Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Терроризм является одним из наиболее опасных преступных проявлений. К концу ХХ столетия он стал реальностью и для России. В связи с обострением ситуации в ряде российских регионов (в частности – в субъектах Северного Кавказа) становится обычной практика захвата заложников, совершения заказных убийств и террористических актов.
Сообщения о терактах на российской территории довольно часто стали появляться в сообщениях средств массовой информации. Взрывы жилых домов в Москве и других городах, в поездах метро, многолюдных местах печальными строками уже вписаны в историю России. Данные факторы имеют тенденцию не к уменьшению, а наоборот к их росту, но может быть не так к росту, как к тенденции неуменьшения .
Терроризм, казалось, являющийся возможным только для отдельных государств с затянувшимися конфликтами (Ближний Восток), перекочевывает во вполне благополучные страны Западной Европы, Японию, США. Ситуация еще более обострилась с проведением военных действий в Афганистане и Ираке. Для России таким моментом было проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе, которая была вызвана необходимостью борьбы с незаконными вооружёнными формированиями. Современный терроризм - политический феномен. В наши дни методы ведения войны трансформировалось, войны ведутся по другим правилам, так как, согласно современному международному праву, вооруженная агрессия (т.е. военные действия, когда очевидно, кто нападающий-агрессор, а кто - жертва) является «противоправной».
Терроризм стал одним из видов ведения современных «закамуфлированных» войн.
Проблемы изучения специфики проявления экологического терроризма находятся в центре научных исследований разных направлений. Еще в XIX в. Томас Роберт Мальтус предупреждал о том, что в будущем человечество столкнется с такими проблемами, которые не могут быть решены никакими экономическими реформами. Экологи, социологи, политологи, правоведы квалифицируют насилие в отношении окружающей среды по-разному, в зависимости от собственных научных интересов. Многосторонние подходы к изучению проблемы приводят к невозможности создания единого общенаучного определения для понятия «экологический терроризм».
Правоведы трактуют экологический терроризм как разновидность преступления, предполагающего соответствующее наказание, и в связи с этим проводят его классификацию в рамках статей Уголовного кодекса. Главным критерием дифференцирования понятия становится принцип наказания и обоснованности состава преступления. Целью международного законодательства является выработка всеобъемлющей стратегии по противодействию проявлениям экологического терроризма в любой стране мира. Политологический аспект проблемы находится в сфере изучения использования окружающей среды в интересах политических экстремистских группировок. В среде экологических организаций экотерроризм часто выступает средством отстаивания интересов объектов живой природы.
Целью данной работы является рассмотрение экологического терроризма и проблем эффективности противодействия.
Задачи:
- описать сущность, специфику экологического терроризма;
- рассмотреть основные меры по борьбе с экотерроризмом;
- изучить вопрос обеспечения экологической безопасности в РФ.
Объект исследования – экологический терроризм.
Предмет исследования – особенности противодействия экотерроризму.
Методы исследования – анализ, изучение источников и структурирование информации.
1 Сущность и особенности экологического терроризма
1.1 Экологический терроризм: определение
Экологический терроризм имеет сложную понятийную структуру и свою специфику в законодательствах разных стран.
Не существует однозначного юридического определения феномена экологического терроризма.
Экологический терроризм можно квалифицировать как разновидность терроризма и как проявление экологической преступности, что позволяет его классифицировать в рамках уголовного законодательства.
Только в уголовном законодательстве Франции дается четкое определение экологического терроризма как умышленного причинения вреда окружающей среде, человеку и животным .
«Терроризм - нападение на объекты, на которых имеются предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих» .
В правовой системе США различаются подходы к определению экологического терроризма и терроризма с использованием биологического, химического и ядерного оружия. Первый относится к так называемому внутреннему терроризму и по определению ФБР представляет собой вид терроризма, заключающийся в противоправных действиях некоторых экологических организаций, защищающих права животных. В «Патриотическом акте» среди выделенных террористических организаций отдельную позицию занимают «экологические террористические организации». Биологический, химический и ядерный терроризм в американском юридическом толковании не входят в понятие экологического терроризма, а являются самостоятельными видами радикализма, закрепленными в качестве федеральных преступлений терроризма в Федеральном кодексе США.
