Фрагмент для ознакомления
2
где n – это число показателей конкурентоспособности;
ki – это поправочный коэффициент;
Пi – это рейтинговая оценка i – показателя.
В таблице 1 отражены оценки показателей конкурентоспособности Пивоваренной компании «Балтика»
Таблица 1 - Формирование оценок показателей конкурентоспособности компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»»
№ Показатель конкурентоспособности ki Пi Пi * ki хi
1 Система управления качеством и продажами 1,2 3 3,6 0,17
2 Тара объемом 3 литра 1,0 2 2 0,09
3 Новинки в ассортименте 1,2 4 4,8 0,22
4 Новый дизайн бутылок 1,2 3 3,6 0,17
5 Высокое качество продукции 1,5 5 7,5 0,35
Σ = 22
2. Формирование «Матрицы нововведений».
На втором этапе осуществляется формирование столбцов матрицы, образующих нововведения. Потом элементы матрицы заполняются рейтинговыми оценками силы влияния каждого нововведения на i – показатели конкурентоспособности. По следующей шкале устанавливается рейтинг влияния
0 – нововведение не оказывает влияния на показатель конкурентоспособности;
1 – слабое влияние;
3 – среднее влияние;
9 – сильное влияние.
Матрица нововведений компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»» отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица нововведений компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»»
№ Показатель конкурентоспособности хi Разработка и выпуск «Zatecky Gus» темное Разработка и выпуск «Carlsberg» темное Разработка и выпуск «Кулер» с лимоном
1 Система управления качеством и продажами 0,17 3 3 0
2 Тара объемом 3 литра 0,09 1 0 0
3 Новинки в ассортименте 0,22 3 3 3
4 Новый дизайн бутылок 0,17 0 3 9
5 Высокое качество продукции 0,35 9 9 0
3. Расчет безусловного и условного индекса нововведений.
На основе «Матрицы нововведений», которая была заполнена выше, производится расчет безусловного и условного индекса влияния каждой инновации на конкурентоспособность компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»».
Ценность инновации для повышения конкурентоспособности предприятия показывает условный индекс.
По следующей формуле можно рассчитать условный индекс влияния инноваций:
, (2)
где m – это количество нововведений;
n – это количество показателей конкурентоспособности;
уij – это оценка силы влияния j-го нововведения на i-ый показатель конкурентоспособности;
хi - это относительная рейтинговая оценка показателя.
По следующей формуле можно произвести расчет безусловного индекса:
, (3)
где уij – это оценка силы влияния j-го нововведения на i-ый показатель конкурентоспособности;
n – это количество показателей конкурентоспособности;
уij max – это оценка максимальной силы влияния нововведений на показатели конкурентоспособности;
хi - это относительная рейтинговая оценка показателя.
Расчет безусловного индекса предоставляет возможность отнести инновацию к конкретной классификационной группе. Нововведения, которые имеют значение безусловного индекса ниже 0,4, могут считаться рационализирующими. Нововведения, безусловный индекс которых от 0,4 до 0,7, относятся к улучшающим нововведениям. А нововведения, значение безусловного индекса которых выше 0,7 – базисные.
Результаты расчетов сведены в таблицу 3.
Таблица 3 - Условные и безусловные индексы влияния
№ Показатели конкурентоспособности Нововведения
Разработка и выпуск «Zatecky Gus» темное Разработка и выпуск «Carlsberg» темное Разработка и выпуск «Кулер» с лимоном
1 Безусловный индекс 0,6 0,73 0,3
2 Условный индекс 38,58 % 42,26 % 19,16 %
Следовательно, условный индекс свидетельствует о том, что разработка и выпуск «Zatecky Gus» темное повысит конкурентоспособность на 38,58 %, «Carlsberg» темное на 42,26 %, а «Кулер» с лимоном на 19,16 %.
Показатели безусловного индекса свидетельствуют о том, что первая инновация является улучшающей, вторая инновация – базисная, а третья инновация – рационализующая. К реализации в компании могут быть приняты только улучшающие и базисные инновации.
