Фрагмент для ознакомления
2
способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности», в качестве совокупности способов ведения бухгалтерского учета указано применение счетов бухгалтерского учета, группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, инвентаризация, организация документооборота, система регистров бухгалтерского учета и обработка информации.
Учетная политика не просто внутренний документ компании - она обладает всеми признаками нормативного документа, регулирующего учет в организации, и является документом четвертого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, то есть стандартом экономического субъекта, назначение которого - определение порядка ведения организацией бухгалтерского учета.
Учетная политика, выбранная организацией, оказывает существенное влияние на величину показателей финансового состояния организации, прибыли и себестоимости продукции. Не ознакомившись с учетной политикой хозяйствующего субъекта невозможно сравнить показатели эффективности его деятельности за различные периоды времени. Умение манипулировать весьма условными данными учетной политики позволяет добиться поставленных целей без лишних расходов. Таким образом, учетная политика может выступать в качестве:
инструмента управления затратами, финансовым состоянием и финансовыми результатами организации;
инструмента тактического и стратегического планирования;
инструмента унификации и снижения трудоемкости учетных процедур;
эффективного инструмента практического разрешения споров нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Значение учетной политики организации в последнее время немного недооценивается и ее создание продолжает оставаться формальным (условным), когда важно само наличие документа, а не его содержание. Рассмотрение практической деятельности бухгалтерских служб российских организаций обусловил введение в научный оборот нового понятия «эффективная учетная политика».
Под эффективной учетной политикой понимается совокупность принципов, правил и приемов ведения учета, которые утверждены внутренней документацией и способствуют достижению целей и решению задач в результате работы системы учета в рамках действующего законодательства, а также соответствует стратегии развития организации.
Формирование учётной политики распространяется на все организации, а раскрытие учётной политики касается организаций, публикующих бухгалтерскую отчётность полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами или по инициативе собственников. Отсюда возникает объективная потребность во всестороннем изучении вопросов постановки и организации бухгалтерского учёта в организациях.
В настоящее время ПБУ 1/2008 в пункте 4 рекомендует общий перечень элементов формирования учётной политики без подразделения на организационно-технические и методические элементы. Из представленного перечня к организационно-техническим элементам следует отнести элементы, связанные с организацией бухгалтерской службы и техникой ведения бухгалтерского учёта. Представленный в ПБУ 1/2008 перечень не раскрывает весь аспект организационной и технической деятельности пред-приятия, не соответствует тому, что предприятию дано право самостоятельно, в зависимости от объемов информации, специфики хозяйственной деятельности, исходя из потребностей своего производства, сложности управления им и численности работников, выбирать наиболее приемлемую для деятельности данного предприятия форму ведения учёта, определять технологию обработки учётной информации, формировать рабочий план счетов, а также определять в целом систему ведения бухгалтерского учёта как неотъемлемого элемента учётной политики предприятия .
Следует отметить, что с 1 января 2013 г. формы первичных учётных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, не являются обязательными к применению.
Методический раздел учётной политики организации составляет выбор одного из вариантов методики учёта конкретных фактов хозяйственной деятельности, самостоятельная разработка способов ведения учёта и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов. Однако в содержании ПБУ 1/2008 общий перечень элементов, относящихся к методическим, представлен способами оценки активов и обязательств. Чтобы сформировать учётную политику бухгалтеру, или иному должностному лицу, на которое возложено ведение учёта, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами, т.е. использовать все положения по бухгалтерскому учёту и нормативные документы, отражающие методику учёта отдельных объектов.
