Фрагмент для ознакомления
2
конкурентоспособности экономики Российской Федерации в международно признанном индексе Всемирного экономического форума — индексе глобальной конкурентоспособности (GCI) — на 18 пунктов, чтобы войти в топ-20 и с учетом сроков реализации программы — нереалистично.
Представляется, что явно декларативный характер установленных в программе целей, скорее всего, приведет к тому, что цели не будут достигнуты или достигнуты ненадлежащим образом, также пострадают направления, объемы и сроки реализации основных мер государственной политики Российской Федерации на предмет создания необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации. Во-первых, формально подготовленный документ стратегического планирования свидетельствует о достаточно поверхностной проработке программы с аналитической и управленческой точек зрения, а во-вторых, демотивирует исполнителей, поскольку нарушен ключевой принцип надлежащего управления — принцип целеполагания [19, с. 7].
В программе указаны 15 факторов риска, но не предусмотрена разработка специальной стратегии и программы по управлению рисками, что требуется в риск-ориентированном подходе. Кроме того, в программе преимущественно поименованы формальные и технические факторы риска и, по большому счету, не учтены специфические национальные факторы риска, связанные с изменением, усложнением и адаптационным потенциалом. Так, например, не указан риск смены курирующего вице-премьера правительства РФ, риск конфликта интересов, риск смены стратегических национальных приоритетов и национальных интересов, риск смены модели управления развитием цифровой экономики Российской Федерации и пр.
Многоуровневая система управления развитием цифровой экономики Российской Федерации неадекватна современным моделям государственного управления, так как предписывает уполномоченному архаическому рабочему органу стратегического уровня нереализуемую для него задачу по контролю изменений программы и системы управления (см. абзац 4 раздела V «Управление развитием цифровой экономики»). Дело в том, что в условиях перехода к шестому технологическому и новому интегральному мирохозяйственному укладу требуется переходить и на новую парадигму государственного управления и новый политико-административный институциональный дизайн. В свою очередь, новая «парадигма государственного управления, переводящая акценты с органов управления на программы актуализирует потребность в новом политико-административном институциональном дизайне, отвечающем изменившимся условиям и требованиям эффективного и подотчетного государственного управления» [21].
Очевидно, что представленная в программе многоуровневая система управления развитием цифровой экономики Российской Федерации, включающая стратегический, оперативный и тактический уровни, исходит из архаической иерархической модели государственного управления. В качестве базовой модели государственного управления классическая административная модель государственного управления не подходит для решения такого рода задач государственного управления, так как высокая операционная эффективность классической модели государственного управления возможна в достаточно устойчивой внешней среде
Сегодня в России, к сожалению, не складывается нужных обстоятельств для формирования цифровой экономики за оптимальные временные рамки. Причина – технологические отставания, отсутствие критической массы субъектов экономики. Значит, приоритетом в развитии цифровой экономики среди развития будет государство. Экономика нашей страны отличается тем, что огромная часть ВВП формируется корпорациями государства, или компаниями со значительной долей участия сектора государства. Во многих производственных сферах игроки с государственным участием могут составлять до восьмидесяти процентов рынка. Поэтому так важно формирование ряда индустриальных цифровых основ под руководством министерств или корпораций государственного сектора [9, с. 419].
2.2.Анализ проектов по информированию развития в рамках программы цифровой экономики
Для информирования развития в рамках программы цифровой экономики создаются специальные национальные проекты. К примеру, проект «Искусственный интеллект» утверждает, что «позволит увеличить количество отечественных разработок в области искусственного интеллекта и удовлетворение «кадрового» голода для бизнеса. Около 1200 стартапов получат господдержку, им и крупному бизнесу будет обеспечен доступ к дата-сетам. Будет создано 6 исследовательских центров по искусственному интеллекту, проведено свыше 100 хакатонов, за счет ИИ-решений будет ускорена деятельности органов власти. Школьные и вузовские преподаватели смогут повысить свою квалификацию, почти 100 тыс. школьников и студентов пройдут предакселерацию по ИИ, 9 тыс. человек поступят на новые бакалаврские и магистерские программы» [11].
Искусственный интеллект - это способность цифрового компьютера или управляемого компьютером робота выполнять задачи, обычно связанные с разумными существами [7, с. 31]. Термин часто применяется к проекту развития систем, наделенных интеллектуальными процессами, характерными для человека, такими как способность рассуждать, обобщать или учиться на прошлом опыте. Кроме того, определение понятия ИИ (искусственный интеллект) сводится к описанию комплекса родственных технологий и процессов, таких как, например, машинное обучение, виртуальные агенты и экспертные системы [11]. Есть и другие проекты. К примеру, это проект «Кадры для цифровой экономики», который предполагает совершенствование системы образования, что обеспечит подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики, а граждане получат новые возможности и мотивацию для освоения цифровых компетенций.