На основе проведенных расчетов можно выбрать самое эффективное нововведение, ценность вклада которого в конкурентоспособность компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»» максимально и с позиции классификационных групп – нововведение относится к классу улучшающих или базисных инноваций. В настоящем исследовании наглядно видно, что таким улучшением является второе новшество, то есть разработка и выпуск нового сорта пива - «Carlsberg» темное.
2.2. Составление программы освоения новшества
Разработка общей стратегии управления развитием ООО «Пивоваренная компания Балтика» давно стала центральным местом современного менеджмента, тогда как стратегии, ориентированные только на оперативные и функциональные аспекты, недостаточны. В современных условиях чрезвычайно важной составляющей менеджмента многопрофильного ООО «Пивоваренная компания Балтика» является создание стратегической пирамиды, имеющей как минимум четыре организационных подуровня: функциональный (определяющий стратегию для каждого функционального направления, определяемого сферой деятельности), корпоративный (дочерние компании и подразделения), деловой (по видам деятельности) и операционный (для структурных единиц).
Общий инновационный уровень, то есть перспективы развития и обновления продукции, производственных мощностей, технологий и т.д., определяет выбор инновационной стратегии. Иначе говоря, инновационное развитие, в отличие от технического и научно-технического, характеризует будущие возможности развития ООО «Пивоваренная компания Балтика» за счет внутреннего интеллектуально-технического потенциала.
Правильный прогноз для ООО «Пивоваренная компания Балтика» позволяет более обстоятельно и точно проанализировать уровень инновационного развития и включает в себя прогноз научно-технический, направленный на выявление перспективных принципов и путей развития производства. Обычно такой прогноз создается по четырем направлениям: продукция, функции, технология, партнерство; по итогам этих исследований оцениваются более частные стороны инновационного процесса, детализируются имеющиеся данные о состоянии финансового дифферента между текущим и будущим положениями с позиций выбора из числа альтернативных методов его устранения. Такой выбор требует анализа структуры инноваций, проводимых предприятием, на предмет их соответствия будущим вызовам рынка с точки зрения мощностей производственной базы, а также оценки тенденций и особенностей жизненного цикла инноваций - не только отдельного производителя, но и отрасли в целом. Полученная таким образом информация используется для более детальной оценки способности ООО «Пивоваренная компания Балтика» к инновационному развитию и производится расчет ожидаемого технологического дифферента с учетом факторов, влияющих на методы и формы распространения технологий, наиболее эффективные для данного производителя. В зависимости от инновационного уровня, используемых технологий и наработанного информационного запаса производитель может выбирать разную степень инновационной «вовлеченности», однако, как показывает практика, наиболее эффективной формой являются покупки лицензий, включающих обучение персонала; приобретение комплексных объектов «под ключ»; регулярный обмен специалистами и опытом в научно-технической сфере.
Для оценки материально-ресурсной базы, которой будет обеспечена инновационная стратегия, как самостоятельный этап проводится исследование ресурсных распределительных потоков в перспективной инновационной среде и в области НИОКР.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
2. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным разви- тием / Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2007. – 411 с.
3. Абакумов В.В. Основы менеджмента. – М., 2007. – С. 240.
4. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. – М., 2007. – С. 672.
5. Парадеева И.Н. Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на инновационную деятельность малых предприятий // Актуальные вопросы экономических наук. - № 21-1. – 2011. – с. 144-148.
6. Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В.С. Рубашный. – Минск: ФУАинформ, 2014. – 367 с.
7. Русинов, Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов / Ф. Русинов, Н. Минаев. — М., 2014. — № 23. с.25.
8. Сержинский, И. Как достичь инновационной восприимчивости / И. Сержинский // Финансы, учет, аудит. – 2014. – №3. – С. 12-14.
9. Слонимский, А.А. Методологические рекомендации для определения приоритетов научно-технологического и инновационного развития / А.А. Слонимский // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2013. – №11.
10. Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности / Под науч. ред. П.Г. Никитенко. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2014. – 145 с.
11. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 476 c.
12. Хмелькова Н.В., Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 1.
13. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c.
14. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М., 2008. – С. 288.
15. Экономика предприятия: учебник. / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 314 с.