного усиления эмоционального воздействия тех, кто общается друг с другом. При этом индивид не подвергается преднамеренному организованному воздействию, а неосознанно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.
Группа исследователей утверждает, что часто возникает так называемая "реакция заражения" в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние быстро распространяется благодаря цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованных группах и толпах, которые выступают как "ускорители" эмоциональных состояний. Психологическая трактовка этого явления заключается в том, что заражение — это неосознанная подверженность личности различным психическим состояниям. При этом передается не только информация или шаблон поведения, но и аффективное эмоциональное состояние .
Для возникновения эмоционального заражения необходимо, чтобы было установлено общее оценивание ситуации. К примеру, если кто-то в толпе начинает аплодировать и остальные поддерживают его, то происходит массовое заражение. Феномен заражения играет важную роль в социально-психологических явлениях. Он особенно важен при формировании "психических эпидемий", которые встречаются среди населения. Примером таких эпидемий могут быть увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, а также безумие фанатиков. Содержание эмоций определяет содержание психологического заражения, что имеет большое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения очень важно для педагогов, воспитателей и руководителей.
Подражание – это процесс воспроизведения человеком черт и стереотипов поведения, который можно отнести к механизму взаимного влияния, особенно в условиях массового поведения и при групповой активности .
Механизмы подражания работают в обе стороны, от источника воздействия к индивидууму и обратно, при этом интенсивность воздействия зависит от критичности индивидов, включенных в группу. Подражание бывает трех видов: 1) наблюдение за новыми реакциями вызывает их проявление у наблюдателей; 2) наблюдение за наказанием или поощрением модели поведения ослабляет или усиливает подражаемое поведение; 3) наблюдение за моделью способствует активизации стереотипных реакций, уже известных наблюдателю.
Подражание отличается от внушения тем, что является более ярким и выразительным источником информации, что придает ему большую привлекательность. Также важная роль играет эффект образа, который служит основанием для восприятия информации.
В контексте воздействия на психику, достижение цели происходит путем прямого эмоционального манипулирования, при этом решающую роль играют слова.
Подражание, по своей природе, является одним из типов механизма повторения, присутствующего в природе. В животном мире это осуществляется через наследственность, а в человеческом мире – через копирование. Подражание является неотъемлемым этапом в развитии. В обществе периодически возникают изобретения, за которыми затем начинают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 2021. – 378с.
2. Аристотель. Поэтика // Соч. В 4 т. М.: Мысль, т. 4, 1984, с. 646-680, с. 676.
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. С. 60—70.
4. Бабаева Ю.Д., Варваричева Я.И. Роль подражания в развитии творческих способностей // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М., 2020, с. 302.
5. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. СПб.,1901 - 217 с., с. 102.
6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007а, т. 3, № 2, с. 101-107; 2007б, т. 3, № 3; 2008, т. 4, № 1, с. 103.
7. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2021. — 656 с.
8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2022. – 448с.
9. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. Иваново, 1979, с. 40.
10. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2021. – 336с.
11. Михайловский Н.К. Сочинения. В 6 т. СПБ.,1896, т. 2, с. 360.
12. Никольская О. С. Лекция «О детях и взрослых с аутизмом» от 15.12.2008 // Курсы для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами. Институт коррекционной педагогики. URL: www.tvspas.ru (дата обращения 15.04.24).
13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с. 136.
14. Сериков Андрей Евгеньевич Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-kak-podrazhanie-ob-aktualnosti-tezisa-gabrielya-tarda (дата обращения: 12.04.2024).
15. Симонян Элеонора Гамлетовна ФЕНОМЕН ПОДРАЖАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ОБРАЗОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Социально-гуманитарные знания. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-podrazhaniya-kak-rezultat-osoznannogo-vospriyatiya-lichnostyu-obrazov-mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 12.04.2024).
16. Чалдини Р. Психология влияния. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 203. – 272с.
17. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. – Ростов н./Д.: Феникс, 2022. – 544с