200 тыс. россиян получат возможность освоить цифровые компетенции по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат.
50 тысяч госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления.
До 120 тыс. человек в год будет увеличен прием на бюджетные места в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аксаков А. Г., Прототип цифрового рубля появится уже в этом году // Российская Федерация сегодня. — 2021. — № 6. — С. 56-59
2) Алиев В. М., Процессы цифровизации: риски и угрозы при реализации национальных интересов России // Российский следователь. — 2021. — № 6. — С. 46-50.
3) Андреев В. К., Правовое регулирование применения цифровых технологий: теоретические размышления // Государство и право. — 2021. — № 11. — С. 81-89
4) Бетелин В.Б. Цифровая экономика: навязанные приоритеты и реальные вызовы//Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 22—25.
5) Вертакова Ю. В., Трансформация промышленности в условиях цифровизации экономики: тренды и особенности реализации // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2021. — Т. 27, № 7. — С. 491-503
6) Герасимова И. А., Цифровые технологии: реалии и кентавры воображения // Вопросы философии. — 2021. — № 10. — С. 65-76.
7) Городецкая О. Ю., Проблемы развития систем искусственного интеллекта // Банковские услуги. — 2020. — № 4. — С. 31-38
8) Государство как платформа: люди и технологии// https://www.ranepa.ru/images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf (дата обращения 30.04.2022)
9) Еремейчук К.Ю. Цифровая экономика — будущее России//Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 419—422.
10) Затулина Т. Н., Цифровая трансформация защиты персональных данных в сервисном публичном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 11. — С. 36-39
11) Искусственный интеллект (проект)//https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-iskusstvennyy-intellekt-p (дата обращения 30.04.2022)
12) Каргина Л. А., Вовк А. А., Лебедева С. Л., Михненко О. Е. и др. Цифровая экономика. М.: Прометей, 2020. 223 с.
13) Колесников А. В., Возможности для развития цифровых технологий в АПК России // АПК: экономика, управление. — 2020. — № 1. — С. 27-35.
14) Королев В. К., Философия цифровой экономики: идеология, утопия, антиутопия? // Философия хозяйства. — 2021. — № 5 (137). — С. 29-39.
15) Кудрявцев Г.И., Скобелев П.О. Цифровая экономика: концепция управления крупным высокотехнологичным предприятием // Горизонты экономики. 2017. № 5. С. 54—62.
16) Кузнецов А. В., Цифровизация как новый этап глобализации // Философия хозяйства. — 2021. — № 4 (136). — С. 76-96
17) Кузьмина С. Н., Обеспечение эффективности системы управления качеством посредством цифровых технологий // Инновации. — 2021. — № 5. — С. 52-56
18) Куницына Н. Н., Цифровой рубль или рубль в цифровой среде: перспективы институциональных перемен // Вопросы экономики. — 2021. — № 9. — С. 149-160
19) Любимов А. П., Эволюция глобализма: от компьютеризации - к электронной демократии и цифровой экономике знаний // Научно-техническая информация. Сер. 2, Информационные процессы и системы. — 2021. — № 3. — С. 1-7.
20) Мировая экономика и мировые финансы в XXI веке: актуальные тренды : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 160-летию первой международной валютной системы (Парижской) (Москва, 27 апреля 2017 г.). — Москва : Русайнс, 2020 [т.е. 2019]. — 196, [1] с.
21) Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 30.04.2022).
22) Пашковская Е. Г., Цифровая трансформация деятельности субъектов малого бизнеса в контексте экономической безопасности // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2021. — Т. 27, № 8. — С. 654-666
23) Покровская Н. Н., Инновационный рост виртуальной экономики: смена регулятивной парадигмы // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2021. — Т. 27, № 8. — С. 576-592
24) Полякова Т. А., Понятие и правовая природа "цифровой зрелости" // Государство и право. — 2021. — № 9. — С. 107-116.
25) Попов Н. В., Необанки как участники российского банковского сектора // Банковские услуги. — 2020. — № 5. — С. 37-41.
26) Рыбина З. В. Региональная экономика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 312 с
27) Садовая Е. С., Социальные вызовы цифровой экономики: Россия в глобальном контексте // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 9. — С. 14-24.
28) Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1. С. 182—184.
29) Татаринов А. А., Измерение сектора ИКТ в цифровой экономике // Вопросы статистики. — 2021. — Т. 28, № 6. — С. 5-17.
30) Устюжанина Е.В., Сигарев А.В., Шеин Р.А. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017.Т. 13. № 10. С. 1788—1804. URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1788
31) Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. и др. Введение в «Цифровую» экономику.- М.: Сретенский клуб им. С.П. Курдюмова, 2017. 28 с.