Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспортный комплекс является одним из важнейших в национальной экономике любого современного государства, поскольку он обеспечивает перемещение пассажиров и грузов, как между частями страны, так и трансграничные, без чего в настоящее время невозможна экономическая деятельность в принципе. Современная глобальная экономика, как модель, использующая сравнительные преимущества производства тех или иных товаров в различных частях страны и мира, стала возможной только благодаря развитию транспортной системы, позволяющей осуществлять надежное, быстрое и достаточно дешевое междугородное и международное транспортное сообщение. Крупные современные города, в которых проживают сотни тысяч и миллионы человек, просто не могли бы существовать без постоянного подвоза продовольствия, топлива, сырья и комплектующих для промышленных предприятий и других ресурсов, бесперебойное поступление которых и обеспечивает транспортный комплекс. Более того, транспортный комплекс, обеспечивая физическую доступность грузов и пассажиров из разных частей страны формирует и обеспечивает единство ее экономического, социально-культурного и, в конечном счете, политического пространства. Однако, транспорт, являясь средством перемещения больших объемов пассажиров и грузов, играет и важную непосредственную роль в формировании территориальной структуры национальной экономики, системы расселения и социальной системы. Места наиболее активного и эффективного функционирования транспортного комплекса (крупные линейные коммуникации, транспортные узлы и пр.) становятся (пусть и не сразу) важными промышленными центрами и значительными центрами системы расселения.
Особенно актуальной работа транспортного комплекса является для функционирования экономики и социальной системы Российской Федерации – крупнейшего по занимаемой территории государства современности, имеющего также и обширные международные связи. На деятельность транспорта, например, в 2019 году приходилось 5,9% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, что было выше, чем доля ВВП, в таких отраслях, как строительство (5,1%), сельское и лесное хозяйство (3,4%), обеспечение электроэнергией, газом и паром (2,3%) . Результат деятельности транспортного комплекса – это транспортные услуги, т.е. продукт, не подлежащий хранению, имеющий ценность только в момент исполнения и только при своевременном исполнении в полном объеме. Это обусловливает специфику экономической деятельности транспортного комплекса, в том числе в вопросах организации предоставления транспортных услуг, их регулярности и стоимости.
Российская Федерация, обладая наибольшей площадью среди государств современности (17125,2 тыс. км2 или 11,4% от площади суши Земли), характеризуется и значительными различиями природных и социально-экономических условий и ресурсов территории. Соответственно, различные территории страны предъявляют и разные требования (в форме спроса на транспортные услуги) к уровню развития и характеру функционирования транспортного комплекса. Эти требования и специфика развития транспортной системы являются важными факторами хозяйственного развития территорий страны различного административного ранга и географического положения, которые необходимо учитывать при решении широкого круга вопросов хозяйственной и социальной практики и в теоретических исследованиях на темы региональной и национальной экономики и политики.
Целью настоящей работы является рассмотрение транспортной системы Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО).
Его задачами являются:
• Социально-экономическая характеристика округа;
• Анализ развития транспортного комплекса на его территории, а также рассмотрение степени обеспеченности экономики и социальной сферы СКФО транспортными услугами;
• Характеристика проблем и перспектив развития транспортного комплекса в СКФО.
В качестве методов исследования в данной работе используются: сравнительно-описательный, исторический, картографический, аналитический.
1. Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – группа регионов на юге Европейской части России, которые занимают территорию Предкавказья и северного макросклона Большого Кавказа в его центральной и восточной части. В состав федерального округа входит Ставропольский край и национальные республики Кавказа: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Республика Дагестан (рис. 1).
Рисунок 1. Административно-территориальное деление Северо-Кавказского федерального округа
Административным центром СКФО является город Пятигорск – единственный случай в стране, когда административный центр федерального округа не является административным центром одного из его регионов. В своем современном составе округ был образован 19 декабря 2010 года из вышеперечисленных регионов, которые были выведены из состава Южного федерального округа (ЮФО). Его южная граница совпадает с границами Российской Федерации на Кавказе с Грузией и Азербайджаном, а на востоке СКФО омывается Каспийским морем. Также СКФО граничит с регионами Российской Федерации, входящими в состав ЮФО: с Краснодарским краем на западе, Ростовской областью на северо-западе и Республикой Калмыкия на севере. К государственной границе имеют выход все республики, к побережью Каспийского моря – Республика Дагестан. Из всех субъектов Федерации в составе СКФО внутреннее положение имеет только Ставропольский край. Площадь округа составляет 170,4 тыс. км2 (1% от площади Российской Федерации), при этом, на его территории проживает 9,97 млн. человек или 6,9% населения страны. Плотность населения (58,5 чел/км2) практически в семь раз выше средней плотности населения по стране.
В разрезе регионов площадь и население СКФО выглядят следующим образом (таблица 1)
Население СКФО распределено по его территории неравномерно, что во многом обусловлено особенностями природной среды. Наиболее заселенной является полоса высоких предгорных равнин и межгорных депрессий в низкогорьях Большого Кавказа. С удалением от горной системы к северу на более равнинные территории, нарастает континентальность и сухость климата, что отрицательно сказывается на возможности ведения сельского хозяйства и общей комфортности проживания. На юг, по мере роста высоты гор, увеличивается увлажнение, но, при этом, снижается температура воздуха (что также является фактором, ухудшающим условия ведения сельского хозяйства), кроме того, резко нарастают затруднения и риски в хозяйственном использовании территории, обусловленные характером рельефа. Особенности положения территории регионов федерального округа относительно горного сооружения Большого Кавказа в заметной мере сказываются на характере расселения и плотности населения. Так, наибольшей плотностью населения характеризуется Республика Ингушетия, 2/3 территории которой – это предгорья и низкогорья. В субъекте же с наименьшей плотностью населения в округе – Карачаево-Черкесской Республике 2/3 территории заняты среднегорьями и высокогорьями (здесь находится, в том числе и высочайшая вершина России – гора Эльбрус). Разница в плотности населения этих субъектов Федерации практически четырехкратная. Сравнительно невысокую плотность населения относительно региона в целом имеют и такие его субъекты, как Ставропольский край, большая часть территории которого расположена на засушливых равнинах Предкавказья и Республика Дагестан, часть которой также располагается на равнинах Предкавказья, а часть – в высокогорьях Большого Кавказа. Однако, природный фактор – важный, но не единственный в распределении населения региона. Немаловажное значение в этом вопросе имеют и культурно-исторические факторы. Например, в Республике Ингушетия высокая плотность населения связана также и с тем, что здесь традиционно высока рождаемость, что способствует заметному