Фрагмент для ознакомления
2
отражающие смысл законов и цель правового урегулирования. При этом, чем больше нормы дают возможности для проявления инициативы и самодеятельности, тем наибольшее значение приобретут данные требования .
Органы либо должностные лица, применяющие право, единообразно и неуклонно выполняя юридическое предписание, должны действовать инициативно, максимально учитывая особенность места, а также времени выполнения, разумно распределив силу, а также средства, расставив кадры и так далее. Разрешение определенных дел без учета их политических и моральных характеристик, индивидуальной особенности, без учета социальной значимости применяемых норм породит юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.
4. Справедливость. Данное требование к акту правоприменения, отражает идеи социальной справедливости демократического общества и обозначает осознанность верности разрешения дел с позиции интересов граждан и государства, убежденность лиц, применяющих право, а помимо этого окружающих в том, что принятые решения согласуются с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечают потребностям и интересам отдельных граждан, коллективов, организаций. Справедливость актов правоприменения предполагает соответствие принятых решений общественному мнению, согласованность содержания с моральным убеждением граждан и общества в целом .
5. Гуманизм правоприменительных решений предполагает постоянное внимание к личности, заботу о материальном и духовном благополучии, а также уважение достоинства, обеспечение и охрану прав и законных интересов. Правоприменитель все время должен руководствоваться провозглашенными в Конституции принципами: права и свободы человека, это высшая ценность.
6. Принцип профессионализма, это обозначает то, что правоприменительные решения готовят и принимают лица (коллектив лиц), обладающие глубокими познаниями в определенной области общественных отношений, умением и практическим опытом разрешать сложнейшие вопросы жизни, от которых зависит интерес человека и порой его судьба. Должностные лица должны обладать достаточным объемом юридических знаний в области осуществления служебных полномочий, высоким профессионализмом и правовой культурой.
7. Акт применения права. Деятельность правоприменительного органа завершается оформлением соответствующих актов, которые фиксируют принятые решения, придают им официальное значение и властный характер. По отношению к конкретному органу и лицам акты правоприменения, это категоричные, обязательные к выполнению веления. В них олицетворяют авторитет и силу государства. За нарушение требований данных актов виновные лица несут ответственность как за нарушение норм права, на основе которых их издали .
Акты применения обладают официальным характером, на основании этого оформляют в специально предусмотренных формах, обладают определенными внешними атрибутами. Несоблюдение форм издания данных актов влечет за собой отмену либо надобность изменения. Надлежаще оформленные документы издают в виде приказа, постановления, распоряжения, решения и так далее. Не является актом применения права тот официальный документ, который имеет юридическое значение, но непосредственно не порождает правовые отношения.
3. СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА
Правоприменительной деятельностью является сложный процесс, состоящий из определенных последовательных действий – стадий .
1. Определение фактических обстоятельств дела. Применение юридической нормы, направляют на обеспечение реализации по отношению к определенному случаю, который сложился из конкретных фактов. Данными фактами образуется фактическая основа применения норм права. Именно на основании этого лица, которые применяют нормы права, должны прежде всего отбирать и точно выделять тот факт, который необходим для точного разрешения юридических дел; далее проводить тщательный анализ, а также оценку данных фактов. Определение фактических обстоятельств по делу должно быть обоснованным и законным. От этого будет зависеть правильность применения норм права. Обоснованность и полнота определения обстоятельств по делу достигают при помощи глубокого, а также всестороннего анализа фактов, определения их истины и объективости. Для установления объективной истины по делу, факты анализируют во взаимосвязях и причинно-следственных зависимостях .
Важно помимо этого знать о том, что правоприменительный орган, изучая не абсолютно каждый факт, характерный для определенного случая, а только тот, который имеет непосредственное отношение к разрешению юридических дел. Другим словом, фактические обстоятельства устанавливают в соотношении с теми нормами права, которые применяют к определенным обстоятельствам. Например, во время анализа обстоятельств определенного уголовного дела, прежде всего, нужно установить следующие факты: кем совершено преступление, когда и где его совершили, каким способом, каков мотив совершения преступления. Факты, которые имеют юридическое значение, устанавливают при помощи показаний свидетелей, результата осмотра мест происшествия, экспертиз, анализа документации, предметов и иной информации. Такие данные устанавливают в определенном по закону порядке и называют юридическим доказательством .
