Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы связана с проблемой "текучки" кадров в туристских организациях, связанной, часто, с ненормированным рабочим днем, необоснованными претензиями клиентов, отсутствием профессиональных перспектив и.т.п. Проблемы такого рода нецелесообразно оставлять неконтролируемыми, их необходимо решать профессионально, с привлечением всех доступных технологий менеджмента, поскольку стабильный коллектив – залог успеха и формирования положительной репутации любой организации.
Цель курсовой работы: изучить основные методы управления персоналом.
Объект курсовой работы: организационно-управленческая деятельность туристической организации.
Предмет курсовой работы: возможность применения методов управления персоналом для решения управленческих задач.
Методы исследования: аналитический, сравнительный.
Курсовая работа состоит из следующих пунктов:
- введение;
- глава 1 - теоретические основы организации деятельности на базе предприятия;
- сущность и значение методов управления организацией;
- вывод по 1 главе;
- глава 2 - анализ внутренней и внешней среды предприятия;
- организация и управление предприятием;
- анализ кадровой политики предприятия;
- анализ финансовой деятельности и материально-технической базы предприятия;
- анализ внешней среды предприятия. SWOT-анализ;
- вывод по 2 главе;
- заключение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и значение методов управления организацией
Методы управления — способы выполнения функций управления. совокупность способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью достижения установленных целей. Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Классификация методов управления по содержанию:
1) экономические;
2) административные (организационно-распорядительные);
3) социально-психологические.
Особенность: методы управления по характеру воздействия тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Экономические методы управления — способы и приемы воздействия на людей, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов. Содержание экономических методов — целенаправленное воздействие на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения оптимальных результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами.
Административные методы (организационно-административные или организационно-распорядительные) управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных:
- через административные приказы;
- на основе заключенных договоров;
- через распоряжения и требования;
- уставы и регламенты;
- правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.
Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.
Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы. Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение. Разновидности социально-психологических методов:
- убеждение;
- внушение;
- «заражение»;
- демонстрация примеров поведения.
Социально-психологические методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.
Модель организационно-экономического механизма управления отражена в Приложении 1.
Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее сжатые сроки при условиях рационального использования всех видов ресурсов. По содержанию методы управления идентифицируются с основными функциями управления: планированием, мотивированием, контролированием и регуляцией. Между ними существует тесная связь и взаимообусловленность. Каждый метод имеет элементы поощрения и наказания. Классификация методов по направленности действия основана на характере влияния их на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива организации в целом. Мотивы деятельности основываются на реальных материальных и духовных потребностях. Направленность методов характеризуется тем, на какие конкретно мотивы они влияют. Исходя из этого, выделяют четыре группы методов - материальной, социальной, психологической и властной мотивации [1].
За организационными формами действия выделяют методы прямого (непосредственного) влияния, постановки цели, создания стимулирующих условий. На сущность и соотношение методов управления влияют формы и модель хозяйственного механизма в обществе.
При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, при¬емов и подходов, сокращающих затраты времени и других ре¬сурсов на постановку и реализацию целей [4].
Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразде¬ление, компанию и т.д.).
Содержание методов управления - это совокупность специ¬фических приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления - способы воздей¬ствия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий) [6].
В практике управления туристскими предприятиями од¬новременно применяют различные методы и их сочетания.
Следует отметить, что в экономической литературе нет еди¬ного толкования содержания, объекта воздействия и классифи¬кации методов управления. Но вне зависимости от способа клас¬сификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осущес¬твляющих различные виды трудовой деятельности. В конкрет¬ном методе управления определенным образом сочетаются и со¬держание, и направленность, и организационная форма.
Зная особенности поведения, характер каждого человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и разви¬тия трудовых коллективов является соблюдение принципа пси¬хофизиологической совместимости. Японские социологи утвер-ждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, про¬изводительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает про¬изводительность труда.
Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психо¬логические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллекти¬вов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые пред¬ставляют собой совокупность специфических способов воздей¬ствия на личностные отношения и связи, возникающие в трудо¬вых коллективах, а также на социальные процессы, протекаю¬щие в них [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Бирилов И.Т. Менеджмент туризма [Текст]: учеб. -метод. пособие / И.Т Балабанов. – М.: Инфра-М, 2004 - 176 с.
3. Виханский А.И. Введение в туризм [Текст]: учеб. пособие / А.И. Виханский. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. – 576 с.
4. Жданова А.О. Финансовый анализ предприятия. [Текст] / А.О. Жданова. - М.: Инфра-М, 2007.- 332 с.
5. Кабушкин Н.И. Менеджмент в туризме. [Текст]: учебник / Н.И. Кабушкин. - М.: Инфра-М, 2007.- 492 с.
6. Калинина И.А., Масленникова, В.В. Методы как часть механизма управления//https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/tmbtkaf/Documents/5.2.%20Презентация.%20Методы%20управления.pdf
7. Качалов А.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности [Текст]: учеб. для вузов. /А.М. Качалов, Г.Б. Петров, В.М. Ананьев. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 383 с.
8. Кириллова А.Т., Менеджмент и анализ [Текст]: учеб. пособие. / А.Т. Кириллова, А.О. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.- 479 с.
9. Крылова Г.Д. Соколова М.И., Менеджмент [Текст]: учеб. пособие /. – Просвящение, 2003. - 256 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие. / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2001. – 336с.
11. Финансовый менеджмент: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 258 с.
13. Чудновский А. Д. Менеджмент туризма [Текст]: учебник / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 288 с.: ил.
14. Ключников А.В. Основы менеджмента: учебное пособие / А.В. Ключников; Российская международная академия туризма. – Москва: Советский спорт, 2010. – 172 с.: ил. – (Профессиональное туристское образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258227
15. Менеджмент в гостинично-туристическом бизнесе: учебное пособие: [16+] / И.В. Мишурова, Е.Н. Бандурина, О.В. Гудикова и др.; под ред. И.В. Мишуровой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Факультет Менеджмента и предпринимательства. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. – 332 с.: табл., граф., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567420 (дата обращения: 17.12.2019). – Библиогр.: с. 325–330.
16. Официальный сайт туристического оператора "Хазина Тур" / https://xazina.travel, hazinatur.ru/about
17. Сайт Федерального агентства по туризму. Реестр туроператоров / https://tourism.gov.ru/operators/show.php?id
18. Авдеев В.Ю. Финансовое состояние ООО "ХАЗИНА ТУР СЕРВИС"/Сайт "Testfirm"// https://www.testfirm.ru/result/1655299552_ooo-khazina-tur-servis