Элемент «способы оценки активов и обязательств», рекомендованный Министерством Финансов РФ следует детализировать в разрезе каждого объекта учёта и дополнить элементами, раскрывающими полную картину деятельности предприятия в целях бухгалтерского учёта и в целях налогообложения. Предлагается систематизировать элементы методического аспекта, исходя из конкретных объектов в разрезе способов, отвечающих условиям учётной политики, как для целей бухгалтерского учёта, так и для целей налогообложения. Объект бухгалтерского учёта в этом случае рассматривается с точки зрения градации элементов учётной политики, каждый из которых имеет свою специализацию и зависит от различных факторов, влияющих на выбор и обоснование учётной политики. Это позволит иметь единую нормативную базу взаимосвязи способов бухгалтерского и налогового учёта, обеспечить наглядность, упростить процесс формирования учётной политики, снизить объем учётных работ, а также позволит более эффективно организовать на предприятиях бухгалтерский и налоговый учёт, отчётность, формируя достоверную, своевременную информацию для заинтересованных пользователей .
Ведение бухгалтерского учета по международным стандартам финансовой отчетности, содержание которого соответствовало бы требованиям международных компаний, объясняется необходимостью составления такой учетной политики, которая удовлетворяла бы данным требованиям.
В МСФО IAS понятие учётной политики определено с точки зрения составления бухгалтерской финансовой отчетности, а в ПБУ 1/2008 оно представляется с позиции процесса ведения бухгалтерского учета, начиная с ведения первичного учета и заканчивая составлением бухгалтерской финансовой отчетности.
Данное принципиальное отличие между национальными и международными правилами ведения учета является системным, поскольку российское законодательство, сознание экономического субъекта и государственные органы - являются достаточно консервативными, ведь непосредственно сама финансовая отчетность для многих организаций имеет значение лишь с точки зрения ее представления в налоговые органы и банки.
Собственное финансовое состояние, а также финансовое положение партнеров, по-прежнему оценивается такими показателями, которые в бухгалтерской отчетности не имеют приоритета.
Таким образом, концептуальное отличие в подходе к определению учетной политики заключается в том, что IAS 8 рассматривает ее как учетную политику, которая должна выбираться и применяться таким образом, чтобы соответствовать каждому применяемому стандарту и интерпретации.
В МСФО IAS 8 не рассматриваются такие понятия, как «допущения» и «требования» при составлении учетной политики организации, аналогом данным категориям можно считать перечень, приведенный в пункте 10 стандарта, в котором определено, что при отсутствии какого-либо конкретного МСФО, применимого к операции, событию или условию, бухгалтер обязан использовать собственное суждение при разработке учетной политики.
МСФО IAS 8 не дает определения тем принципам, предъявляемым к учетной политике, которые изложены в ПБУ 1/2008. К таким принципам можно отнести допущения непрерывности деятельности и требования непротиворечивости, своевременности и рациональности ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.
Как национальный, так и международный стандарт предполагает, что применение учетной политики, принятой организацией, должно осуществляться последовательно, но при этом может возникать ряд случаев, в которых ее изменение может быть вызвано определенной необходимостью. Несмотря на данное отличие в стандартах, условия, при которых вносятся изменения, в целом сопоставимы, но при этом, принципиальное отличие состоит в том, что российский стандарт указывает на случаи изменения учетной политики, в то время как международный стандарт делает акцент на обязательность ее изменения, если таковое приведет к предоставлению пользователям финансовой отчетности более уместную и надежную информацию о финансовом состоянии организации.
Производимые изменения, которые должны оцениваться в денежном выражении, в учетной политике способны оказывать существенное влияние на финансовые результаты. Поэтому оба рассматриваемых стандарта предусматривают два варианта к отражению последствий изменения учетной политики - ретроспективный и перспективный.
Итак, значимых различий между принципами МСФО IAS 8 и ПБУ 1/2008 немного. Регулирование национального стандарта в отношении его цели, состава требований и допущений, а также причин изменений и отражения последствий таких изменений в учетной политике организации в достаточной мере сопоставимо требованиям соответствующего МСФО. Вместе с тем, нельзя не отметить наличия и отличительных особенностей между данными стандартами, наиболее существенным из которых, является отсутствие в российском стандарте термина «кумулятивный эффект».