Зачастую для установления состава применяют понятие «конструкция». Если отметить, что данная конструкция, это ни что иное, как идеальная модель, то можно отметить, что понятие «юридическая конструкция» и «идеальная модель» являются идентичными. В юридических источниках литературы зачастую высказывают данное мнение, хоть, возможно у некоторых авторов и не очень последовательно, так как порой не проводят разграничение между понятием и конструкцией. В.Е. Жеребкин изучает состав преступлений как понятие, а также как логическую конструкцию.
Логическая наука содержит различные типы отвлечения в качестве логической операции. Итоги данных операций неодинаковые. В результате изолирующих абстракций образуют общие абстрактные понятия. Как результат абстракция отождествления – является общим понятием («преступление», «правонарушение», «норма права» и так далее).
Есть и такой тип абстракции, как идеализация, и как результат образовывается совершенный объект, в чистой форме в реальном мире не существующий. К числу абстракций идеализации причисляют процесс моделирования, во время которого создают мысленную идеальную модель. Именно данными идеализированными объектами, идеальными мысленными моделями будут составы правовых нарушений и их разновидностей – составов преступлений. Как и любые модели, состав правовых нарушений отражает реальность, а именно юридический факт, который служит основанием юридической ответственности. Но, при этом отражение правонарушений в данных составах как моделях, это наиболее сложный процесс по сравнению с соответствующими понятиями. Изолирующая абстракция повергает к созданию мнений, которые отображают относительно простые свойства и отношения, потребность в моделях не возникает. Но в случае, когда познание пробивается глубоко за простым, как выглядело раньше, свойством обнаруживается, сооружая систему связей и отношений, то есть сложная структура, тогда процесс конкретизации реализовывается с поддержкой моделей .
И так, пока мы думаем, к примеру, о преступлении только с помощью его понятия, то абсорбируем лишь те его основные свойства (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), которые отличают его от других деяний. В отдельных случаях, когда мы организовываем его модель, то отображаем целую систему связей (субъект и его деяние; деяние и объект; деяние и результат; деяние, его результат и психическое отношение к ним субъекта и т. д.), а само преступление представляем в виде сложно организованной структуры, которая складывается из взаимосвязанных элементов.
2. Выбор и анализ нормы права, который подлежит применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.
После определения юридического значения разобранных обстоятельств дела возникает 2-я стадия применения норм права. На этом этапе правоприменительный орган сначала решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму означает дать правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.
Дальше дано установить достоверность ее текста с точки зрения законности, проверить не допущения в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. Следует пользоваться текстом, который опубликован в официальных изданиях. Кроме этого, надо руководствоваться последней редакцией официальных изданий со всеми изменениями и дополнениями на день
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Березина Е.А. Толкование договора как вид юридического толкования. - Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург. - 2011. – С. 63.
6. Ващенко Ю.С. Филологическое толкование норм права. - Дис. … канд. юрид. наук. – Тольятти. - 2012. - С. 54.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. М., 2013. – 493с.
8. Каверина К.С. Механизм реализации норм права // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 1 (26). С. 15-20.
9. Кулабина С.А. Основные проблемы применения права // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-6. С. 91-94.
10. Морозова Л.А. Толкование права // Теория государства и права. - М., 2012. - С. 299.
11. Ожегова Г.А. Роль толкования в применении норм административного права // Административное право и процесс. - 2014. - № 8. - . 16–20.
12. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
13. Решетов Ю.С. Уровни реализации норм права // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: материалы международной научно-практеской конференции. 2013. С. 38-39.
14. Смирнов А.В. Взаимосвязь видов решений Конституционного Суда Российской Федерации, их оснований, целей и способов правового толкования // Журнал конституционного правосудия. - 2012. - № 3. - С. 13 – 20.
15. Слесарев А.В. Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права // Юрист. - №4. - 2011. - С. 64-65.
16. Чернышева О.А. Приоритеты взаимоотношений интересов государства и личности при реализации норм права // В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 148-150.