Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Численность инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. С целью повышения уровня адаптации и здоровья инвалидов, в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений.
Все это обусловливает актуальность данной работы.
Объект работы: правоотношения возникающие в связи с социальной защитой инвалидов в РФ.
Предмет: нормативное правовое закрепеление социальной защиты инвалидо в нормативных правовых актах, таких как: Конституция РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.
Цель: изучить социальную поддержку инвалидов.
В соответствии с поставленной целью выделим ряд задач:
- раскрыть понятие инвалидности;
- рассмотреть установление инвалидности МСЭК;
- проанализировать денежную форму поддержки инвалидов;
- изучить льготы для лиц с инвалидностью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ В РФ
1.1 Понятие инвалидности
В современном мире одной из важнейших проблем общества является инвалидность. К сожалению, люди, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, всегда были, есть и будут. Эта социальная проблема повсеместна, и никто от нее не застрахован. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения, ведь им труднее устроиться на работу, их заработок в большинстве случаев ниже среднего, а потребность в медицинском и социальном обслуживании выше [9, с.32].
Проблема инвалидности была известна с древних времен, как только появилось человеческое общество. У людей из-за всевозможных обстоятельств появлялись такие нарушения здоровья, которые даже с развитием медицины и ее уровня на данный момент невозможно вылечить. На ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.
Первые упоминания о людях с жесткими физиологическими и интеллектуальными нарушениями присутствуют в законодательных документах античного общества. Люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу. Их уделом было нищенское существование и вымирание. Примером того является закон, сформулированный Аристотелем в «Политике», касающийся инвалидов детства: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».
И такое отношение к инвалидам было в большинстве стран на тот момент. Детей-инвалидов убивали сразу, как только они появлялись на свет. Не обошло стороной и тех инвалидов, которые получили травмы, не совместимые с нормальной жизнедеятельностью, уже в детском, подростковом и даже взрослом возрасте. К примеру, в Римской империи им не разрешалось принимать участие в жизни общества.
Разумеется, с развитием общества, к людям с ограниченными возможностями, стали относиться терпимее.Изучение истории формирования вопроса инвалидности указывает о том, что, миновав подход с идей физиологического истребления, от изоляции «неполноценных» членов общества, вплоть до концепций привлечения их к труду, общество приблизилось к осмыслению потребности реинтеграции лиц с физиологическими недостатками, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с этим появляется потребность отклонить традиционный подход к вопросу инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и вообразить ее как проблему, затрагивающую социум в совокупности.
Сам же термин «инвалид» восходит к латинскому корню «volid», и буквально означает такие слова, как «непригодный» и «неполноценный». На сегодняшний день принято использовать несколько понятий для обозначения людей с ограниченными возможностями: инвалид и инвалид детства.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» или «инвалид детства» [14, с.58].
Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
5. Приказ Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014 N 32943) // Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 N 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом»// Консультант Плюс.
7. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. - М.: Изд-во РАГС., 2020. - 124 с.
8. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М: ВЛАДОС, 2018. - 454с.
9. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. - М.: КноРус., 2019 - 480с.
10. Городнянская К.А. Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов // Молодой ученый. - 2022. - №1. - С. 61-62.
11. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. - М.: СПАРК, 2020. - 395с.
12. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия», 2019. - 104с..
13. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.Е. Право социального обеспечения. - М.: Книжный мир., 2021. - 416 с.
14. Осадчих М.В. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и К., 2020. - 208 с.
15. Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. - 2022. - № 3. - С. 57-59.
16. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и К., 2021. - 240 с.
17. Шишкова О.В. Инвалиды. Прав, льготы, поддержка. - М.: Эксмо, 2021 - 128с.