Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все государства, от архаичных до постиндустриальных держав, заинтересованы в соблюдении установленных ими правил поведения. Однако принятие нормативных правовых актов не всегда означает, что они будут исполняться. В результате возникает разрыв между идеальной стороной законности, закрепленной в правовых актах, и реальным положением дел. Но эта проблема будет существовать, пока существует публичная власть. В современной юридической науке понятие законности не имеет единообразного определения и по-прежнему носит достаточно дискуссионный характер. Структуру законности можно определить как систему взаимосвязанных элементов, включающих в себя: наличие правовой конституции и законодательства; иерархию нормативных правовых актов; верховенство закона; соответствие закону всех нормативных правовых актов; полное и точное осуществление, реализацию конституции в действиях субъектов правовых отношений; гарантии действия конституции и законов; полноту механизма обеспечения законности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с законностью.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие законность, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение понятие, принципы и гарантии обеспечения законности.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие законности;
• исследовать принципы законности;
• изучить гарантии обеспечения законности;
• проанализировать практическую реализацию законности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и принципы законности
1.1. Понятие законности
Законность как социальное явление имеет правовую, политическую, идеологическую, нравственную и психологическую составляющие.
Основой законности как правовой категории традиционно считается строгое соблюдение и исполнение законов. При таком подходе первопричиной возникновения идеи законности как правовой категории считается «необходимость легализации деятельности политической власти как условия поддержания баланса интересов человека - общества - государства», что обусловлено восприятием действующего закона в качестве действительного выразителя всеобщей справедливости.
Однако такое понимание идеи и основы законности в условиях всеобщего признании принципа верховенства права как передового внутригосударственного способа организации жизни общества, международного консенсуса и выживания цивилизации вообще не учитывает современного состояния понимания права. Поэтому ученые много раз обращались к исследованию данного явления как правовой и научной категории.
Режим конституционности, означающий соответствие всех законов конституции, и режим правоконституционности, означающий соответствие самой конституции всеобщим принципам свободы, равенства и справедливости, так же как категории «законность», «правозаконность» или «конституционная законность», не охватывают в своем содержании такого явления, как закономерности постоянного возникновения в правовом государстве несогласованности внешнего проявления воль субъектов общественных отношений. Проявление такой несогласованности обусловлено конституционными положениями, устанавливающими свободу в экономике и плюрализм в политике, которые нельзя отменить или запретить в условиях правового государства. Из этого, в свою очередь, вытекает потребность в непрерывном властном интегрировании указанной несогласованности путем постоянного творения равновесия, выступающей в современную эпоху важным легитимным внешним выразителем меры справедливости, свободы и равенства с позиций понимания их исходя из общечеловеческих идеалов и ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена 18.12.1979. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII.- М., 1983. С. 26 - 36.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
8. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
9. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» // Собрание законодательства РФ, 26.03.2001, N 13, ст. 1256.
10. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // Российская газета, спецвыпуск, N 78/1, 11.04.2013.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, 2005.
12. Амирбеков К.И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 2.
13. Ашиткова Т.В., Бессарабов В.Г. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3. С. 28.
14. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. – 448 с.
15. Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной функции // История государства и права. 2012. N 14. С. 33.
16. Краснов И.А. Специфика законности в федеративном государстве: на примере Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. – 27 с.
17. Рябцев В.П. Возникновение, становление и общая характеристика законности как правовой категории и социального явления // Законность в Российской Федерации. М.: Контракт, 2008. – 328 с.
18. Рябцев В.П. Основное содержание и современное состояние теории законности // Законность в Российской Федерации. М.: Контакт, 2008. С. 1 – 25.
19. Протопопова Н.В., Мыльникова Ю.В., Дружинина Е.Б., Одарева Е.В. Реализация федеральных и областных программ для лечения бесплодия в браке // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2012. N 3-1 (85). С. 107.
20. Путило Н.В. Законность в сфере здравоохранения // Законность в Российской Федерации: Монография. М., 2008. - 624 с.
21. Рябцев В.П., Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 6.
22. Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3 (147). С. 3.
23. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 623 с.
24. Шибина А.В. Некоторые проблемы обеспечения законности в сфере здравоохранения, связанные с реализацией репродуктивных прав // Медицинское право. 2015. N 6. С. 40.