В российском законодательстве не упоминается термин «экологический терроризм». Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением правительства РФ от 31.08.2002 No 1225-р, содержит понятие «терроризма, создающего опасность для окружающей среды» .
В Федеральном законе «О биологической безопасности в Российской Федерации» в перечне основных понятий, используемых в законе, отсутствует определение «биологического» или «экологического» терроризма. Среди основных биологических угроз выделены как террористические акты с использованием патогенов, так и террористические акты на потенциально опасных биологических объектах.
В уголовном законодательстве России понятие терроризма трактуется в широком смысле без выделения его экологической разновидности. В существующем Федеральном законе No 35-ФЗ «О противодействии терроризму» при выделении понятий, имеющих отношение к актам терроризма и перечисленных в пункте 3 статьи 3, отсутствует понятие «экологический терроризм». Но в статье 7 УК РФ «Пресечение террористических актов в воздухе» термин «экологическая катастрофа» используется в следующем контексте: «...если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей или экологической катастрофы, оружие и военная техника применяются для предотвращения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения...» . Понятие «экологическая катастрофа» употребляется в контексте интерпретации антитеррористической деятельности и имеет косвенное отношение к последствиям террористической диверсии. В целом в других статьях УК среди признаков экологической катастрофы выделяется невозможность восстановления окружающей среды, что может вызвать угрозу существования человечества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абрамова А. А., Особенности субъекта преступления в сфере финансирования терроризма и его криминалистическое значение // Российский следователь. — 2021. — № 5. — С. 38-41
2) Баранова Н. С., Международно-правовой контроль режима нераспространения ядерного оружия // Закон и право. — 2021. — № 7. — С. 154-158
3) Бушмин С. И., Преступления экстремистской и террористической направленности : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2021. — 224 с.
4) Жаворонкова Н. Г., Климатические аспекты национальной экологической политики // Юрист. — 2022. — № 1. — С. 2-8.
5) Курбанова М. М., Терроризм: понятие и формы проявления // Закон и право. — 2021. — № 10. — С. 144-146.
6) Ларченков В. В., Политические конфликты как первопричина терроризма // Власть. — 2021. — № 4. — С. 67-71
7) Литой А., Экологический экстрим : защитники природы объявили войну застройщикам // Новое время. — 2011. — N 14 (199). — С. 19-20.
8) Попова Е. А., Экологический терроризм // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 5. — С. 126-128.
9) Предупреждение чрезвычайных ситуаций радиационного характера и совершенствование систем реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленные радиационным терроризмом // Экологический вестник России. — 2016. — N 12. — С. 38-46.
10) Работяжев Н., Зеленые политики // Природа и человек. XXI век. — 2012. — № 2. — С. 12-15.
11) Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (дата обращения 23.04.2022
12) Романовский Г. Б., Права человека и борьба с терроризмом: зарубежный опыт : монография. — Москва : Проспект, 2021 [т. е. 2020]. — 191, [1] с.
13) Сапрыгина Ю., "Грязный" бизнес заставят ликвидировать экологический вред // Российская Федерация сегодня. — 2021. — № 11. — С. 34-37
14) Терновая О. А., Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления по законодательству Франции // Аграрное и земельное право. — 2016. — № 10. — С. 107-112.
15) Тисленко Д. И., Экологический терроризм : монография. — Москва : Юрлитинформ, 2020. — 206 с.
16) Тишкин Д. Н., Возможные направления корректировки государственной политики России по противодействию организованной преступности в условиях "организационной войны" // Философия права. — 2021. — № 2. — С. 75-81
17) Федеральный закон "О биологической безопасности в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 492-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372659/ (дата обращения 23.04.2022)
18) Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 23.04.2022)
19) Харьков В. Н., Актуальные вопросы развития экологического законодательства в контексте реализации научно-технической политики Российской Федерации // Экологическое право. — 2021. — № 4. — С. 8-12.
20) Щербак И. Н., Стратегия кризисного реагирования Евросоюза в условиях глобальных вызовов // Современная Европа. — 2021. — № 4. — С. 151-160
21) Юсупова Г. И., Теоретико-методологические подходы к исследованию регионального измерения национальной безопасности Российской Федерации // Власть. — 2021. — № 5. — С. 65-71