2.2.Учётная политика для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения получила законодательное определение в 2006 году, когда это словосочетание было введено в состав основных понятий и терминов законодательства о налогах и сборах. Под учетной политикой для целей налогообложения, согласно п. 2, ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следует понимать выбранную налогоплательщиком совокупность допустимых методов и способов определения доходов и (или) расходов, их оценки распределения и признания, а также учета других показателей финансовой и хозяйственной деятельности, необходимой для целей налогообложения.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации единые нормы учетной политики касаемо всех налогов не установлены, то есть налогоплательщику даётся возможность выбора методов ведения налогового учёта с помощью учётной политики. Грамотно изложенные в налоговой учетной политике положения, не урегулированные законодательством, помогут налогоплательщику минимизировать свои налоговые риски. Следовательно, чем точнее и правильнее будет составлен этот документ, тем более защищенной будет компания при возникновении налоговых споров.
При формировании учётной политики для целей налогового учёта бухгалтеру, или иному должностному лицу, на которое возложено ведение учёта, необходимо руководствоваться законодательством Российской
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) (в ред. от 31.01.2016) //СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 17 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) (в ред. от 26.04.2016) //СПС Консультант Плюс.
3. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От 04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») Документ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012)
5. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по бухгалтерскому учёту. ПБУ 4/99. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 115н) //СПС Консультант Плюс.
6. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (с изм. и доп.)
7. ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (с изм. и доп.)
8. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (с изм. и доп.)
9. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (с изм. и доп.)
10. ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н (с изм. и доп.)
11. Булаев С. В. Учётная политика в организациях //Торговля: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2011. - № 11. - С. 11-25.
12. Булыга Р. П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации. Правовые, учетные и методологические аспекты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
13. Бухгалтерский учет и анализ: учебник / М.В. Мельник, Н.К. Муравицкая, Е.Б. Герасимова. - М.: КНОРУС, 2015. -356 с.
14. Гетьман В.Г. Финансовый учет. М.: Финансы и статистика, 2005- 818 с.
15. Грачева М. Е. Учётная политика: анализ нормативных документов и перспектив их развития //Международный бухгалтерский учёт. - 2010. - № 14. - С. 19-25.
16. Касьянова Г. Ю. Реализация. Бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: АБАК, 2016. - 232 с.
17. Касьянова Г. Ю. Учётная политика: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК, 2015. - 176 с.
18. Ковалев В.В. Учёт, анализ и финансовый менеджмент: Учебное пособие - М. : Финансы и статистика, 2011. – 688 с.
19. Крутякова Т. Л. Учётная политика, 2016: бухгалтерская и налоговая. - М.: АйСи Групп, 2016. - 216 с.
20. Кувалдина Т. Б. Раскрытие учётной политики в бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2010. - № 3. - С. 32-36.
21. Макарова Н. Н. Анализ подходов к формированию учётной политики //Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 3. - С. 68-74
22. Макарова Н. Н. Влияние учётной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска //Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 45-50.
23. Муравицкая Н.К., Корчинская Г.Н. Влияние отдельных элементов учетной политики на показатели финансового состояния организации //Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4 (13), С.96-107
24. Новоселова Л. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. - М.: Юринформ, 2015. - 202 с.
25. Попова Л.В. Управленческий учёт и анализ с практическими примерами: Учебное пособие - М: Дело и сервис, 2011. – 224с.
26. Семенихин, В.В. Безналичные расчеты: практическое руководство; учебное пособие / В.В. Семенихин. - М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 320с.
27. Скворцов, Л.И. Толковый словарь русского языка / Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС, 2013 - 736 с.
28. Слободняк И. А. Оценка эффективности налоговой политики организации, основанной на применении положений ПБУ 18/02. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 166 с.
29. Сотникова Л. В. Тенденциозное формирование учётной политики: последствия для бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2. - С. 44-49.
30. Хмелев С. А. Учётная политика предприятия как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия //Аудитор. - 2011. - № 4. - С. 21-26.
31. Шахманова Г. Д. Учётная политика в части выпуска и реализации готовой продукции //Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5. - С. 8-10.